Получи документы

Планирование и организация образовательной работы по формированию ОБЖ у дошкольников в соответствии с ФГТ

Лена Лямина
Планирование и организация образовательной работы по формированию ОБЖ у дошкольников в соответствии с ФГТ

Реальность современной окружающей действительности такова, что вызывает опасение и тревогу за жизнь и здоровье современных дошкольников, умение адекватно оценить серьезность и опасность сложившейся ситуации, правильно выбрать модель поведения.

Педагоги нашего детского сада уделяют большое внимание проблеме формирования навыков безопасного поведения у детей в образовательной работе, начиная с трех лет, а для воспитанников старшего дошкольного возраста она носит систематический, целенаправленный характер.

Публикация «Планирование и организация образовательной работы по формированию ОБЖ у дошкольников в соответствии с ФГТ» размещена в разделах

Основными задачами образовательной работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности согласно ФГТ являются:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

С какими образовательными областями интегрируем образовательную область «Безопасность»?

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы)

«Социализация» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира)

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях)

«Здоровье» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека)

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Безопасность»)

«Труд» (формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Безопасность»)

Работу в данном направлении мы ведем по программе Авдеевой Н. Н., Князевой Н. Л., Стеркиной Р. Б. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», К. Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников», Т. А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет», Н. В. Елжова «ПДД в детском саду».

Разработан тематический план работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников, темы которого включаются в комплексно-тематическое планирование образовательного процесса, используется во всех возрастных группах, для младших дошкольников содержание тем в упрощенном варианте.

(см. слайд № 3)

Для реализации задач воспитания безопасного поведения дошкольников педагоги нашего детского сада используют такие формы организации деятельности детей, как:

1. Организуемая педагогом непосредственно-образовательная деятельность с учетом интеграции образовательных областей и с использованием дидактических игр, игровых упражнений, тренингов;

2. Проектируемая педагогом двигательная, познавательная, игровая, продуктивная деятельность детей в течение дня:

• Проведение тематических праздников, познавательных развлечений, КВНов, театрализованных представлений «Правила дорожные знать каждому положено», «Гусенок-здоровяк», «Колобок в стране дорожных знаков», «Зеленый огонек»;

• Беседы «Откуда берутся болезни?», «Не бойся докторов», «Вредные привычки», «Вас приглашает королева Гигиена»

• Сюжетно-ролевые игры «Поездка на автобусе», «Скорая помощь», «Смелые пожарные», «Дорожная инспекция», «Зоопарк», «Служба спасения», «Автосервис»

• Строительные игры «Улицы нашего города», «Перекресток»

• Дидактические игры «Правила Чистюли», «Режим дня», «Здоровые зубы», «Опасные предметы», «Первая помощь», «Дорожная азбука» и др.

• Конкурсы рисунков и поделок «Время собирать мусор», «Наш друг - Светофор», «Эти правила – для всех!»

• Коллективные трудовые акции «День чистых игрушек», «Наш веселый огород»

• Чтение художественной литературы.

3. Самостоятельная поисково-исследовательская, художественно-творческая, двигательная деятельность детей.

4. Взаимодействие с родителями, совместная деятельность с семьей.

В нашем детском саду в рамках августовского педсовета были затронуты и вопросы по безопасности и предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма, в частности была проведена деловая игра с педагогами «Знатоки ПДД». Игра проводилась в виде соревнования двух команд.

Задания:

- «Дорожные знаки». Каждой команде давалось по 10 знаков, должны были назвать, что они означают. Кто это сделает быстрее?

- «Угадай транспорт». Обеим командам предлагались загадки о транспорте.

- «Сформулируй рекомендации».Одной команде предлагалось придумать рекомендации по ПДД для пешеходов, другой – для родителей в вопросе формирования у ребенка дисциплинированного поведения на улице.

- «Реши задачу». Проверка знаний по правилам дорожного движения у педагогов.

Приведу пример тематической недели: В сентябре по теме «ПДД для пешеходов. Наш микрорайон и правила уличного движения в нем» в непосредственно-образовательной деятельности образовательная область «Безопасность» интегрировалась следующим образом :

«Познание». Закреплялись знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения в микрорайоне.

«Коммуникация». Проводились игровой тренинг «Произносим правильно и запоминаем правила», пальчиковая гимнастика «На работу».

«Художественное творчество». Рисование, аппликация «Транспорт на улицах нашего города».

«Социализация». Подвижные игры «Водитель и пешеход»,«Дорожная азбука».

«Чтение художественной литературы» С Калинин «Как ребята переходили улицу», Н. Елжова «Предупреждающие знаки».

В режимных моментах: беседа о правилах дорожного движения, рассматривание иллюстраций «Улица нашего микрорайона», п/игры на прогулке «Светофор», «Юные пешеходы».

В самостоятельной деятельности детей: Сюжетно-ролевые игры «Поездка по городу»,«Светофор – мой друг», дидактические игры в «Уголках безопасности».

Совместная деятельность с семьей. Привлечение родителей к созданию развивающей среды по изучению ПДД.

Завершением темы стало итоговое мероприятие музыкально-спортивный досуг «Школа светофорных наук» и выставка детских рисунков

Для организации работы по формированию основ безопасности нами создана и постоянно пополняется и обновляется безопасная, здоровьесберегающая предметно-развивающая среда, способствующая формированию не только основ безопасного поведения, но и воспитанию экологической, валеологической культуры личности, стимулированию развития самостоятельности и ответственности детей.

В каждой группе созданы «Уголки безопасности», которые включают в себя:

• оборудование для подвижных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр

• дидактические игры для закрепления знаний по правилам дорожного движения, о строении и функциях организма человека, правилах безопасного поведения в природе «Летит, плывет, едет» (ознакомление с разными видами транспорта, «Дорожные знаки», «Дорожная азбука», «За рулем», «Светофор», «Как избежать неприятностей?», игра-лото «Прогулка по городу»;

• уголки по правилам дорожного движения с маленькими машинками для настольных игр;

• тематические альбомы и наборы картин по правилам безопасного поведения дома и на улице «Транспорт на улицах нашего города», «Ядовитые грибы и ягоды», «Осторожно, чужой!»

• наглядный материал для составления рассказов по темам безопасности жизнедеятельности;

• альбомы загадок, пословиц, поговорок по безопасности;

• тематические выставки художественной литературы;

На участке детского сада оборудована дорожная разметка с набором дорожных знаков.

Кроме того, на территории дошкольного учреждения оборудована экологическая тропа «Любознайка», В качестве объектов экологической тропинки нами выбраны различные виды как дикорастущих, так и культурных растений.

Объекты экологической тропинки дают возможность для закрепления знаний детьми правил безопасного поведения в природе.

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому мы стараемся обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей.

Используя разнообразные как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями, мы добились того, что родители стали заинтересованными, активными помощниками по воспитанию у детей навыков безопасного поведения.

Это и родительские собрания с включением тем по безопасности «Как выработать навыки безопасного поведения на улице», «Родители – образец поведения на улицах и дорогах».

Индивидуальные беседы и консультации «Как знакомить детей с правилами безопасного поведения в природе», «Безопасность детей – забота взрослых», «С ребенком летом на даче».

Оформление наглядной агитации, папок-передвижек «Стихи и загадки о правилах дорожного движения», «Эти правила для всех», «Вредные привычки»

Кроме того, родители принимают активное участие в подготовке и проведении праздников и развлечений, фотовыставок, конкурсов рисунков и поделок.

Информация для родителей (уголок ОБЖ)

ОСЕНЬ.

1. Обеспечение безопасного поведения детей в быту.

2. Советы по охране «жизни и здоровья детей».

3. Отравление ядовитыми грибами.

4. Обучение ребёнка безопасному поведению на дороге.

ЗИМА.

1. Правила безопасности на водоёмах зимой.

2. Безопасность поведения детей и взрослых дома.

3. Правила поведения при пожаре.

4. Безопасность на дорогах

ВЕСНА.

1. Правила поведения в общественном транспорте.

2. Правила безопасности на льду водоёма весной.

3. Безопасность на дорогах.

4. Витамины и здоровье.

ЛЕТО.

1. Памятка родителям о закаливании детей в семье.

2. Правила дорожного движения пешехода.

3. Основные правила поведения и действия при пожаре.

4. С ребенком летом на даче.

Конечно, внедрение чего-то нового, тем более в области образования, и в дошкольном образовании в частности, - дело нелегкое, требующее творчества, инициативы, оптимизма. Хочется пожелать всем удачи и успехов в нашем нелегком труде.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проектная деятельность как форма планирования воспитательно-образовательного процесса при реализации ФГТ в ДОУ Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно – образовательной работы с указанием.

Сохранение жизни и здоровья детейСохранение жизни и здоровья детей Мой девиз: Уберём, поможем, покажем и научим! Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование и организация образовательной работы по формированию ОБЖ у дошкольников в соответствии с ФГТ
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 17:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД