МААМ-картинки

Планирование работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшей группы (сентябрь-декабрь)

Елена Хитренко
Планирование работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшей группы (сентябрь-декабрь)

СЕНТЯБРЬ.

Период. Учебная деятельность (занятия). Совместная деятельность педагога и детей. Самостоятельная деятельность.

1 и 2 нед.

Д И А Г Н О С Т И К А.

3 нед.

Рисование (педагогическая диагностика).

Тема: «Картинки на песке».

Цель: выявить уровень развития художественных способностей.

Тема: «Наша речь»

Цели: 1. Выявить уровень сформированности графических умений и навыков у детей : зрительно – моторные интеграции; умение обводить рисунок по точкам и раскрашивать его.

Публикация «Планирование работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшей группы (сентябрь-декабрь)» размещена в разделах

2. Обследовать детей на выявление ведущей руки.

3. Проверить умение ориентироваться на листе бумаги.

Виды деятельности:

1. Игра «Что это?» (соединяем линией все цифры по порядку и раскрашиваем получившуюся картинку).

2. Массаж подушечек пальцев рук «Дети любят всех зверей «.

3. Пальчиковая гимнастика «Пальчики показывают буквы».

4. Рисуем внутри большой фигуры постепенно уменьшающиеся, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры.

5. Заштриховываем картинку, которая нарисована в середине листа.

6. Проводим прямые линии по нарисованным дорожкам, не съезжая с дорожек и не отрывая карандаш от бумаги.

1. Игра «Буквы рассыпались» (выкладываем буквы из счётных палочек).

2. Игра с палочками Кюизенера (выкладываем из палочек буквы по образцу).

3. Делаем из проволоки буквы

4 нед.

Рисование по представлению

Тема: «Деревья в нашем парке».

Цель: закрепить умение рисовать лиственные деревья по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и коры.

Тема: «Осень».

Цели: 1. Выявить уровень развития мелкой моторики и тактильной чувствительности.

2. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, воображения.

3. Тренировать мышцы рук.

4. Работать над развитием координации речи с движением.

5. Продолжать формировать графические умения и навыки.

Виды деятельности:

1. Заштриховываем на картинке все узкие листочки.

2, Пальчиковая гимнастика «Осень», «Дождик».

3. Соединяем точки, раскрашиваем картинку.

4. обводим рисунок по пунктирным линиям, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.

5. Аппликация «Осенний листочек» из рваных кусочков цветной бумаги.

6. Дорисовываем листок, раскрашиваем его.

1. Рисуем по трафаретам и раскрашиваем листочки.

2. Игра «Сложи листья»

3. Выкладываем буквы из риса.

4. Делаем из проволоки дубовые листочки.

ОКТЯБРЬ.

Период. Учебная деятельность (занятия). Совместная деятельность педагога и детей. Самостоятельная деятельность.

1 нед.

Рисование по содержанию загадок и стихов.

Тема: «Загадки с грядки»

Цели: 1. Закрепить умение рисовать овощи по их описанию в загадках и шуточных стихотворениях.

2. Развивать воображение.

Тема: «Огород, овощи».

Цели: 1. Продолжать работать над развитием мелкой моторики, учить выкладывать из палочек фигурки по образцу.

2. Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить видеть клетку и рабочую строку.

3. Обучать ловко, обращаться с карандашом.

4. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, воображения.

Виды деятельности:

1. Игра «Мешочек с сюрпризом» (выбираем на ощупь только овощи).

2. Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Хозяйка».

3. Игра «Дары с нашего огорода» (лепим овощи и фрукты).

4. Коллективное рисование «Вывеска для магазина «Овощи – фрукты».

5. Рисуем внутри контура баклажана постепенно уменьшающиеся формы баклажана.

6. Дорисовываем свеклу, раскрашиваем её.

7. Обводим по точкам яблоко, заштриховываем его прямыми линиями, не выходя за контуры.

8. Находим овощ в верхнем углу картинки, обводим его по точкам и заштриховываем.

9. Упражнение «Капуста».

1. Обводим по трафаретам и раскрашиваем овощи.

2. Делаем из головоломки овощи

3. Игра с рамками вкладышами «Овощи».

2 нед.

Лепка

Тема: «Овощи и фрукты».

