МААМ-картинки

План самообразования воспитателя по теме «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»

Елена Евгеньевна Лазарева
План самообразования воспитателя по теме «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»

Актуальность

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

Публикация «План самообразования воспитателя по теме „Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Таким образом, актуальность проблемы по развитию сенсорному развитию детей дошкольного возраста видится в новых инновационных подходах, которые создают необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Цели

1. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности с целью расширения представлений о развитии сенсорных представлений детей младшего дошкольного возрастапосредством дидактических игр и упражнений.

2. Показать актуальность сенсорного развития в детском саду.

Задачи

1. Изучить научно-теоретический материал, нормативную базу реализации ФГОС ДО в образовательную практику, систематизировать полученные знания.

2. Наметить основные задачи работы по развитию сенсорных представлений детей дошкольного возраста.

3. Разработать перспективный план работы с детьми по развитию сенсорных представлений

4. Повысить собственный уровень знаний путем:

Прохождения курсов повышения квалификации;

Изучение учебной, справочной и научно-методической литературы по данной теме;

Посещение РМО;

Самообразование;

5. Обобщить и распространить педагогический опыт.

6. Помочь детям овладеть навыком игры в дидактические игры.

7. Прививать интерес к дидактическим играм и упражнениям.

8. Сформировать навыки самостоятельной деятельности;

9. Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

10. Развивать любознательность, наблюдательность.

Планируемый результат

1. Повышение профессиональной компетенции, помогающей выстраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога ДОО.

2. Повышение компетентности в вопросах использования разнообразных техник в работе с детьми дошкольного возраста

3. Развития у детей умений различать предметы по цвету, величине и форме, навыка самостоятельной деятельности, обогащение словаря детей словами обозначающими цвет, форму, величину, активное пользование словарным запасом

4. Просвещение и привлечение родителей к работе по данной теме

В процессе моей работы над развитием предметной деятельности по воспитанию сенсорных способностей я предполагаю, что у детей сформируются следующие интегративные качества:

Интегративное качество: «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками».

Проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, с несложными движениями.

Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, владеет доступные возрасту навыками самообслуживания.

Интегративное качество: «Любознательный, активный».

Принимает участие в играх (подвижных, театрализованных, сюжетно-ролевых, проявляет интерес к игровым действиям сверстников.

Проявляет интерес к окружающему миру природы.

Принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

С интересом слушает сказки, рассказы воспитателя; рассматривает картинки, иллюстрации.

Проявляет активность при подпевании и пении, выполняет простейшие танцевальные движения.

Интегративное качество: «Эмоционально отзывчивый».

Проявляет положительные эмоции в процессе самостоятельной двигательной деятельности.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные произведения (потешки, песенки, сказки, стихи).

Эмоционально и заинтересованно следит за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки) и объектов природы (растения, животные).

Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различает весёлые и грустные мелодии.

Интегративное качество: «Овладевший средствами общения и способамивзаимодействия со взрослыми и сверстниками».

Уметь играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявлять интерес к совместным играм небольшими группами.

Может по просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта.

Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.»

Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.

Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице (не бегать, не кричать, выполнять просьбы взрослого) и соблюдает их.

Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).

Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту».

Проявляет желание самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.

Сооружает элементарные постройки по образцу, проявляет желание строить самостоятельно.

Ориентируется в помещении группы и участка детского сада.

Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».

Имеет первичные представления о себе: знает своё имя, свой пол, имена членов своей семьи.

Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».

Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по названию, цвету, размеру.

Отвечает на простейшие вопросы («кто?», «что?», «что делает?»).

Выполняет простейшие поручения взрослого.

Проявляет интерес к книгам.

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками».

У ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Методы и приёмы

Из методов по сенсорному воспитанию я выделила два основных сенсорномоторных метода-обследования и сравнения. Обследование — специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.

Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.

Обследование может идти по контуру (плоскостные предметы) или по объему (объемные предметы); оно зависит от деятельности, которой будет заниматься ребенок. Например, обводя предмет по контуру, мы с детьми выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, которая становится основной в рисовании.

На ощупь познают объемную форму предметов, ощупывающие движения ложатся в основу изображения предмета в лепке.

