Планирование по развитию поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Эмма Позднякова
Планирование по развитию поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста

ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по развитию

поисково-познавательной деятельности

деятельности детей

дошкольного возраста.

Детский сад №77

Петроградского района

г. Санкт. Петербург

Использованная литература:

• О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» - занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.

• Ван. Клив Дж. «200 экспериментов»

• М. Гомболи «Окошко в твой мир: Земля».

• А. Дитрих, Г. Юрман «Почемучка».

• Л. Л. Сикорук «Физика для малышей».

Задачи по развитию

Поисково-познавательной деятельности

детей дошкольного возраста.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

В их процессе дети преобразуют объект с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Поисково-познавательная деятельность детей 3-7 лет направлена на решение следующих задач

• Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

• Расширение перспектив развития Поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

• Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, т. к. представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года).

месяц

Совместная деятельность

Оснащение эксперимента.

IХ Тема: «Узнаем. Какая вода».

Цель: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой по крышку, т. е. полная; третья с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением ароматизаторов (ванильный сахар); стаканчики для детей.

Х Тема: «Что в пакете?»

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Полиэтиленовые пакеты.

ХI Тема: «Что в коробке?»

Цель: Познакомить со значением света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

ХII Тема: «Легкий – тяжелый».

Цель: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые). Непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа (тяжелый, легкий). Разнообразные предметы и игрушки.

I Тема: «Горячо – холодно».

Цель: Научить определять температурные качества веществ и предметов. Ёмкости с водой разной температуры, ванночка.

II Тема: «Бумага, её качества и свойства».

Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги. Вычленять её качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность). Свойства (мнётся, рвётся, режется, горит). Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, ёмкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

III Тема: «Что необходимо для роста растений».

Цель: (подвести детей к выводу о необходимости влаги и света для роста растений).

Тема: «Древесина, её качества и свойства».

Цель: Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины. Вычленять её качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина). Свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). 2 горшка с комнатными растениями

на одном нарисовать глазки и отвернуть от света – посмотреть на него через 3-4 дня; одно растение поливать регулярно, а 2-нет.

Деревянные предметы, ёмкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, алгоритм описания свойств материала.

IV Посадки лука в сухой банке и в банке с водой. Наблюдение за луком.

Тема: Ткань, её качества и свойства».

Цель: Научить узнавать вещи из ткани, определять её качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость).свойства: мнется, режется, рвется, намокает, горит. 2 банки для посадки лука

Образцы хлопчатобумажной ткани двух – трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материла.

V Тема: «Глина, её качества и свойства».

Цель: Научить узнавать вещи из глины, определять её качества (мягкость, пластичность, степень прочности). Свойства: мнется, бьется, размокает. Глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы, емкости, алгоритм описания свойств материала.

дополнительно Тема: «Игры с соломинкой».

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Тема: «Чудесный мешочек».

Цель: Научить определять температуру веществ и предметов. Трубочки для коктейля (или от чупа-чупс, ёмкость с водой.

Мелкие предметы из дерева, металла, стекла (кубики, пластины, шарики).

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5лет).

месяц

Совместная деятельность

Оснащение эксперимента.

IХ Тема: «Где вода?»

Цель: Определить впитываемость воды (песок и глина по-разному впитывают воду). Прозрачные ёмкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.

Х Тема: «растения живые».

Цель: (подвести детей к выводу о необходимости влаги и света для роста растений).

Тема: «Загадочные пузырьки».

Цель: Помочь детям обнаружить воздух в предметах. 2 горшка с комнатными растениями

на одном нарисовать глазки и отвернуть от света – посмотреть на него через 3-4 дня; одно растение поливать регулярно, а 2-нет.

Ёмкости с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.

ХI Тема: «Свет вокруг нас».

Цель: Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света. Картинки с изображением источников света: (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер); фонарик, лампа, свеча и несколько предметов, которые не дают света.

ХII Тема: «Волшебная рукавичка».

Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

I Тема: «Почему тает снег?».

Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона. Ёмкости для снега.

II Тема: «Как согреть руки?».

Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла). Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.

III Тема: «Стекло, его качества и свойства».

Цель: Узнавать предметы, сделанные из стекла. Определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводимость). Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

IV Тема: «Пластмасса, её качества и свойства».

Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять её качества (структура поверхности, толщина, цвет). Свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводимость). Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

V Тема: «Почему птицы могут летать?»

Цель: Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. Крылья птицы из бумаги, контур крыла из проволоки, картонная и резиновая птички, иллюстрации птиц и животных.

дополнительно Тема: «Поиск воздуха».

Цель: Обнаружить воздух.

Тема: «Волшебный материал:

Цель: Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

Тема: «Резина, её качества и свойства».

Цель: Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять её качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Тема: «Волшебные лучи».

Цель: Понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.

Тема: «Мы – фокусники».

Цель: Выделять предметы, взаимодействующие с магнитом. Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость с водой.

Ёмкость с песком, глиной дощечки, изделия из керамики.

Резиновые предметы: ленты, игрушки. Трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

Свеча, настольная лампа, два фонарика разной мощности.

Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри.

СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет).

месяц

Совместная деятельность

Оснащение эксперимента.

IХ Тема: «Умная галка».

Цель: Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Мерная ёмкость с водой, камешки, предметы в ёмкости.

Х Тема: «Ветер в комнате».

Цель: Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз. Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).

ХI Тема: «Могут ли животные жить в земле?».

Цель: Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). Почва, спиртовка, металлическая тарелка, стекло или зеркало; ёмкость с водой.

ХII Тема: «Как увидеть магнитные силы?».

Цель: Показать магнитное поле вокруг магнитов. Стаканчик, металлические опилки, магниты, картон или тонкая фанера, скрепки.

I Тема: «Волшебный шарик».

Цель: Установить причину возникновения статического электричества. Воздушные шары, шерстяная ткань.

II Тема: «Где живет эхо?».

Цель: Подвести к пониманию возникновения эха. Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

III Тема: «Вкусный опыт».

Цель: Выявить использование в быту изменения агрегатного состояния твердых веществ. Свеча или спиртовка, баночка для тушения свечи, чайная ложка, металлическая тарелочка, кисточка, растительное масло, сахар, леденцы.

IV Тема: «Вращающаяся Земля».

Цель: Представить, как Земля вращается вокруг своей оси. Пластилин, тонкая заостренная палочка.

V Тема: «Изготовление солнечных часов» (занятие на улице).

Цель: Продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг солнца. Стержень (палочка) с заостренным концом.

дополнительно

Тема: «Куда делась вода?».

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

Тема: «Самодельный термометр».

Цель: Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда.

Тема: «Солнечные зайчики».

Цель: Понять, что отражение возникает на гладких, блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом).

Тема: «Чудо-прическа».

Цель: Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов. Три мерные одинаковые ёмкости с окрашенной водой.

Стеклянная трубка или стержень (прозрачный) от шариковой ручки, бутылочка 50-100мл, немного подкрашенной воды.

Зеркала.

Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7 лет).

месяц

Совместная деятельность

Оснащение эксперимента.

IХ Тема: «Заплесневелый хлеб».

Цель: Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибов) нужны определенные условия. Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.

Х Тема: «Замерзание жидкостей».

Цель: Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. Ёмкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности.

IХ Тема: «Вертушка».

Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила (движение). Вертушка.

ХII Тема: «Радуга на стене».

Цель: Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета. Граненое стеклышко (деталь от хрустальной люстры).

I Тема: «Волшебные превращения».

Цель: Выявить изменения агрегатных состояний вещества под воздействием температуры (твердые – жидкие – газообразные). Весы, свеча, мелкие предметы для уравновешивания свечи.

II Тема: «Полярное сияние».

Цель: Дать понятие, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли. Магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги.

III Тема: «Спичечный телефон».

Цель: Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние. Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички.

IV Тема: «Далеко – близко».

Цель: Познакомить детей с тем, как удаленность от солнца на температуру воздуха. Два термометра, настольная лампа, длинная линейка (метр).

V

Тема: «Чем нюхает червяк?».

Цель: Понимать, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям. Земляные черви, бумажные салфетки, ватный шарик, пахучая жидкость, лупа.

дополнительно

Тема: «Круговорот воды».

Цель: Познакомить с круговоротом воды в природе.

Тема: «Почему лампочка светит?».

Цель: Понимать принцип работы электроприбора.

Тема: «Растущие малютки».

Цель: Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.

Прозрачная мерная ёмкость с прозрачной крышкой.

Батарейка для фонарика (4,5вт., тонкая проволока, маленькая лампочка с припаянными проводами, игрушка, «сова» из бумаги.

Ёмкости с крышкой, молоко.

Публикации по теме:

Календарное планирование (с 2–3 лет)Календарное планирование (с 2–3 лет) Календарное планирование в первой младшей группеКалендарное планирование составлено администрацией детского сада "Буратино" города Когалым.

Контроль в ДОУ Схемы:«Проведение и организация прогулки»,«Анализ воспитательно-образовательной работы в группах раннего возраста»,«Планирование и организация.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Планирование по развитию поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 ноября 2012 в 22:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...
Городецкая роспись тарелочек из папье-маше.
1. Закрепить знания детей о народно-прикладном искусстве – городецкой росписи; с характерными особенностями узора ( элементы, композиция и цветосочетание....
«Летние олимпийские игры» прошли в «Свято Никольском» детском саду.
Опять у нас весело, опять праздник! 17 августа на спортивной площадке нашего детского сада "Свято Никольского" звучит веселая музыка, приглашая детей всех...
Сценарий праздника «Белый месяц» по образовательной области...
Сценарий праздника «Белый месяц» с детьми старшего дошкольного возраста. Автор: Чимитова Светлана Яковлевна, воспитатель и музыкальный руководитель МАДОУ...
Сценарий «Хабаровский край — гостей принимай!»
В октябре мы традиционно отмечаем с детьми день рождения Хабаровского края. Во время развлечения дети не только встречаются с разными героями, которые...