Планирование «минуток безопасности»

Светлана Лапина
Планирование «минуток безопасности»

«Минутки безопасности» в детском саду.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Работая долгое время в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Стоит согласиться с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Не случайно, что именно сейчас в сложный переходный период жизни нашего отечества, коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Наш детский сад использует для проведения «минуток безопасности» материалы программы Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой “Основы безопасности детей дошкольного возраста”. Так же нами используются материалы различных художественных произведений. В работе предлагается использование различных методов, включая:

• Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;

• Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);

• Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;

• Применение видеоматериалов;

• Экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадок.

«Минутки безопасности» проводятся 1 раз в неделю по 5-8минут. Только систематическая, планомерная работа по формированию безопасного поведения в различных жизненных ситуациях дает положительный результат. Предлагается планирование «минуток безопасности» для старшей и подготовительной групп.

Планирование «минуток безопасности» в старшей группе.

Формы работы

с детьми Содержание знаний

Сентябрь. Ребенок и другие люди.

1. Занятие О несовпадении приятной внешности и добрых намерений

2. Обсуждение ситуаций по литературным произведениям «Семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Буратино»

3. Занятие Ребенок и его старшие приятели.

4. Дидактические игры и упражнения «Знакомый, свой, чужой»

Октябрь. Ребенок и здоровье.

1. Беседа Здоровье – главная ценность человека

2. Чтение С. Маршак «Почему у человека две руки и один язык»

3. Занятие Витамины и полезные продукты

4. Дидактические игры и упражнения «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек»

Ноябрь. Ребенок и здоровье.

1. Беседа Как устроено тело человека

2. Занятие Как работает сердце человека

3. Дидактические игры и упражнения «Я назову, а ты покажи»

4. Беседа Что мы делаем, когда едим

Декабрь. Ребенок и здоровье.

1. Дидактические игры и упражнения «Чистим зубы»

2. Занятие Личная гигиена

3. Беседа Чистота и здоровье

4. Занятие Как мы дышим

Январь. Ребенок и здоровье.

1. Занятие Как движутся части тела

2. Чтение Загадки о человеке

3. Дидактические игры и упражнения «Запомни движение», «Посылка от обезьянки»

4. Игровые ситуации Витамины и здоровая пища

Февраль. Опасные предметы

1. Занятие Электроприборы – опасные предметы.

2. Беседа Пожароопасные предметы

3. Чтение «Кошкин дом» С. Маршак

4. Игровые ситуации «Подбери Танюшке – игрушку»

Март. Службы спасения.

1. Занятие Пожарные

2. Занятие Скорая медицинская помощь

3. Занятие ГАИ

4. Дидактические игры и упражнения «Кому что нужно для работы»

Апрель. Будем спортом заниматься.

1. Беседа Режим дня

2. Беседа Здоровье в порядке, спасибо зарядке

3. Дидактические игры и упражнения «Назови вид спорта»

4. Чтение Загадки

Май. Ребенок и природа

1. Беседа Взаимосвязь и взаимодействие в природе

2. Занятие Будем беречь и охранять природу

3. Занятие Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

4. Чтение Загадки и пословицы о здоровье человека

июнь - август

Целевые прогулки, наблюдения Побуждать замечать лекарственные и цветущие растения, беречь природу, учить любоваться красотой.

Беседы «В мире опасных предметов», «Безопасность при общении с животными», «Как общаться с незнакомыми животными», «Кошки и собаки – наши соседи», «Лекарственные растения», «Съедобные и несъедобные грибы»

Дидактические игры и упражнения «На прогулке», «Что где растет», «По грибы», «Определи по запаху»

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Аптека», Поездка в лес, в зоопарк

Чтение Г. Новицкая «Дворняжка», А. Дмитриев «Бездомная кошка», загадки

Другие формы работы с детьми Рисование, аппликация, лепка: животные, грибы,

Планирование «минуток безопасности» в подготовительной группе.

Формы работы

с детьми Содержание знаний

Сентябрь. Ребенок и другие люди.

1. Занятие Внешность человека может быть обманчива

2. Занятие Контакты с незнакомыми людьми

3. Занятие Ребенок и его старшие приятели

4. Игровые ситуации Тренинги по данным темам

Октябрь. Ребенок и природа.

1 Занятие Будем беречь и охранять природу

2. Занятие Съедобные и несъедобные грибы

3. Занятие Съедобные ягоды и ядовитые растения

4. Дидактические игры и упражнения Витамины с грядки «Угадай на вкус»

Ноябрь. Ребенок и здоровье.

1. Беседа Как устроено тело человека

2. Занятие Как работает сердце человека

3.. Беседа Что мы делаем, когда едим

4 Дидактические игры и упражнения Я назову, а ты – покажи.

Декабрь. Ребенок и здоровье.

1. Занятие Как мы дышим

2. Занятие Как движутся части тела

3. Беседа Личная гигиена

4. Игровые ситуации Помоги своему организму

Январь. Ребенок и здоровье

1. Занятие Отношение к больному человеку

2. Беседа Микробы и вирусы

3. Занятие Витамины и полезные продукты

Февраль. Опасные предметы

1. Занятие «Я знаю, что можно, что нельзя»

2. Занятие Предметы, требующие осторожного обращения

3. Занятие Использование и хранение опасных предметов

4. Игровые ситуации «Помоги маме»

Март. Службы спасения

1. Занятие Пожарные

2. Занятие Скорая медицинская помощь

3. Занятие ГАИ, МЧС

4. игровые ситуации «К кому обратиться за помощью?»

Апрель. Будем спортом заниматься.

1. Беседа Режим дня

2. Занятие «Назови вид спорта»

3. Занятие На воде, на солнце

4. Занятие

Май. Эмоциональное благополучие ребенка

1. Беседа Конфликты между детьми

2. Занятие Детские страхи

3. Занятие К кому обратиться за помощью, если потерялся на улице

4. Игровые ситуации Знаешь ли ты свой адрес, телефон, как пройти к тебе домой

июнь - август

Целевые прогулки, наблюдения Побуждать замечать лекарственные и цветущие растения, беречь природу, учить любоваться красотой.

Беседы «В мире опасных предметов», «Безопасность при общении с животными», «Как общаться с незнакомыми животными», «Кошки и собаки – наши соседи», «Лекарственные растения», «Съедобные и несъедобные грибы»

Дидактические игры и упражнения «На прогулке», «Что где растет», «По грибы», «Определи по запаху»

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Аптека», Поездка в лес, в зоопарк

Двигательная активность Катание на велосипеде по кругу, друг за другом, выполняя повороты направо, налево.

Чтение Г. Новицкая «Дворняжка», А. Дмитриев «Бездомная кошка», загадки

Другие формы работы с детьми Рисование, аппликация, лепка: животные, грибы,

Публикации по теме:

«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» В дошкольном образование выявляются общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному.

Работа с родителями. Образовательная область «Безопасность» Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии.

Библиотека изображений:
  • Пожарная безопасность
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Планирование «минуток безопасности»
Опубликовано: 3 января 2014 в 17:58
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...