МААМ-картинки

Планирование и осуществление проектной деятельности в ДОУ

Светлана Ивановна Колесникова
Планирование и осуществление проектной деятельности в ДОУ

Современному дошкольному учреждению в условиях высокой динамики общественных процессов и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию дошкольников в добывании знаний; развивали бы исследовательские, рефлексивные навыки; формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции. Все вышеперечисленное может обеспечить метод проектов.

Публикация «Планирование и осуществление проектной деятельности в ДОУ» размещена в разделах

Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми сумм знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Накопленный педагогический опыт в последнее десятилетие подтверждает состоятельность и эффективность использования проектного метода в дошкольной образовательной практике. В примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» проектная деятельность заявлена как форма организации образовательной деятельности и основана на тематическом принципе построения образовательного процесса.

Перспективность метода проектов заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате максимальной самостоятельности действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Метод проектов – это мощная движущая сила информации, эмоций и интеллекта. Значимость и результативность инновационной технологии напрямую зависит от знания внутренней организации данного метода педагогом. Поэтому важно знать некоторые постулаты данного метода.

Основные требования к проекту

1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем

социально-значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой (данную форму активно можно использовать в подготовительной группе, а внедрять уже во втором полугодии старшей группы). Например: учащиеся ДОУ посещают лесопарковую зону с плохой растительностью, владелец парка делает заказ – облагородить маленький участок планеты – данную лесопарковую зону.

2. Планирование действий по разрешению проблемы – иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако, некоторые проекты (творческие) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

3. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации. Исследовательская работа воспитанников как обязательное условие каждого проекта. Направление задает педагог и информацию ищет тоже педагог, но преподносить ее нужно аккуратно, опираясь на уже имеющиеся представления и опыт сопутствующих экспериментов, опытов, умозаключений.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

5. Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

Таким образом, проект – это «пять П» : проблема – проектирование (плани-

рование) – поиск информации – продукт – презентация. Шестое «П» проекта –это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Классификация проектов по доминирующей деятельности

Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование.

Социальный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации

для воспитанников.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

Образовательный проект – это проект, требующий от педагогов высокой методической и педагогической культуры и способности на основе анализа

Основные правила в организации проектной деятельности.

При организации проекта первое, что должен сделать педагог – поставить цель, решить для чего это нужно сделать, к чему нужно придти и посредством чего это достигнуть. Воспитатель – это движущая сила проекта, именно он является руководящей силой, основываясь на интересы и потребности воспитанников.

После постановки цели воспитатель должен составить план реализации проекта и отразить это в печатном виде. Воспитатель должен помнить и четко дифференцировать этапы реализации проектной деятельности.

Проект состоит из трех частей – подготовительный – обдумывание идеи проекта, сбор информации для реализации, составление плана проекта, определение сроков реализации, проведение круглых столов с родителями, воспитанникам и, если требуется, с педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.

Основной этап - проведение ОД и других мероприятий с детьми, родителями, специалистами и педагогами ДОУ (комплексные, тематические, бинарные, посещение выставок и т. д. Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта.

Заключительный этап - итог работы – создание продукта проектной деятельности (проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения, создание книги, альбома и т. д.) и его презентация. Если требуется и задумано - награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Организуя проектную деятельность, педагог должен действовать по принципам – доступности материала, целесообразности, уважения к ребенку. Двигаться к намеченной цели путем проб и ошибок, исследований и опытов, знаний, которые дети почерпнут сами из правильно организованной среды при тесном сотрудничестве с воспитателем и родителями.

Оформление проектной папки

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

- паспорт проекта (здесь должна указываться тема, цели, задачи, актуальность, вид проекта, средства/формы реализации, сроки реализации, место проведения);

- планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, - ежедневные планы). В планах указываются :

индивидуальные задания участников проекта на предстоящий промежуток времени, все беседы, консультации, тематические праздники, выставки, экскурсии, тематические родительские собрания и т. д;

- все материалы представлены в печатном формате; вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet;

- результаты исследований и анализа;

- описание конечного продукта с фотографиями или сам конечный продукт.

Публикации по теме:

«Осуществление интеграции разных видов детской деятельности через реализацию социального проекта «Мама — солнышко лучистое». Наш детский сад ведет большую работу по реализации ФГОС в образовательном процессе. Я, считаю, что данную работу лучше осуществлять через.

Планирование проектной деятельности в младшей группе на апрель (часть восьмая) Дата: 1-ая неделя (3.04 - 7.04) Тема: За здоровьем в детский сад! Содержание работы: Цель проекта. Формирование у детей мотивации к занятиям.

Планирование проектной деятельности в младшей группе на февраль (часть шестая) Дата: 1-ая неделя (30.01. - 3.02) Тема: У кого какие шубки? Содержание работы: Цель проекта: Формирование познавательного интереса дошкольников.

Планирование проектной деятельности в младшей группе на январь (часть пятая) Дата: 2 - 4-тая неделя (9.01-13.01, 16.01 -20.01, 23.01 - 27.01) Тема: Белоснежная зима. Зимние забавы Содержание работы: Цель проекта.

Планирование проектной деятельности в младшей группе на май (часть девятая) Дата: 1 и 2 - ая недели (1.05 -12.05) Тема: Этот день победы! Содержание работы: Цель проекта. Формирование первоначальных представлений.

Планирование проектной деятельности в младшей группе на март (часть седьмая) Дата: 1-ая неделя (6.03 - 10.03) Тема: «Очень, очень я люблю маму милую мою» Содержание работы: Цель проекта: Воспитание у детей чувства.

Планирование проектной деятельности в младшей группе на ноябрь (часть третья) Дата: 1-ая неделя (31.10 - 4.11) Тема: Я человек. Моя семья. Содержание работы: Тема: Я человек. Моя семья. Цель проекта: Формирование понятий.

Планирование проектной деятельности в младшей группе на декабрь (часть четвертая) Дата: 1-ая неделя (5.12 - 9.12) Тема: Транспорт Содержание работы: Цель проекта: Формирование полезных навыков и привычек безопасного поведения.

Планирование проектной деятельности в младшей группе на октябрь (часть вторая) Дата: 1-ая неделя (3.10. - 7.10.) Тема: Домашние и дикие животные осенью. Содержание работы: Цель проекта: Развивать у детей творческие.

Планирование проектной деятельности в младшей группе на сентябрь (часть первая) Дата: 1-ая неделя (01.09. - 09.09. 2016г.) Тема: «До свидания лето, здравствуй детский сад». Содержание работы: Цель проекта: Создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование и осуществление проектной деятельности в ДОУ
Опубликовано: 23 ноября 2022 в 14:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД