План самообразования педагога «Развитие речи старших дошкольников в процессе наблюдения за явлениями природы»

Елена Шибанова
План самообразования педагога «Развитие речи старших дошкольников в процессе наблюдения за явлениями природы»

Актуальность.

Развитие словаря дошкольников - актуальная проблема методики развития речи. Содержание словарной работы в дошкольном учреждении определяется программой развития и воспитания детей. Одним из путей ее решения нам представляется ознакомление с природой, формирование у детей эмоциональной отзывчивости и эстетического сознания.

Согласно программе дошкольники усваивают природоведческий словарь: названия животных, растений, явлений неживой природы. Ребенок приобщается к природе очень рано. Он интересуется окружающим с ранних лет, по-своему хочет ощутить то, что видит, или просто хочет вступить в игру с той живой «игрушкой», которая ползает рядом, порхает поблизости, ласкается к нему (Николаева).

Великий Ушинский утверждал, что неоценимо значение родной природы как средства развития речи и воспитания любви к Родине. Он писал, что природа - один из могущественных факторов (агентов) воспитания и развития человека. И самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Природа - это мир, который начинают познавать с детства. А для этого важно научить ребенка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать, как прекрасно то, что связывается с понятием Родина.

Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром, в том числе и с природой, осуществляется с помощью различных методов и средств. Важнейшим методом является наблюдение (О. И. Соловьева, А. М. Бородич). Авторы подчёркивают, что наблюдение широко используется на экскурсиях в природу, за каким-нибудь процессом (трудом взрослых, уходом за животными и т. п.).

Дети дошкольного возраста высказывают свои суждения о вещах, явлениях и переживают в связи с этим эстетические чувства. Мы убеждены, что природа, со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником эстетических переживаний ребёнка, которые ребёнок передаёт посредством языка в своей речевой деятельности.

Умение видеть, понимать и создавать прекрасное в природе обогатит духовную жизнь маленького человека, сделает её богаче, интереснее, даст ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. Огромная роль в этом процессе отводится взрослым, и в первую очередь родителям и педагогам (Н. Ф. Виноградова).

Цель:

Повышение компетенции воспитателя в вопросах развития речи старших дошкольников в процессе наблюдения за явлениями живой и неживой природы.

Задачи:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Обогащать развивающую среду группы дидактическими материалами и играми по развитию речи.

3. Разработать систему работы по обогащению словаря дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности и самостоятельных наблюдений за природными явлениями.

4. Привлекать родителей к образовательному процессу.

Этапы работы.

Изучение методической литературы.

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи дошкольников/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М., 2006.

2. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в природе/ Н. Ф. Виноградов. - М., 1984.

3. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические рекомендации для работы с детьми/ В. В. Гербова. - М., 2007.

4. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Под редакцией П. Г. Саморуковой. – 2-е изд., - М. : Просвещение, 1983. – 207с.

5. Колодина, Л. Воспитание бережного отношения к природе // Дошкольное воспитание. – 1981- №10.-с. 34.

6. Кондратьева, Н. Н. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста// Автореф. дисс. канд. пед. наук/ Н. Н. Кондратьева. - Л., 1986.

7. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. Пособие для пед. училищ по спец. «Дошк. Воспитание»/ Под ред. П. Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1991. - 240с.

Посещение городских методических объединений.

Повышение квалификации педагога.

Просмотр материалов и методических рекомендаций на сайте по дошкольному образованию

(http://www.maam.ru, «Детский сад. ру» http://wwwdetskisad.ru, «Фестиваль педагогических идей» http//festival.1september.ru)

Пополнение развивающей среды группы новыми материалами:• Д/и «Прогноз погоды»

• Альбом «Животные Севера»

• Альбом «Животные жарких стран»

• Макет «Животные Севера»

• Энциклопедия «Моя первая энциклопедия»

• Энциклопедия «Географический атлас»

• Энциклопедия «Атлас животного мира»

• Журналы «Насекомые и их знакомые»

• Природный уголок для старших дошкольников.

Работа с родителями.

• Консультация на тему «В союзе с природой»

• Родительское собрание «Значение уровня развития речи детей для успешного обучения в школе»

• Выставка поделок из природного материал (совместное творчество детей и родителей) «Осень пора золотая, осень – пора урожая»

• Консультация на тему «Развиваем речь детей, читая книги о природе»

• Консультация на тему «Однажды в студёную зимнюю пору… или как обучить ребёнка описательному рассказу»

• Совместная экскурсия в весенний дендрарий «Лес проснулся веткой каждой»

Творческий отчёт о проделанной работе.

Публикации по теме:

Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация "Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ" создана после выхода в свет Приказа Министерства.

Проектная деятельность в ДОУПроектная деятельность в ДОУ Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
План самообразования педагога «Развитие речи старших дошкольников в процессе наблюдения за явлениями природы»
Опубликовано: 14 февраля 2014 в 19:59
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
Фотоотчет «День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему»
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...