Планирование по теме «Лепка как вид творчества для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»

Елена Юманова
Планирование по теме «Лепка как вид творчества для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»

Пояснительная записка.

Детям очень нравится лепить из яркого пластилина и теста - ведь это весело и интересно! Можно создавать забавные фигурки и поделки, играть с ними, дарить друзьям и близким, украшать ими новогоднюю елку или устроить представление! Лепка является обязательным элементом детского образования и гармоничного развития. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Занятия этим видом изобразительного творчества помогают ребенку стать самостоятельным, инициативным, целеустремленным, раскрывают его внутренний мир и творческий потенциал.

В процессе занятий по лепке ребенок научится, работая с пластилином, отламывать от большого комка маленькие кусочки, скатывать большие и маленькие шарики между ладоней круговыми движениями, расплющивать на картоне маленькие шарики пальцем сверху (метод налепа, сплющивать шарик между ладоней, раскатывать брусок на дощечке прямыми движениями рук вперед-назад, соединять концы «колбаски» в виде кольца, объединять две вылепленные формы в один предмет, оформлять поделки с помощью дополнительного материала, изображать в лепке несложные предметы.

Третий год жизни – это период, когда в процессе предметной деятельности у ребенка развивается крупная и мелкая моторика рук. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речи. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает.

Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение,формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста являются тесто и пластилин. Для занятий следует использовать мягкое теплое тесто и мягкий пластилин хорошего качества.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. В процессе лепки пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления, а творческое создание привлекательного для малыша изделия, закладывает фундамент самостоятельности и креативности личности. Таким образом, лепка – один из эффективных приемов развития речи детей.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Цели.

-Развитие мелкой моторики и координации движений рук.

- Показать детям разнообразие пластических материалов (пластилин, соленое тесто).

-Обучение разнообразным приемам действий с пластичными материалами: разминание, раскатывание,отщипывание, сплющивание и прихлопывание.

-Формирование интереса к работе с пластичными материалами.

Задачи.

-Видеть основные формы предметов,выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивать наиболее характерные признаки, сравнивать похожие по форме предметы (мяч и арбуз, карандаш и кисточка, бублик и колечко от пирамидки.)

-Синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и обеих рук.

-Создавать простейшие формы: раскатывать цилиндр (колбаску,шар (колобок,слегка преобразовывая в иные формы (шар-сплющивать в диск,цилиндр в пластину. ,создавая при этом выразительные образы).

Форма представления результатов:

-открытое занятия;

-работа с родителями (консультации, беседы, занятия) ;

-выставка детских работ.

План работы.

Сентябрь.

Занятие 1. Вот какое тесто

Цель занятия:Познакомить с тестом; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеихрук; формировать у них интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.

Прием лепки. Разминание.

Октябрь.

Занятие 2. "Печем блины".

Цель: Расширять сенсорный опыт (работа с цветным тестом). Формировать интерес к работе с тестом.

Приём лепки. Расплющивание

Ноябрь.

Занятие 3.«Покормим птиц»

Цели: Познакомить детей с пластилином и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Прием лепки. Отщипывание.

Декабрь.

Занятие 4. Новогодняя елка (Лепка из пластилина)

Цели: Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики круговыми движениями между ладоней. Развивать речь и мышление, память детей.

Приём лепки. Скатывание.

Январь.

Занятие 5. Баранки для белочки

Цель занятия:учимся раскатывать «колбаску» и скреплять ее концы между собой.

Приём лепки. Раскатывание.

Февраль.

Занятие 6. Конфеты на тарелке (пластилиновые картинки)

Цель занятия: Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Прием лепки: «Надавливание»

Март.

Занятие 7. Узоры. (лепка из солёного теста)

Цель занятия: Продолжать знакомить детей с тестом;Учить расплющивать ладошкой,закрепляя к основе; развивать мелкую моторику.

Приём лепки. Расплющивание.

Апрель.

Занятие 8. Пирамидка из колечек.

Цель занятия:продолжаем учиться раскатывать "колбаску"; развивать аккуратность, цветовосприятие,воображение.

Приём лепки. Раскатывание.

Май.

Занятие 9. "Неваляшка"

Цель занятия: закрепить умение детей скатывать из пластилина маленькие шарики круговыми движениями между ладоней;развивать память детей;развивать мелкую моторику.

Приём лепки. Скатывание.

План работы с родителями.

Ноябрь. Тема: Беседа "Лепка-как вид художественного творчества для развития речи и мышления ребёнка".

Февраль. Тема: Совместное занятие родителей с ребёнком "Гусеничка на цветке".

Апрель. Тема: Совместное занятие родителей с ребёнком "Фрукты из солёного теста".

Литература.

1. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М, Мозаика-Синтез, 2005.

2. Галигузова Л. Н., С. Ю. Мещеряков. Педагогика детей раннего возраста. М, Владос, 2007, с 79.

3. Елецкая О. В. День за днем говорим и растем. М, Творческий центр, 2007.

4. Павлова Л. Н. Раннее детство: познавательное развитие. М, Синтез, 2005.

5. Васильева Е. Ф. Способности и дарования на кончиках пальцев. / Воспитатель ДОУ, № 12, 2009, с 86.

6. Рей Гибсон и Дженни Тайлер «Делай и играй: веселые игры», Издательство «Росмен», Москва, 1994г.

7. Одинокова Г. «Игры с тестом, развитие умения лепить». \ Дошкольное воспитание, №2 2007г.

8. Антипова М. «Соленое тесто», Издательство «Рипол классик», 2007г.

9. Хананова И. «Соленое тесто», Издательство «АСТ – пресс», Москва, 2007г.

10. Одинокова Г. Ю. «Лети, тесто», ООО Издательский дом «Карапуз», 2006г.

11. Лыкова И. Л., Грушина «Интерьер из соленого теста», ООО Издательский дом «Карапуз», 2006г.

12. Янушко Е. А. «Лепка с детьми раннего возраста», Издательство «Мозаика – синтез», Москва, 2009г.

13. Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики руки», Издательство «Мозаика – синтез», Москва, 2009г.

14. И. Лыкова, Л. Грушина «Заплетушки из соленого теста», ООО Издательский дом «Карапуз», 2006г.

15. И. А. Лыкова "мы лепили, мы играли"книга для занятий с детьми москва "карапуз-дидактика"2005

Публикации по теме:

«Подарок другу». Конспект занятия по изготовлению поделки из соленого теста«Подарок другу». Конспект занятия по изготовлению поделки из соленого теста Одно из самых увлекательных занятий для детей: лепка из соленого теста. Подготовить тесто дома: на 15 человек 2,5 стакана муки, стакан соли,.

Тестопластика. Картины из соленого теста.Тестопластика. Картины из соленого теста. Лепка - любимое и увлекательное занятие детей. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но детям очень интересно попробовать для.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Планирование по теме «Лепка как вид творчества для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 28 октября 2013 в 21:29
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...