Планирование занятий-прогулок с детьми старшего дошкольного возраста (первая неделя марта)

Галина Макшанова
Планирование занятий-прогулок с детьми старшего дошкольного возраста (первая неделя марта)

ПРОГУЛКА 1

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ИЗМЕНЕНИЯМИ, ПРОИСХОДЯЩИМИ В ПРИРОДЕ

Цели: формировать представления о марте как о месяце пробуждения природы; развивать умения замечать новые изменения в природе.

Воспитатель предлагает обойти весь участок и посмотреть, что изменилось. (Нарастает продолжительность дня, повышение температуры, рост и развитие растений.) Дети отмечают: снег стал рыхлым, грязным, тает, появились ручейки, свисают с крыш ледяные сосульки, началась капель.

1-й период весны – от появления проталин до полного схода снега.

В народном календаре весну условно подразделяют на следующие периоды: снеготаяние, оживление весны, разгар весны, предлетье.

Приметы: снег быстро тает и воды бегут дружно – к мокрому лету; вороны на снег садятся – к оттепели.

Поговорки и пословицы: «Март – не весна, а предвесенье; «Иногда и март морозом хвалится».

Стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром злится…».

Загадки:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает?

(Весной.)

Дидактическая игра «Когда это бывает?».

Подвижная игра «Мышеловка».

Цель: развивать ловкость, умение быстро действовать после сигнала.

Ход игры. Делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг («мышеловку»). Остальные – «мыши». Они находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и, начиная ходить по кругу, говорят:

Ах, как мыши надоели,

Развелось их просто страсть.

Все погрызли, все поели,

Всюду лезут – вот напасть.

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех за раз!

Затем дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. «Мыши» вбегают в «мышеловку» и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу воспитателя «Хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и садятся. Пойманные становятся в круг. Когда большая часть «мышей» поймана, дети меняются ролями.

Русская народная игра «Мячик кверху».

Игра-забава «Успей подхватить».

Труд на участке. Вместе с воспитателем навести порядок на участке группы и прилегающих дорожках.

ПРОГУЛКА 2. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТАЯНИЕМ СНЕГА И ЛЬДА

Цели: обобщать представления о типичных весенних явлениях в природе; учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; продолжать обогащать знания детей о свойствах воды (сравнить величину сосулек утром и во время вечерней прогулки, сделать вывод, что за день сосульки стали значительно короче, солнце их пригревало, и они таяли весь день).

Воспитатель вместе с детьми определяет, где снег и лед тают быстрее (на солнце или в тени). Почему утром на лужах лед, а днем он превращается в воду? Почему сосульки на солнечной стороне тают, а в тени нет? Устанавливает связь с температурой воздуха. Обращает внимание на образование луж, ручейков. Дети вспоминают, где еще и в каком виде в природе встречается вода.

Приметы: если на крышах образуются большие сосульки, весна будет затяжной; если снег тает от солнышка, будет урожайный год, от дождя – жди засухи.

Поговорки и пословицы: «Грач на горе – весна на дворе».

Стихотворения:

ВЕСЕННИЕ ВОДЫ

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Ф. Тютчев

Загадки:

Зимнее стекло весною потекло.

(Лед.)

Стекольщик хорош – стекло не пробьешь.

Стало тепло – стекло потекло.

(Лед.)

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Подвижная игра «Мышеловка».

Подвижная игра «Сделай фигуру».

Цель: развивать воображение.

Ход игры. Ходьба в колонне по одному, по сигналу «Стоп!» дети останавливаются и выполняют какую-либо фигуру. Отмечаются самые быстрые и интересные.

Опыт «Вода и снег».

Цель: опытным путем закрепить различные состояния воды.

Ход опыта. Внести в группу снег и лед. Где вода быстрее растает? В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе утрамбованный, в третье – лед.

Вывод. Рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять детей в правильном выборе слов.

Ход игры. Воспитатель назначает ведущего, и он придумывает начало предложения, а все остальные играющие по очереди должны его закончить: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы потому что…».

Труд на участке. По мере того как участок детского сада освобождается от снега, воспитатель организует с детьми его уборку: сбор снега в лунки деревьев, кустарников, цветочных клумб (объяснить ребятам, для чего надо собирать снег вокруг растений).

ПРОГУЛКА 3. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КАПЕЛЬЮ

Цели: обобщить и углубить представления о весне по существенным признакам; провести наблюдение за весенней природой; развивать познавательный интерес; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе.

Воспитатель обсуждает с детьми, что значит «звенит капель». Отмечает в марте появление первых проталин. Что такое проталины? Где они появляются в первую очередь? (Там, где солнце больше пригревает землю со снегом.)