При подготовке к другим видам деятельности, например к труду, я отбираю соответствующие способы обследования. Так, чтобы определить свойства бумаги и ткани я предлагаю детям послушать, что происходит, когда мнут бумагу и ткань, попробовать разорвать лист бумаги и кусочек ткани, постирать в воде кукольное платье из бумаги и из ткани. А для того чтобы сформировать полноценный образ лимона, кроме названных способов обследования, его еще нужно понюхать, полизать или попробовать.

Важно, чтобы дети научились выделять существенные признаки, значимые для той или иной деятельности.

Общая схема обследования предполагает определенный порядок:

восприятие целостного облика предмета;

выделение его главных частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.);

определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т. д.);

выделение мелких деталей (частей) и определение их величины, соотношения, расположения и т. д. ;

повторное целостное восприятие предмета.

Сравнение — это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий. Первоначально выделенное лишь общее представление о предмете затем сменяется более определенным и детальным восприятием.

При помощи сравнения дети обследуют предмет который поможет установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решит задачу усвоения общепринятой системы сенсорных эталонов. Подчеркнем, что сравнение, являясь компонентом осмысленного восприятия предметов (объектов, явлений, способствует формированию правильных представлений о них, создает основу для обобщения и систематизации знаний.

Формы:

- занятия (с игровой мотивацией, интегрированные, традиционные).

- целевые прогулки экскурсии

-развлечения и досуг (праздник воздушного шарика, солнечных зайчиков.)

Методы:

- Словесный (беседа)

- Наглядный (наблюдение, демонстрационный опыт,

- практический (опыты)

- объяснительно - репродуктивный ( применяется при решении следующих задач:

* познакомить с чем-то.

* дать или расширить представления о чем -то.

- продуктивный метод (готовые знания реализуются в практической деятельности. «Повторяй за мной»)

- метод проблемного изложения (это решения проблемных ситуации в разных условиях)

Приемы:

- сообщение

- описание

- объяснение

- инструкции

- постановка вопроса

- показ (демонстрация) опыта

Развивающая среда

Проанализировав состояние предметно-развивающей среды в своей группе, я решила привести её в соответствие с современными гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей в группе все игровые материалы расположила на открытых, доступных детям полочках-шкафчиках в поле зрения малышей, чтобы ребёнок без труда мог достать и положить необходимые ему предметы. Для обогащения смыслового содержания действий с предметами я изготовила сенсорную доску.

Изучив литературу С. Л. Новосёловой, Э. Г. Пилюгиной, а также книгу Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой «Материалы и оборудование для детского сада», пополнила игровую среду группы следующими материалами: рамки-вкладыши с геометрическими формами, набор разноцветных шумовых коробок, рамки с разными видами застёжек, набор для забивания: молоточек с втулками, объёмные вкладыши, разные виды пирамидок.

Оформила «сенсорную зону», где находятся все материалы для развития восприятия цвета, формы и величины предметов, а также для развития слухового восприятия и пространственных отношений.

Это различные пирамидки; предметы-вкладыши (матрёшки, кубы, коробочки, шары и др.) дощечки с плоскими геометрическими вкладышами; объёмные контейнеры с отверстиями разной формы; плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) ; объёмные геометрические формы (шар, призма, куб, кирпич); центр для игры с водой и песком; для развития мелкой моторики рук (шнуровки, мозаики, бусинки и пуговицы разного цвета и размера, бутылочки с закручивающимися крышками и др.);шумящие коробочки, звоночки; предметные картинки с изображением больших и маленьких животных, предметов мебели, посуды, одежды и др.

Для развития мелкой моторики рук и сенсорного развития изготовили дидактические игры: «Паровозик» и «Божья коровка». Разноцветные вагончики паровозика способствуют закреплению представлений о цвете, а пассажиры –животные развитию режиссёрской игры. «Черепаха» наши дети постоянно оказывают помощь: то молнию застегнут, то шнурки завяжут, или клепки, пуговицы, тем самым развивают мелкую моторику рук.

Старалась, чтобы все предметы были яркими, красочными, привлекающими внимание детей и вызывающие у них положительные эмоции. Для восприятия формы, размера и цвета использую дидактические кубики с прорезями или углублениями разного цвета и размера.

Каждому успешному действию малыша восхищаюсь, высказываю одобрение, хвалю за самостоятельность.

Все групповое пространство должно быть распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети должны знать, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка. Так, в предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные.

