Планирование по развитию поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Эмма Позднякова
Планирование по развитию поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста

ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по развитию

поисково-познавательной деятельности

деятельности детей

дошкольного возраста.

Детский сад №77

Петроградского района

г. Санкт. Петербург

Использованная литература:

• О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» - занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.

• Ван. Клив Дж. «200 экспериментов»

• М. Гомболи «Окошко в твой мир: Земля».

• А. Дитрих, Г. Юрман «Почемучка».

• Л. Л. Сикорук «Физика для малышей».

Задачи по развитию

Поисково-познавательной деятельности

детей дошкольного возраста.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

В их процессе дети преобразуют объект с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Поисково-познавательная деятельность детей 3-7 лет направлена на решение следующих задач

• Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

• Расширение перспектив развития Поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

• Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, т. к. представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года).

месяц

Совместная деятельность

Оснащение эксперимента.

IХ Тема: «Узнаем. Какая вода».

Цель: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой по крышку, т. е. полная; третья с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением ароматизаторов (ванильный сахар); стаканчики для детей.

Х Тема: «Что в пакете?»

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Полиэтиленовые пакеты.

ХI Тема: «Что в коробке?»

Цель: Познакомить со значением света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

ХII Тема: «Легкий – тяжелый».

Цель: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые). Непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа (тяжелый, легкий). Разнообразные предметы и игрушки.

I Тема: «Горячо – холодно».

Цель: Научить определять температурные качества веществ и предметов. Ёмкости с водой разной температуры, ванночка.

II Тема: «Бумага, её качества и свойства».

Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги. Вычленять её качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность). Свойства (мнётся, рвётся, режется, горит). Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, ёмкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

III Тема: «Что необходимо для роста растений».

Цель: (подвести детей к выводу о необходимости влаги и света для роста растений).

Тема: «Древесина, её качества и свойства».

Цель: Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины. Вычленять её качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина). Свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). 2 горшка с комнатными растениями

на одном нарисовать глазки и отвернуть от света – посмотреть на него через 3-4 дня; одно растение поливать регулярно, а 2-нет.

Деревянные предметы, ёмкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, алгоритм описания свойств материала.

IV Посадки лука в сухой банке и в банке с водой. Наблюдение за луком.

Тема: Ткань, её качества и свойства».

Цель: Научить узнавать вещи из ткани, определять её качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость).свойства: мнется, режется, рвется, намокает, горит. 2 банки для посадки лука

Образцы хлопчатобумажной ткани двух – трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материла.

V Тема: «Глина, её качества и свойства».

Цель: Научить узнавать вещи из глины, определять её качества (мягкость, пластичность, степень прочности). Свойства: мнется, бьется, размокает. Глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы, емкости, алгоритм описания свойств материала.

дополнительно Тема: «Игры с соломинкой».

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Тема: «Чудесный мешочек».

Цель: Научить определять температуру веществ и предметов. Трубочки для коктейля (или от чупа-чупс, ёмкость с водой.

Мелкие предметы из дерева, металла, стекла (кубики, пластины, шарики).

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5лет).

месяц

Совместная деятельность

Оснащение эксперимента.

IХ Тема: «Где вода?»

Цель: Определить впитываемость воды (песок и глина по-разному впитывают воду). Прозрачные ёмкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.

Х Тема: «растения живые».

Цель: (подвести детей к выводу о необходимости влаги и света для роста растений).

Тема: «Загадочные пузырьки».

Цель: Помочь детям обнаружить воздух в предметах. 2 горшка с комнатными растениями

на одном нарисовать глазки и отвернуть от света – посмотреть на него через 3-4 дня; одно растение поливать регулярно, а 2-нет.

Ёмкости с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.

ХI Тема: «Свет вокруг нас».

Цель: Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света. Картинки с изображением источников света: (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер); фонарик, лампа, свеча и несколько предметов, которые не дают света.

ХII Тема: «Волшебная рукавичка».

Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

I Тема: «Почему тает снег?».

Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона. Ёмкости для снега.

II Тема: «Как согреть руки?».

Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла). Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.

III Тема: «Стекло, его качества и свойства».

Цель: Узнавать предметы, сделанные из стекла. Определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводимость). Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

IV Тема: «Пластмасса, её качества и свойства».

Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять её качества (структура поверхности, толщина, цвет). Свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводимость). Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

V Тема: «Почему птицы могут летать?»

Цель: Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. Крылья птицы из бумаги, контур крыла из проволоки, картонная и резиновая птички, иллюстрации птиц и животных.

дополнительно Тема: «Поиск воздуха».

Цель: Обнаружить воздух.