Предлагает понаблюдать путь одного из ручейков. Воспитатель рассказывает детям, что ручьи впадают в реки, в озера, и вода в них поднимается, и тогда возникают наводнения.

Приметы: длинные сосульки – к долгой весне.

Поговорки и пословицы: «Март – весне брат и зиме не рад»; «Март зиму ломает, новому сезону дорожку дает».

Стихотворение И Демьянова «Веселые льдинки».

Загадки:

Что вверх корнем растет? (Сосулька.)

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Дидактическая игра «Какое что бывает?».

Подвижная игра «Хитрая лиса».

Труд на участке. Помочь дворнику убрать оставшийся снег с дорожек. Напомнить название орудий труда.

ПРОГУЛКА 4. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОБЛАКАМИ

Цели: расширять представления о многообразии неживой природы; формировать умение видеть красоту неба; развивать творчество, воображение; вызвать желание пофантазировать.

В теплые дни хорошо наблюдать за движением облаков и изменением их формы. Нужно заметить на ясном небе легкое облачко и предложить детям следить за тем, как оно медленно передвигается, постепенно увеличивается и, меняя форму, превращается в массу, похожую на вату, или же, наоборот, уменьшается и «тает». Воспитатель спрашивает у детей, что такое облака, как образуются, из чего они состоят (из капелек воды – пар, какие бывают (дождевые, снеговые, грозовые, во что могут превратиться (в тучи). Пофантазировать с детьми.

Приметы: облака идут против ветра – к снегу; облака движутся с севера на юг – к хорошей погоде.

Поговорки и пословицы: «Март – заря весны».

Стихотворение Я. Акима «Облако».

Дидактическая игра «Скажи по-другому».

Подвижная игра «Ловишки на одной ноге».

Подвижная игра «Хитрая лиса».

ПРОГУЛКА 5

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕСЕННИМИ ПРИМЕТАМИ

Цели: учить самостоятельно определять погоду, делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе, наблюдать изменения в живой и неживой природе; прививать интерес к природе, жизни растений и животных.

Воспитатель с детьми наблюдает за весенней природой, просит их найти приметы весны (на небе солнце, небо голубое, по нему плывут редкие белые облака, усиление солнечного тепла, снег начал подтаивать, появились сосульки, которые тают на солнечной стороне крыши, и. т. д.) и сравнить их с погодой зимой.

Приметы: облака движутся против ветра – к снегопаду; весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок.

Поговорки и пословицы: «Февраль воду подпустит, март подберет» (о заморозках); «Мартовский ледок, что чужой избы порог» (то есть ненадежен).

Стихотворения:

МАРТ

Замер лес в прозрачной дымке,

На деревьях тают льдинки.

С веток падает капель,

И слышна синицы трель.

В. Степанов

Загадки:

Жил я посреди двора,

Где играла детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.

(Снег.)

Шел, шел без дорог, где шел, там и лег.

До весны пролежал, а весной убежал.

(Снег.)

Дидактическая игра «Придумай сам».

Подвижная игра «Удочка».

Цель: учить детей правильно подпрыгивать: оттолкнуться и подобрать ноги.

Ход игры. Дети стоят по кругу. В центре – воспитатель. В руках веревка, на конце которой привязан мешочек. Воспитатель крутит веревку, а дети должны через нее перепрыгнуть.

Опыт «Прозрачность льда».

Цель: при наблюдении выявлять свойство льда.

Материал. Прозрачная емкость, пуговицы, мелкие предметы.

Ход опыта. Предложить детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лед. Там, где воды много, лед твердый, прочный, не ломается под ногами.

Закрепить представление о том, что лед прозрачный. Для этого в прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и положить на ночь за окно. Утром рассмотреть. Через лед видны замерзшие предметы.

Вывод. Предметы видны через лед потому, что он прозрачен.

Публикации по теме:

Целевые прогулки с детьми 3–4 лет в сентябре Целевые прогулки с детьми 3-4 лет в сентябре. Целевые прогулки 1. Целевая прогулка по территории детского сада. Цель: формировать умение.

Наблюдения весной на прогулке в средней группеНаблюдения весной на прогулке в средней группе Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • История
  • День мамы, 8 марта
Автор публикации:
Планирование занятий-прогулок с детьми старшего дошкольного возраста (первая неделя марта)
Опубликовано: 22 января 2014 в 22:29
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) средняя группа
Тема: Тарелочка Цель: Формировать умение лепить тарелочку из природной глины. Задачи: Упражнять в лепке тарелочек, отрабатывать приемы лепки:...
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...