Кроме центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах должны быть оборудованы центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности.

Перспективный план работы по самообразованию

Этапы Содержание работы

2016/17г. г. - выявление проблемы, теоретическое изучение вопроса

- изучение научно – методической литературы:

Баранова Е. В., Савельева А. М. «От навыков к творчеству»

«Воспитание сенсорной культуры ребенка

Венгер Л. А. Пилюгина Э. Г. Венгер Н. Б.

Маклаков А. Г. Общая психология.

Немов Р. С. “Психология” Учеб. Для студентов высш. Пед. заведений.

Баранова Е. В., Савельева А. М. «От навыков к творчеству»

«Воспитание сенсорной культуры ребенкаВенгер Л. А. Пилюгина Э. Г. Венгер Н. Б.

Гамезо М. В., Домашенко И. А. // Атлас по психологии.

Грановская Р. М. “Элементы практической психологии”.

- изучение современных форм работы, технологий;

- изучение опыта работы воспитателей, информации по теме посредством интернет сообществ педагогов(maam.ru, nsportal .ru и др.).

- изучение статей в журналах по данной теме :

«Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»

- посещение РМО

- знакомство с передовым педагогическим опытом других педагогов по данной теме.

Практический 2016-2017г. - проведение специальной диагностики развития сенсорной культуры детей 2-й младшей группы.

-разработка методического комплекса по теме самообразования

- создание развивающей среды;

- подготовка консультаций для педагогов и родителей;

- изготовление пособий и дидактических игр,

конспектов занятий различных видов деятельности.

-Внедрение разработанного комплекса в образовательную деятельность с детьми.

Обобщающий 2016-2017г.

- систематизация и обобщение накопленного опыта работы;

- оформление результатов работы по теме : фотовыставка «Страна сенсорики»

- составление доклада –отчета о проделанной работе по теме самообразования.

-выступление по итогам работы и обмену опытом на педагогическом совете в МБДОУ детский сад № 18 «Рябинушка»

- транслировать накопленный мной опыт посредством интернет сообществ педагогов (maam.ru, nsportal .ru).

-выступление на родительском собрании с отчетом по результатам проделанной работы.

План работы с детьми

на 2016-2017уч. год

Создание предметно-развивающей среды окружающей ребёнка В течение года

Проведение игр:

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений :

«Чудесный мешочек»,

«Определи на ощупь» (найти предметы, различающиеся по одному признаку)

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа материала)

«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

«Найди пару» (предлагается найти на ощупь пары одинаковых фигур) Сентябрь –

Ноябрь

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

«Найди предмет указанной формы» (ребёнку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

«Из каких фигур состоит?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

«Какая фигура лишняя?» (Определение лишней фигуры в ряду из четырёх геометрических фигур, объяснить принцип исключения) Декабрь-

Январь

Дидактические упражнения на закрепление понятия величины:

«Сравни предметы по высоте»

«Разноцветные кружки» (предложить положить (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

«В какую коробку?»(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

«Дальше- ближе»( предложить по рисунку определить положение предметов: какие нарисованы дальше, какие ближе)

Декабрь-

Февраль

Упражнения на закрепление цвета:

«Какого цвета не стало?»

«Собери гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)

«Уточним цвет» (учить различать и называть близкие цвета)

Март

Закрепление пройденного материала с детьми

Мониторинг Апрель-

Май

Работа с родителями

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала Сентябрь-

Ноябрь

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет» Декабрь

Публикации по теме:

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

План самообразования воспитателя по теме «Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы» Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы посредством дидактических игр» Развитие элементарных.

План самообразования по теме «Дидактические игры в обучении детей дошкольного возраста основам математики» Месяц сентябрь С родителями Рекомендации для родителей по созданию игр математического содержания. Родительское собрание, рекомендации.

План самообразования по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Пояснительная записка. Методическая тема (тема над которой работает ДОУ «Инновационные формы и методы работы с детьми как фактор повышения.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Юлия Быкова План самообразования «Развитие мелкой.

План самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» План работы по самообразованию воспитателя средней детского сада «Буратино» п. Пруды Нижегородской области Вихаревой Татьяны Владимировны.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Введение Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

План самообразования по теме «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»План самообразования по теме «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования воспитателя по теме «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 марта 2017 в 21:16
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД