Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Мария Каримова
Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

(Р. У. Эмерсон)

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику.

На подготовительном этапе внедрения детского экспериментирования следует создать в группе все оптимальные условия для исследовательской деятельности дошкольников, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность:

- Поддержание интереса детей к образовательной деятельности, содержащей опыты, эксперименты, исследования.

- Создание в группе благоприятного микроклимата.

- Создание в группе комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования.

- Преобразование предметно – развивающей среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей.

Необходимо усовершенствовать воспитательно-образовательную работу с детьми (пополнение методической и познавательной литературы, картотеки опытов). Предварительно провести тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию.

В начале года разработать перспективное планирование исследовательской деятельности.

При планировании нужно основываться на принципы, на которые опирается вся работа по организации исследовательской деятельности:

-Демократичности (планирование совместно с родителями, педагогами, т. е. прозрачность действий;

-Участия (вовлечение всех участников образовательного процесса во все стадии планирования, реализации и оценки);

-Динамичности (развитие от простого к сложному);

-Непрерывности (начало – результат в большом и малом, чувство связи: ребёнок - родители – детский сад);

-Целостности (укрепление физического, умственного, социального и духовного здоровья);

-Реалистичности (жизнеспособность);

-Интеграции (сотрудничество с другими организациями из различных областей);

-Измерение успеха (оценка деятельности).

Планируя работу по организации детского исследования и экспериментирования, учитывается то, что в процессе исследовательской деятельности ребенок должен приобретать опыт:

1. Физический: учиться управлять своим телом и определенными органами.

2. Природоведческий: знакомиться с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире.

3. Социальный: запоминать индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого).

4. Познавательный: тренировать мыслительные процессы, осваивать разнообразные мыслительные операции.

5. Лингвистический: заниматься словотворчеством, обсуждать итоги эксперимента, играть в словесные игры, то есть экспериментировать со словом.

6. Волевой: запоминать, как он сам может влиять на других людей.

7. Личностный: узнавать свои личностные возможности.

8. Поведенческий: моделировать свое поведение в различных ситуациях.

Исходя из этого ожидаемого результата ставится цель и обозначаются задачи опытно – исследовательской деятельности.

Планирование детской экспериментальной деятельности включает в себя:

- экспериментальную деятельность, организованную педагогом;

- познавательную образовательную деятельность с элементами экспериментирования;

- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;

- долгосрочные наблюдения-эксперименты.

Для отслеживания результатов овладения детьми экспериментальной деятельностью необходимо разработать диагностические методики.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности строится исходя из трех блоков педагогического процесса:

-специально-организованное обучение;

-совместная деятельность взрослого с детьми;

-свободная самостоятельная деятельность детей.

В блоке совместной деятельности планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать.

С детьми планируются экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы, можно использовать мультимедийные ресурсы (презентации, игры на интерактивной доске: «Что притягивает магнит», «Отгадай загадку», «Последовательность роста растения» и др.

В блоке организованного обучения планируется образовательная деятельность обобщающего характера, целью которой является обобщение знаний, полученных детьми в ходе проведения экспериментальной работы.

Планирование работы в блоке свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, водой, магнитом и др., любят играть: с ветром, со звуками, с цветными стеклами, с красками. На прогулке юные исследователи решают очень важные проблемы: что произойдет со снежинкой, если она упадет на ладошку? Как освободить бусинки из ледяного плена? Дети проводят опыты в “лаборатории” и в “Уголке природы”.

Система планирования работы по организации исследовательской деятельности в нашей группе основана на материалах авторского методического сборника «Неизведанное рядом» О. В. Дыбиной, Рахмановой Н. П., Щетининой В. В.

Приступая к планированию работы по организации исследовательской деятельности со старшими дошкольниками в своей группе мы поставили цель:

-практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.

Исходя из цели, поставили задачи:

• формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;

• формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления;

• развитие поисково – познавательной, интеллектуальной активности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

• развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств.

В планировании мы обозначили следующие этапы развития экспериментирования:

1 этап - изучение личностных качеств детей, их индивидуальные возможности, диагностика знаний детей.

2 этап – создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности мы в группе оборудовали детскую мини – лабораторию «Эврика», состоящую из нескольких зон:

мини - лаборатории;

методического центра с перспективными планами запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотеки опытов и экспериментов по блокам, всевозможных алгоритмов познавательной деятельности;

центра «Хочу всё знать» со всякой познавательной и энциклопедической литературой, коллекциями, макетами;

игротекой, мини - музеем «Чудесная кладовая».

3 этап – составление учебно-тематического плана.

Планирование работы в нашей группе основано на трёх взаимосвязанных направлениях, каждая из которых включает в себя подразделы:

1. живая природа.

Здесь мы запланировали опыты и эксперименты, расширяющие знания детей о строении растений, значении растений, функционировании растений, условиях жизни растений, особенностях поверхности овощей и фруктов, их форме, цвете, вкусе, запахе.

2. неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, магнетизм, превращение веществ).

По этому направлению мы запланировали цикл опытов и экспериментов «Волшебница-вода», «Невидимка - воздух». Для знакомства с почвой мы запланировали цикл опытов «А что у нас под ногами?» Это целый цикл опытов про магнетизм «Удивительный магнит» цикл опытов «Свет и цвет», «Звук».

3. материал и их свойства

Это цикл опытов, направленных на формирование представлений о материалах.

Реализацию поставленных перед собой задач мы запланировали осуществлять во время проведения образовательной деятельности по познанию, в интеграции с другими видами детской деятельности (наблюдениями и трудом на прогулке, чтением, дидактической игрой, во время проведения «часа самостоятельности»,на лабораторных работах, проводимых детьми в свободной деятельности в пространственной среде группы, во время проведения плановых долгосрочных экспериментов

В планирование работы по организации исследовательской деятельности дошкольников мы включали и проведение досугов с проведением интересных опытов. Так, например, у нас была запланирована «Неделя маленьких учёных», организованная для обмена опытом с коллегами, во время которой малыши самостоятельно проводили опыты и эксперименты, делали вывод.

Большие возможности кружковая деятельность. Планирование работы на занятиях кружка даёт возможность организовать специально- организованное обучение детей экспериментированию.

В нашей группе мы вели кружок «Маленькие исследователи», результативность которого по развитию исследовательской деятельности показала диагностика уровня знаний, умений и навыков, а также уровень развития познавательных способностей.

В планирование работы по организации исследовательской деятельности необходимо включать работу с родителями, целью которой является приобщение родителей к популяризации детского экспериментирования. Мы, например, планировали для родителей консультации по познавательно-исследовательской деятельности детей, практические занятия, распространение буклетов, памяток, рекомендаций по проведению простейших опытов с детьми, привлечение к созданию энциклопедий, фотоальбомов.

Таким образом, правильно распланированная работа по организации исследовательской деятельности способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта, развитию детских способностей и мыслительных процессов.

Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования. Если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить взрослый.

Публикации по теме:

Познавательная активность детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Экспериментирование с песком со старшими дошкольниками.Экспериментирование с песком со старшими дошкольниками. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Детское экспериментирование оказывает.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 февраля 2014 в 17:30
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рекомендации родителям «Летом играем, познаём, развиваемся»
Скоро наступит лето. Лето - благодатный период для игр, отдыха, закаливания и развития познавательной активности детей! Дети - это маленькие исследователи,...
Конспект занятия по рисованию красками «Гнездышко»
Программные задачи: Закреплять умение соединять в одном рисунке несколько изображений разной формы; развивать воображение, фантазию. Материал: Альбомный...
Мастер-класс «Приглашение на выпускной»
Выпускной в старшей специальной группе все ближе, подготовка активно идет. Мы начали делать приглашения на наш праздник. Сегодня предлагаю Вам вариант...
Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста «Весенний лес»
Цель. Закрепить знания детей о животном и растительном мире леса, о весенних изменениях, происходящих в природе. Задачи: • закрепить представления о том,...
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?»
«Это моё! », «Отдай мне! », "Нет, не бери, это моё! " На детских площадках нередко можно услышать, что родители ругают своего ребёнка за то, что он не...