Планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

юлия пятницкая
Планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Подготовительная к школе группа

Сентябрь

1. Наблюдение за движением транспорта в бинокль

Цель: закреплять знания детей о движении, его свойствах, активизировать в речи детей слова «быстрее-медленнее», «вперед-назад», «вправо-влево»; закреплять знания о бинокле, его свойствах, используя слова –сравнения «ближе-дальше», учить сравнивать лупу и бинокль в действии, находя преимущества и недостатки в использовании.

2. Беседа «Из чего сделана Земля?»

Цель: дать представление детям о том, что Земля внутри не полая, а состоит из ядра, мантии и земной коры, рассказать о том, что внутри Земли есть полезные ископаемые, как используют их люди; развивать воображение, используя иллюстрации; закрепить знания детей о видах ландшафта: равнина, горы.

3. Опыт с микроскопом

Цель: познакомить детей с микроскопом, его свойствами, способом применения; учить пользоваться микроскопом в познавательных целях: рассматривая листок комнатного растения; развивать умение сравнивать и анализировать работу с лупой, биноклем и микроскопом, выделяя преимущества последнего, попутно знакомя с внутренним строением растения; воспитывать уважительное отношение к работе других детей.

4. Подвижная игра: «Эстафета на скорость»

Цель: упражнять детей в беге на скорость, предлагая проблемные ситуации: условия движения, его качество при следующих природных явлениях: встречный ветер, дождь.

Ход игры: эстафета проходит в рамках спортивного праздника «Страна Спортландия». Условия проведения эстафеты максимально приближены к настоящим; используются свисток и флажок для отмашки.

Октябрь

1. Наблюдение «Отчего осенью листья разноцветные?»

Цель: рассказать детям, почему осенью листья меняют свой цвет, отчего зависит окраска листа; закрепить представления детей о признаках осени; продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя, обосновывая свой ответ; развивать наглядно – образное мышление, умение систематизировать уже имеющиеся знания; обращать внимание детей на красоту окружающей природы.

2. Беседа «Куда плывут материки?»

Цель: рассказать детям о материках на Земле, дать их названия, познакомить с тем, что материки постоянно движутся; закрепить знания о глобусе и географической карте, продолжать учить детей находить материки на них; развивать память детей, используя метод заучивания (стихотворение); закреплять знания о климате на разных материках.

3. Опыт «Складки земной коры»

Цель: показать, как силы сжатия действуют на движение земной коры; закрепить знания о материках, их названиях; активизировать словарь детей: «материк», «мантия», «земная кора»; развивать интерес к экспериментальной деятельности, продолжать учить действовать самостоятельно, соответственно словесным указаниям воспитателя, делать выводы, исходя из результатов опыта.

4. Подвижная игра «Мы охотимся на льва»

Цель: закреплять умение детей четко выполнять команды воспитателя, продолжать развивать быстроту реакции, чувство юмора.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поохотиться на льва и читает такое стихотворение:

Мы охотимся на льва (дети повторяют каждую строчку)

Не боимся мы его

Будем драться храбро с ним,

И, конечно, победим!

Ой, что это там?

Глубокая река. Поплыли (дети имитируют плаванье)

Высокая гора

Высокая трава.

Ноябрь

1. Наблюдение за туманом

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как туман; рассказать детям о том, что такое туман, причины его возникновения; натолкнуть на выводы о том, почему туман появляется в основном осенью; пополнять словарь детей (туман, туманный); закрепить знания о правилах поведения в туманную погоду как пешеходов, так и водителей; развивать осторожность передвижения детей.

5. Беседа «По морям, по волнам…»

Цель: закрепить представления детей о воде и суше, понятие «круговорот воды в природе»; дать представление о 4-х основных океанах, которые омывают нашу планету, их названия, о морях и их обитателях; рассказать о значении большой воды на планете, о ее использовании; продолжать учить ориентироваться на глобусе и географической карте; развивать умение систематизировать информацию; воспитывать бережное отношение к природе.

6. Опыт «Из чего состоит вода?»

Цель: закрепить знания детей о микроскопе, его свойствах, способе использования, значении для человека, дать представление о составе воды, познакомить со словом «молекула»; вызвать интерес детей к экспериментированию с микроскопом, продолжать учить им пользоваться; развивать умение отвечать на вопросы воспитателя, исходя из предыдущего опыта.

7. Игра «Путешествие капельки»

Цель: закрепить представления детей о круговороте воды в природе, о состояниях воды (жидкость, пар, лед, учить рассказывать о путешествии капельки.

Ход игры: воспитатель раскладывает большой плакат, где схематически показан круговорот воды в природе и раздает нарисованные фишки – капельки. Дети выбирают, в каком состоянии находится у них капелька (жидкость, пар, лед) и проходят путь до такого же состояния, рассказывая по ходу.

Декабрь

1. Наблюдение за звездным небом

Цель: обратить внимание детей на звездное небо, продолжать учить рассказывать о том, что они видят, рассказать о том, что звезды на самом деле находятся в космосе, а не небе, побуждать детей задавать вопросы, пополнять словарный запас детей (космос, звезды, учить видеть красоту окружающей их природы.

2. Беседа «Земля в иллюминаторе»

Цель: дать детям элементарное представление о Солнечной системе, рассказать о том, какое место занимает наша планета в этой системе, познакомить с движением планет вокруг Солнца по орбитам, пополнять словарный запас детей (Солнечная система, орбита, планеты); познакомить с названиями других планет; закрепить представления о глобусе; развивать воображение детей, используя макет, слайды.

3. Опыт: «Звездные часы»

Цель: рассказать детям о том, почему звезды совершают круговое движение по ночному небу; закрепить представления детей о космосе и Солнечной системе; развивать любознательность, побуждать задавать вопросы в ходе опыта и делать выводы, проговаривая их. (см. Приложение № 3)

1. 4. Игра «Угадай, что у меня»

Цель: закреплять представления детей о снеге, его свойствах (холодный, белый, мокрый, липкий); продолжать учить делать постройки из снега на скорость.

Ход игры: воспитатель делит детей на 2 команды, давая им задание сделать постройку из снега, описать ее, не называя названия. Другая команда должна отгадать, что слепила первая. Игра идет на скорость.

Январь

1. Наблюдение за инеем

Цель: закрепить представления детей о том, что зимой может быть не только снег, но и иней; рассказать о том, почему появляется иней, какую роль играет для растений, о пользе и вреде инея; развивать наблюдательность, соотнося ее с имеющимся опытом, продолжать учить детей ухаживать за растениями на участке, воспитывать бережное отношение к природе.

2. Беседа «Где ночует Солнце? Почему бывает зима и лето?»

Цель: сформировать представление детей о вращении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси; уточнить знания о сменяемости времен года, дня и ночи; закрепить представления о Солнечной системе, опираясь на макет и иллюстрации; продолжать учить рассказывать о космосе, развивать любознательность детей, умение самостоятельно делать выводы.

3. Опыт «День и ночь, зима и лето»

Цель: закреплять знания детей о глобусе, о сменяемости дня и ночи, времен года на наглядном примере (на основе опыта с лампой); развивать мыслительные процессы: анализ и синтез полученных знаний; активизировать словарь детей (вращение, ось, орбита, продолжать учить составлять небольшой рассказ, опираясь на вопросы воспитателя и макет.

4. Настольная игра «Космическое путешествие»

Цель: закрепить представления детей о космосе, Солнечной системе, названиях планет; учить играть по правилам, соблюдая очередность.

Ход игры: воспитатель раскладывает на столе космическую карту, детям раздает фишки и кубик. Дети по очереди бросают кубик и делают шаги, согласно выпавшей цифре. После того, как ребенок сделал ход, он рассказывает о той планете, на которой остановился.

Февраль

1. Наблюдение за падающим снегом

Цель: закрепить представление детей о таком природном явлении, как снегопад; рассказать о том, почему снежинки падают на землю; уточнить знания детей о земном притяжении, его свойствах; продолжать учить рассказывать о действии земного притяжения, демонстрируя наглядно; побуждать задавать вопросы воспитателю.

2. Беседа «Что растет в земле?»

Цель: рассказать детям о том, что внутри земли находятся полезные ископаемые, познакомить с названиями некоторых из них, используя наглядный метод; рассказать о том, как люди добывают и используют уголь, нефть, руду, минералы; пополнять словарный запас детей (полезные ископаемые, уголь, нефть, руда) развивать представления детей о богатстве нашей земли и о необходимости беречь эти богатства; воспитывать желание сохранять все богатства недр Земли.

3. Опыт: «Пузырьки»

Цель: показать детям, каким способом можно определить место нахождения природного известняка; закрепить представления о том, как люди добывают полезные ископаемые, уточнить знания о пользе и способах использования полезных ископаемых в нашей жизни; воспитывать осторожность и аккуратность при проведении опыта. (см. Приложение № 3).

4. Игра «Для чего это нужно?»

Цель: закрепить представления детей о полезных ископаемых, их пользе для человека; учить определять его название, и назначение по внешнему виду.

Ход игры: воспитатель раскладывает выставочные породы и картинки перед детьми. Ребенок выходит берет одну из них, рассказывает о ней и подбирает картинку, где можно использовать то или иное полезное ископаемое.

Март

1. Наблюдение за солнцем

Цель: закрепить знания детей о таком природном явлении, как закат и восход солнца; познакомить детей с компасом, определив направление севера и юга, востока и запада; подвести к определению значения компаса в жизни человека, познакомить со способом определения времени по солнцу (солнечные часы); развивать интерес детей к изобретениям человечества.

2. Беседа «А где живешь ты?»

Цель: познакомить детей с видами поселения людей: город, деревня, село; рассказать о том, что не все люди живут в городах, некоторые живут в области; рассказать о населении городов, численности людей, о преимуществах проживания в городе и в сельской местности; уточнить представления детей о сельской местности, ее жителях, о роде их занятий (скотоводство, земледелие); закрепить знания детей о том месте, где живут они; объяснить смысл поговорки «Где родился, там и сгодился».

3. Опыт «Кристаллы»

Цель: дать представление детям о том, что вода состоит из разных веществ; учить использовать полезные ископаемые в опытно – экспериментальной деятельности; продолжать учить действовать самостоятельно, опираясь на словесные указание воспитателя, делать выводы, исходя из результатов опыта; развивать умение доводить начатое до конца; воспитывать терпение в работе.

4. Игра «Живое домино»

Цель: закрепить представления детей о временах года, о природных явлениях, их признаках; продолжать учить действовать по сигналу.

Ход игры: Дети надевают шапочки-маски, на которых нарисованы разные природные явления: тучи, снежинки, дождь, молния, листопад и т. д. Играет музыка, дети двигаются по залу. Затем воспитатель хлопает в ладоши, дети останавливаются и ищут себе пару: снежинка-снежинку, туча-тучу и пр. После этого дети мимикой, жестами показывают настроение.

Апрель

1. Наблюдение за ветром

Цель: продолжать учить детей наблюдать за происходящими переменами в природе с приходом весны; закреплять знания детей о ветре, его свойствах, характеристиках, его значении для человека; продолжать учить сравнивать и пользоваться словами-сравнениями (слабее-сильнее, теплее-холоднее); закреплять умение определять направление ветра с помощью султанчика.

2. Беседа «Освоение космоса»

Цель: дать элементарные сведения об освоении космоса, о первом космонавте, используя иллюстрации; познакомить с таким космическим понятием, как невесомость, космическая еда; закреплять знания детей о Солнечной системе, побуждать детей к обыгрыванию предложенной ситуации; развивать воображение, формировать желание быть такими же ловкими, смелыми, как космонавты.

3. Опыт «Волшебник – кислород»

Цель: закрепить представления детей о воздухе, его значении для всего живого на Земле; продолжать учить проводить опыты с воздухом; показать детям то, что кислород необходим не только для дыхания, но и для горения; продолжать учить делать выводы, исходя из результатов опыта, воспитывать аккуратность и осторожность при проведении опыта.

4. Подвижная игра «Что возьмем мы на Луну?»

Цель: закреплять знания детей о космосе, его освоении человеком; развивать ловкость, быстроту, активизировать словарь детей (луноход).

Ход игры: дети делятся на 2 команды. Воспитатель ставит по два стула для каждой команды, на которых лежат разные предметы (зубная щетка, полотенце, очки от солнца и пр.). Задача детей по команде воспитателя добежать до другого стула и взять одну вещь, которая понадобится в полете. После того, как чемодан собран, воспитатель читает стихотворение:

На Луну мы собрались,

В луноходы сели.

Пристегнули все ремни,

«Пуск!» мы полетели.

Дети изображают полет в космос.

Май

1. Наблюдение за грозой

Цель: закрепить знания детей о таком природном явлении, как гроза, ее признаках: дождь, молния, гром; продолжать учить рассказывать о природных явлениях, опираясь на иллюстрации и вопросы воспитателя; развивать умение систематизировать знания и делать выводы; рассказать детям об опасности, которую может принести гроза, повторить правила поведения при грозе.

2. Беседа «Где носят климатический пояс?»

Цель: познакомить детей с понятием «климатический пояс», рассказать, как люди определили, нахождение того или иного климатического пояса, как эти знания использует человек; закрепить названия материков, их климата (жаркий, холодный, умеренный); развивать способность определять климатический пояс по цвету на географической карте и по описанию климата.

3. Опыт «Что похоже на снег»

Цель: познакомить детей с таким свойством веществ, как растворимость, рассказать о том, что вода может растворять разные вещества и менять вкус, цвет, запах в зависимости от того, какое вещество в ней растворили, показать, какие реакции происходят в воде при растворении различных веществ; продолжать развивать интерес к экспериментированию; воспитывать аккуратность и осторожность при проведении опыта.

4. Настольная игра «Пираты Карибского моря»

Цель: закрепить представления о суше и воде, о материках, океанах; учить играть в коллективе детей, соблюдая очередность, воспитывать уважение к желанию сверстников.

Ход игры: игра проводится также, как и «Космическое путешествие». Усложнение в том, что при каждом ходе ребенок рассказывает о том месте, где остановился.

Публикации по теме:

«Развитие познавательных способностей дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Цель проекта: Развитие познавательных способностей и творческого познавательного мышления детей. Расширение представлений детей об окружающем.

Организация планирования познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста Младший возраст Средний возраст Сентябрь 1. Наблюдение за движением транспорта Цель: продолжать формировать представления детей об основных.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 августа 2013 в 12:53
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Экскурсия в Феодоровский городок (фотоочерк)
26 ноября мы с коллегами по курсам побывали на экскурсии в Феодоровском городке города Пушкина. Таня Рыжкова уже выкладывала пост об этой экскурсии. Наша...
Консультация для родителей «Плоскостопие. Чем оно опасно. Упражнения для формирования...
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода ( у детей обычно...
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...