Цели: 1. Закрепить приёмы лепки.

2. Развивать глазомер.

3. Лепить по представлению.

Тема: «Сад. Фрукты».

Цели: 1. Координировать движения с речью, работать над общими речевыми навыками.

2. Продолжать работать над развитием мелкой моторики, учить воспроизводить фигуры различными способами.

3. Упражнять в ориентировке на листе бумаги – учить видеть клетку и рабочую строку.

4. Продолжать формировать графические умения и навыки.

5. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, воображение.

Виды деятельности:

1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин», «Слива», «Компот».

2. Дорисовываем свеклу и раскрашиваем её.

3. На рисунке находим самую узкую грушу и раскрашиваем те груши, которые находятся справа от неё.

4. Аппликация «Дары сада» (на бархатной бумаге выкладываем фрукты цветной нитью).

6. Копируем по клеточкам картинку «Виноград».

7. Внутри большой фигуры рисуем постепенно уменьшающиеся, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры.

8. Находим грушу в нижнем углу картинки, заштриховываем её.

1. Делаем из проволоки фрукты.

2. Пальцем выдавливаем на пластилине контуры овощей.

3. Игра «Сушим фрукты» (нанизываем картонные фрукты на проволоку).

4. Игра с рамками вкладышами «Фрукты».

3 нед.

Лепка миниатюр в спичечной коробке.

Тема : «Колыбелька»

Цель: формировать умение искать способы лепки миниатюрных игрушек (пеленашек) и вариантов преобразования спичечного коробка в колыбельку.

Тема: «Мебель»

Цели: 1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в координации движений с речью.

2. Развивать умение штриховать в разных направлениях и проводить линии без отрыва карандаша от бумаги.

3. Упражнять в ориентировке на клетках.

4. Тренировать мышцы рук.

Виды деятельности:

1. Пальчиковая гимнастика «Наша квартира».

2. Обводим рисунок по точкам, раскрашиваем его.

3. Называем все предметы мебели на картинке, заштриховываем то, что выше кресла.

4. Делаем из проволоки кухонную мебель.

5. Выкладываем горох по нарисованному на бумаге контуру мебели.

1. Игра «Плетём коврик».

2. Игра с палочками Кюизенера «Коврик для кошки».

3. Выкладываем из счётных палочек кроватку и телевизор.

4. На пластилиновой основе выдавливаем пальцем контуры стола и стула.

5. Игра «Посмотри, что спряталось в комочке?» (разглаживаем скатанные в шарики листы бумаги с изображениями предметов мебели).

4 нед.

Аппликация коллективная

Тема: «Шляпа фокусника» (оформление цирковой афиши).

Цель: учить составлять коллективную композицию из ленточных аппликативных элементов на основе объединяющего образа (шляпы).

Тема: «Профессии».

Цели: 1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, учить ощупывать буквы и выкладывать их.

2. Формировать графические умения и навыки.

3. Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости, упражнять в понимании зеркального пространства.

4. Работать над развитием психических процессов: логического мышления, внимания, зрительно-пространственного восприятия.

5. Тренировать мышцы рук.

Виды деятельности:

1. Коллективная аппликация «Вывеска для магазина игрушек».

2. Игра «Перебери крупу» (сортируем горох и фасоль).

3. Игра «Магазин игрушек» (лепим игрушки из пластилина).

4. Игра «Кому что нужно?» (проводим линию от каждого персонажа определённой профессии к необходимому ему орудию труда).

5. Пальчиковая игра «Фотоаппарат».

6. Игра «Спасатель» (обводим всех мышек одной линией, при этом не захватив ни одной кошки в очерченный круг).

7. Аппликация «Строитель» (вырезаем прямоугольники разных размеров и наклеиваем так, чтоб получился дом).

8. Массаж для пальчиков «Музыкант».

1.»Посмотри, кто спрятался в комочке?» (разглаживаем скатанные в шарики листы бумаги с картинками).

2. По памяти собираем из геометрических фигур орудия труда, предварительно взглянув на образец.

НОЯБРЬ.

Период. Учебная деятельность (занятия). Совместная деятельность педагога и детей. Самостоятельная деятельность.

1 нед.

Рисование

Тема: «Осенняя природа».

Цели: 1. Развивать у детей эстетическое восприятие.