Тема: «Волшебный материал:

Цель: Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

Тема: «Резина, её качества и свойства».

Цель: Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять её качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Тема: «Волшебные лучи».

Цель: Понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.

Тема: «Мы – фокусники».

Цель: Выделять предметы, взаимодействующие с магнитом. Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость с водой.

Ёмкость с песком, глиной дощечки, изделия из керамики.

Резиновые предметы: ленты, игрушки. Трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

Свеча, настольная лампа, два фонарика разной мощности.

Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри.

СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет).

месяц

Совместная деятельность

Оснащение эксперимента.

IХ Тема: «Умная галка».

Цель: Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Мерная ёмкость с водой, камешки, предметы в ёмкости.

Х Тема: «Ветер в комнате».

Цель: Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз. Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).

ХI Тема: «Могут ли животные жить в земле?».

Цель: Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). Почва, спиртовка, металлическая тарелка, стекло или зеркало; ёмкость с водой.

ХII Тема: «Как увидеть магнитные силы?».

Цель: Показать магнитное поле вокруг магнитов. Стаканчик, металлические опилки, магниты, картон или тонкая фанера, скрепки.

I Тема: «Волшебный шарик».

Цель: Установить причину возникновения статического электричества. Воздушные шары, шерстяная ткань.

II Тема: «Где живет эхо?».

Цель: Подвести к пониманию возникновения эха. Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

III Тема: «Вкусный опыт».

Цель: Выявить использование в быту изменения агрегатного состояния твердых веществ. Свеча или спиртовка, баночка для тушения свечи, чайная ложка, металлическая тарелочка, кисточка, растительное масло, сахар, леденцы.

IV Тема: «Вращающаяся Земля».

Цель: Представить, как Земля вращается вокруг своей оси. Пластилин, тонкая заостренная палочка.

V Тема: «Изготовление солнечных часов» (занятие на улице).

Цель: Продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг солнца. Стержень (палочка) с заостренным концом.

дополнительно

Тема: «Куда делась вода?».

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

Тема: «Самодельный термометр».

Цель: Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда.

Тема: «Солнечные зайчики».

Цель: Понять, что отражение возникает на гладких, блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом).

Тема: «Чудо-прическа».

Цель: Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов. Три мерные одинаковые ёмкости с окрашенной водой.

Стеклянная трубка или стержень (прозрачный) от шариковой ручки, бутылочка 50-100мл, немного подкрашенной воды.

Зеркала.

Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7 лет).

месяц

Совместная деятельность

Оснащение эксперимента.

IХ Тема: «Заплесневелый хлеб».

Цель: Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибов) нужны определенные условия. Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.

Х Тема: «Замерзание жидкостей».

Цель: Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. Ёмкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности.

IХ Тема: «Вертушка».

Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила (движение). Вертушка.

ХII Тема: «Радуга на стене».

Цель: Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета. Граненое стеклышко (деталь от хрустальной люстры).

I Тема: «Волшебные превращения».

Цель: Выявить изменения агрегатных состояний вещества под воздействием температуры (твердые – жидкие – газообразные). Весы, свеча, мелкие предметы для уравновешивания свечи.

II Тема: «Полярное сияние».

Цель: Дать понятие, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли. Магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги.

III Тема: «Спичечный телефон».

Цель: Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние. Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички.

IV Тема: «Далеко – близко».

Цель: Познакомить детей с тем, как удаленность от солнца на температуру воздуха. Два термометра, настольная лампа, длинная линейка (метр).

V

Тема: «Чем нюхает червяк?».

Цель: Понимать, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям. Земляные черви, бумажные салфетки, ватный шарик, пахучая жидкость, лупа.

дополнительно

Тема: «Круговорот воды».

Цель: Познакомить с круговоротом воды в природе.

Тема: «Почему лампочка светит?».

Цель: Понимать принцип работы электроприбора.

Тема: «Растущие малютки».

Цель: Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.

Прозрачная мерная ёмкость с прозрачной крышкой.

Батарейка для фонарика (4,5вт., тонкая проволока, маленькая лампочка с припаянными проводами, игрушка, «сова» из бумаги.

Ёмкости с крышкой, молоко.

Публикации по теме:

Календарное планирование (с 2–3 лет)Календарное планирование (с 2–3 лет) Календарное планирование в первой младшей группеКалендарное планирование составлено администрацией детского сада "Буратино" города Когалым.

Контроль в ДОУ Схемы:«Проведение и организация прогулки»,«Анализ воспитательно-образовательной работы в группах раннего возраста»,«Планирование и организация.

Автор публикации:
Планирование по развитию поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 ноября 2012 в 22:36
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...