2. Учить передавать на рисунке разные по форме и строению деревья, располагать изображение на всём листе, рисовать разными приёмами (концом кисти, всем ворсом, мазками).

Тема: «Поздняя осень. Ягоды».

Цели: 1. Работать над развитием мелкой моторики и тактильной чувствительности.

2. Совершенствовать графические умения и навыки, упражнять в штриховке в горизонтальном направлении.

3. Работать над развитием психических процессов, логического мышления, внимания, памяти.

4. Работать над развитием фонематического слуха.

5. Тренировать мышцы рук.

Виды деятельности:

1. Обводим гриб, не отрывая карандаша от листа, в направлении, указанном стрелкой.

2. Массаж пульками «Нарисую ягоду».

3. Копируем по клеточкам картинки «Виноград».

4. Ниткография (на бархатную основу выкладываем контуры ягод цветной нитью).

5. Аппликация «Гроздья рябины» (скатываем бумажные полоски).

6. Определяем, что нарисовано на картинке (контуры предметов наложены друг на друга, и обводим пальчиком контур гриба.

7. Заштриховываем ягоду, которая находится в правом верхнем углу картинки.

1. Игра с рамками- вкладышами «Фрукты» (обводим контуры предметов, раскрашиваем получившиеся картинки).

2. Игра с рамками-вкладышами «Ягода» (обводим контуры предметов, вырезаем их).

3. Игра с палочками «Грибок».

2 нед.

Аппликация

Тема: «Флаг России».

Цели: 1. Учить скатывать готовые полоски в бумажные шарики тремя пальцами, делая круговые движения.

2. Развивать мелкую моторику пальцев, участвующих в процессе письма.

3. Воспитывать любовь к родине.

Тема: «Наша Родина».

Цели: 1. Упражнять в выкладывании фигурок из палочек по образцу.

2. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку различными способами.

3. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.

4. Работать над развитием зрительного внимания и памяти.

Виды деятельности:

1. Пальчиковая игра «Дружба».

2. Упражнение для пальчиков «Мои мечты».

3. Заштриховываем лучики у солнышка, используя различные виды штриховки.

4. Обводим картинки по точкам и раскрашиваем их.

5. Делаем куклы с основой в виде конуса.

6. Показываем руками стихотворение «Заботливое солнышко».

7. Упражнение «Дом и ворота».

8. Оригами «Лес» (коллективная работа).

1. Выкладываем из геометрических фигур дом.

2. Игра с палочками Кюизенера «Дом».

3 нед.

Аппликация обрывная

Тема: «Золотые берёзы».

Цели: 1. Закрепить умение рисовать осенние берёзы по мотивам лирического стихотворения.

2. Учить гармонично, сочетать разные изобразительные техники.

Тема: «Деревья».

Цели: 1. Упражнять в умении строить свою деятельность по словесным инструкциям.

2. Упражнять в ориентировке на листе бумаги.

3. Продолжать работать над развитием мелкой моторики и общей моторики, упражнять в координации движений рук.

4. Совершенствовать навыки обведения рисунка по точкам без отрыва руки от бумаги.

5. Продолжать работать над развитием психических процессов: памяти, мышления, слухового внимания.

Виды деятельности:

1. Показываем стихи руками «Станем мы деревьями».

2. Пальчиковая гимнастика «Клён».

3. Зачёркиваем на картинке то, что вредит лесу, раскрашиваем лес карандашами.

4. Делаем композицию «Лес» (накладываем пластилиновые жгуты на контуры деревьев).

5. Рисуем по точкам листья клёна.

6. Коллективная работа точками «Осенний лес».

7. Заштриховываем на яблоне только большие яблоки.

1. Составляем из частей целую картинку с изображением дуба.

2. Обводим трафареты листьев, вырезаем их.

3. Мозаика «Дерево» (на пластилиновой основе выкладываем из гречки дерево).

4 нед.

Рисование с элементами аппликации

Тема: «Русалочки в подводном царстве».

Цель: учить экспериментировать с художественными техниками на основе аппликативной детали (хвост).

Тема: «Сказки».

Цели: 1. Упражнять в умении строить свою деятельность по словесным инструкциям

2. Упражнять в ориентировке на листе бумаги.

3. Продолжать работать над развитием мелкой моторики и общей моторики, упражнять в координации движений рук.

4. Совершенствовать навыки обведения рисунка по точкам без отрыва руки от бумаги.

5. Продолжать работать над развитием психических процессов: памяти, мышления, слухового внимания.

Виды деятельности:

1. Аппликация «Мальвина» (из рваных кусочков бумаги).

2. Пальчики показывают сказки «Теремок», «Курочка Ряба», «Грибок» (описание упражнений дано в книге А. М. Диченсковой «Страна пальчиковых игр»).

3. Пальчиковая гимнастика «Муха-цокотуха».

4. Делаем мышку с основой в виде конуса.

5. Соединяем точки, чтобы получился герой одной из сказок, раскрашиваем картинку.

6. Штриховка.

7. Игра «Мешочек с сюрпризом» (определяем на ощупь сказочных героев, спрятавшихся в мешке).

8. Обводим Буратино по точкам, раскрашиваем его.

1. Игра с палочками Кюизенера «Сказочный город».

2. Палочкой выдавливаем на пластилиновой основе картинку «Теремок».

3. Обводим по трафарету и вырезаем любимого сказочного героя.

ДЕКАБРЬ.

Период. Учебная деятельность (занятия). Совместная деятельность педагога и детей. Самостоятельная деятельность.

1 нед.

Лепка коллективная

Тема: «Пингвиний пляж».

Цели: учить лепить пингвинов в движении и создавать коллективные композиции с использованием бумажной пластики.

Тема: «Животные севера».

Цели: 1. Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики, работать над координацией движений в соответствии с темпом речи.

2. Совершенствовать графические умения и навыки.

3. Упражнять в ориентировке на клетках, учить делить клетку по диагонали.

4. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, логического мышления.

5. Тренировать мышцы рук.

Виды деятельности:

1. Картинки из яичной скорлупы (измельчаем яичную скорлупу и заполняем ею контур медвежонка, нарисованного по трафарету).

2. Пальчиковые игры «На лужок», «Мишки», «Волк и лиса», «Зайки и ушки».

3. Дорисовываем лису.

4. Находим на картинке животных севера, обводим их по линиям и раскрашиваем.

5. Переодеваем белочку и зайчика в зимнюю одежду (рисуем им зимнюю шубку).

6. На картинке соединяем прямой линией детёнышей с их мамами, заштриховываем детёнышей.

7. Копируем по клеточкам картинку «Морж».

1. Делаем из проволоки оленьи рожки.

2. Делаем из проволоки медведя.

3. Палочкой выдавливаем на пластилине картинку «Белый медведь».

2 нед.

Рисование

Тема: «Корабли пустыни».

Цели: 1. Знакомить с понятием контраста.

2. Освоить рациональные способы изображения нескольких одинаковых животных.

Тема: «Животные юга».

Цели: 1. Продолжать работать над развитием зрительно-моторных интеграций.

2. Упражнять в координации движений с речью.

3. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.

4. Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости.

5. Совершенствовать зрительную и слуховую память и внимание.

6. Продолжать формировать графические умения и навыки.

Виды деятельности:

1. Пальчиковая гимнастика «У жирафов», «Черепашки».

2. Рисуем на клетках копию картинки «Слон».

3. Дорисовываем на клетках картинку «Черепашки».

4. На картинке обводим по точкам только животных юга.

5. Определяем, что нарисовано на картинке (контуры предметов и животных наложены друг на друга, и обводим пальчиком контуры животных.

6. В ряду картинок находим ту, которая отличается от других, и вырезаем её.

7. Аппликация «Зебра» (из рваных кусочков бумаги).

8. Выкладываем рис по контуру слона.

9. Соединяем сплошной линией все цифры по порядку и раскрашиваем получившуюся картинку.

1. Игра с рамками-вкладышами «Животные Африки»(обводим животных по контуру, вырезаем их).

2. Собираем из частей целую картинку с изображением жирафа.

3. Игра с палочками Кюизенера «Слон».

3 нед.

Рисование с элементами аппликации

Тема: «Белая берёза под моим окном».

Цели: 1. Учить изображать зимнюю (серебристую) берёзку по мотивам лирического стихотворения.

2. Гармонично сочетать разные изобразительные техники.

Тема: «Зима».

Цели: 1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики.

2. Учить работать с трафаретами и шаблонами.

3. Работать над развитием зрительно-пространственного восприятия, упражнять в ориентировке на плоскости.

4. Тренировать мышцы рук.

Виды деятельности:

1. Пальчиковая гимнастика «Кормим птиц», «Голуби», «Воробьи», «Птичка».

2. Рисуем снегопад в технике набрызга.

3. Аппликация «Снеговик» (из кружков разной величины делаем разного размера круги методом обрывания, намазываем заготовки клеем, посыпаем крупной солью).

4. Упражнение «Снеговик».

5. Рисуем на клеточках копию картинки «Узор на окне».

6. Выкладываем снежинку ватными шариками.

7. Обводим рисунок «Узор на окне», не отрывая карандаш от листа.

8. Заштриховываем зимующих птиц в направлении, указанном стрелкой.

1. Делаем из проволоки снеговика.

2. Шнуровка «Снеговик.

3. Выбираем из двух картинок ту, где изображена зима, раскрашиваем её.

4 нед.

Аппликация с элементами конструирования

Тема: «Ёлочка-красавица» (панорамные новогодние открытки).

Цель: учить изготавливать поздравительные открытки- самоделки с сюрпризом (симметричным способом).

Тема: «Новый год».

Цели: 1. Продолжать развивать зрительно-моторные функции.

2. Совершенствовать графические умения и навыки, учить сравнивать узор, точно повторяя его элементы.

3. Упражнять в ориентировке на листе, учить сопровождать свои действия словами: вверх, вниз, влево, вправо, и т. д.

4. Обучать умению ловко обращаться с карандашом.

Виды деятельности:

1. Пальчиковая гимнастика «Праздник», «Ёлочка», «Подарки».

2. Обводим трафарет ёлки, выполняем штриховку слева направо и справа налево.

3. Аппликация «Снеговик»(из бумажных шариков).

4. Обводим по точкам контур ёлки, не отрывая карандаш от бумаги.

5. Оригами «Ёлочка».

6. Вырезаем ёлочные игрушки симметричным способом.

7. Рисуем на клеточках копию картинки «Ёлочка».

8. На картинке показываем все ёлки по порядку, начиная с самой большой, раскрашиваем ёлку с шишками, которая находится в левой части рисунка.

1. Игра «Волшебные полоски».

2. Картинка-пластилинка «Новогодняя ёлка» (выкладываем на контур ёлки пластилиновые жгуты).

3. Делаем гирлянду из цветных скрепок.

Публикации по теме:

Из опыта работы по развитию мелкой моторикиИз опыта работы по развитию мелкой моторики «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В. А. Сухомлинский Учёные установили закономерность: уровень развития.

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности Содержание: 1. Аннотация 2. Введение 3. Теоретические основы 3.1Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей 3.2Взаимосвязь.

Опыт работы по развитию мелкой моторики детей средствами пальчикового игротренинга с элементами Монтессори Опыт работы по развитию мелкой моторики детей средствами пальчикового игротренинга с элементами Монтессори. Вся история развития человечества.

Перспективный план по развитию мелкой моторики детей средней группы Сентябрь: учить детей при помощи пальцев рассказывать рифмованные истории. Игры утром: "Лебёдушка", Шнуровка "Тир горой". Игры вечером:.

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук Лексические темы Коррекционные игры, упражнения Детский сад Пальчиковая гимнастика «Подружим пальчики» Золотая осень Самомассаж камушками.

Планирование работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики руки с помощью тестопластики» Тема: «Развитие мелкой моторики руки через использование технологии тестопластики» Цель: - изучить и систематизировать наиболее эффективные.

Анализ работы по развитию мелкой моторики «Весёлые пальчики» 1 СЛАЙД Актуальность «Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни.

Примерное комплексно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики с детьми ЗПР Месяц Неде ля Лексическая тема Пальчиковая гимнастика, ориентировка в тетради в клетку, обводка трафаретов Средний возраст Старше – подготовительный.

Проект по развитию мелкой моторики для детей второй младшей группы Актуальность «Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Ведь только.

Создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ. Игры и пособия для занятийСоздание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ. Игры и пособия для занятий Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшей группы (сентябрь-декабрь)
Опубликовано: 23 января 2016 в 13:47
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД