Папки-передвижки

«Платковые куклы». Использование кукол в различных видах деятельности дошкольников (из опыта работы) (2 фото)

Наталья Букина
«Платковые куклы». Использование кукол в различных видах деятельности дошкольников (из опыта работы)

Цель. Развитие личностных качеств ребёнка, его творчества; воспитание интереса к платковым куклам и желания их использовать в различных видах деятельности.

Задачи:

• стимулировать активность и творчество детей в создании различных образов; использовать их в танцевальной, песенной, речевой, изобразительной и театрализованной деятельности;

• формировать художественное видение в различных видах деятельности;

Публикация «„Платковые куклы“, Использование кукол в различных видах деятельности дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах

• создать «детско-взрослое» общество на принципах партнёрства, сотрудничества, диалога;

• разнообразить методы и приёмы воспитательно-образовательной работы с детьми

Интеграция образовательных областей:

«Здоровье» : движения, имитирующее движения различных персонажей.

«Физкультура» : развитие моторики рук и пальцев.

«Социализация» : имитация характерных действий, эмоциональность, активное включение детей в театрализованную деятельность в рамках занятий, в совместную и самостоятельную деятельность.

«Труд» : воспитание бережного отношения к результатам труда педагогов (куклам, мелкий ремонт (глаза, рот, пр.)

«Коммуникация» : общение с воспитателем и сверстниками, активизация словаря.

«Музыка» : разучивание танцевальных движений кукол; использование платковых кукол в песенном исполнении для выразительности образа (частушки, колыбельные).

«Безопасность» : правила обращения с предметами, имеющими мелкие составляющие.

«Чтение художественной литературы» : тексты литературных произведений, к которым используются куклы.

В настоящее время в дошкольном образовании отмечается необходимость развития социально-личностных качеств ребёнка, в том числе активности, эмоциональности, способности к творчеству. Этому способствуют различные виды деятельности : музыкально-эстетической, конструкторской, театрализованной, речевой.

Во всех перечисленных видах деятельности используется всё кукольное разнообразие : куклы бибабо, перчаточные, пальчиковые, куклы-марионетки и др. В нашем учреждении мы с удовольствием используем изготовленные руками педагогов платковые куклы.

Познакомившись со специализированной программой М. И. Родины «Кукляндия», педагоги ДОУ прошли обучение на семинаре-практикуме по театрализованной деятельности по данной программе (авторский семинар М. И. Родины, А. И. Бурениной) и «окунулись» в творческий процесс изготовления платковых кукол. Кукол делали из плотных платков, старых разноцветных зонтов, украшали атласными лентами, бахромой, сутажам, верёвочками и шнурами. Лицо куклы выполнено из подложки под ламинат, обтянуто капроновыми колготками; глаза и рот изготовлены из самоклеящей бумаги. Технология исполнения кукол повторялась, но каждый педагог вносил в детальное оформление образа что-то своё, поэтому персонажи получились разнообразные и характерные.

Теперь наши платковые куклы – неотъемлемый атрибут любых мероприятий, проводимых в ДОУ. Они используются в музыкальной, театрализованной, речевой и изобразительной деятельности; как элементы оформления учреждения. Дети придумали всем куклам имена и обращаются с ними, как с лучшими друзьями, а также выступают инициаторами использования платковых кукол в досуговой деятельности, на интегрированных занятиях, на праздниках и развлечениях. Через кукольный образ дети получают новые знания: интеллектуальные, нравственные, эстетические. Платковые куклы стали постоянным источником радости, стремления детей выразить свои чувства, эмоции через определённый образ.

Использование платковых кукол в непосредственно – образовательной деятельности ребё нка-дошкольника :

- сюрпризный момент в непосредственно-образовательной деятельности любого направления;

- кукла «Знайка» помогает выполнять задания по дифференциации звуков; помочь в порядковом и количественном счёте и т. д.

- кукла «Варварушка» может рассказать сказку (во всех возрастных группах, провести неторопливую беседу по содержанию прочитанного, …

Использование платковых кукол в повседневной жизни:

- для организации режимных моментов в младших группах (кукла может показать, похвалить, рассказать, спросить, помочь);

- с помощью платковой куклы можно организовать развлечения, досуги;

- организация сюжетно-ролевой игры (пригласит детей к себе или сама придёт в гости, покажет как уложить куклу, накрыть стол, полечить);

- использование платковых кукол в трудовой, самостоятельной деятельности;

- использование куклы на прогулке, экскурсии.

Главными принципами в организации работы по использованию платковых кукол в жизнедеятельности детей являются :

- учёт основной (игровой) деятельности дошкольника;

- сочетание реализма и воображения;

- взаимосвязь всех участников творческого обучающего и развивающего процесса.

Платковые куклы являются не только информационным, но и эмоционально-практическим источником радости открытия, познания, созидания. Необходимым условием внесения платковых кукол в жизнедеятельность детей является создание «детско-взрослого сообщества» (Р. Б. Стеркина, которое строится на принципах партнёрства, сотрудничества, диалога. При этом педагог выступает носителем игровой культуры, посредником между платковыми куклами и ребёнком. Платковая кукла в руках педагога поможет вспомнить удивительный мир сказок, танцев, природы, искусства, театра. Именно взрослый активизирует и актуализирует личный опыт ребёнка, его эмоции: интеллектуальные (догадка, сомнение, радость, удивление, нравственные (доброта, милосердие, честность, правдивость, эмпатия, соперничество, взаимопомощь, взаимовыручка, дружба и т. д., эстетические (восхищение, любование, радость открытия и т. д., практические, связанные с созданием продукта, в частности платковых кукол.

Самодельная платковая кукла у творческого педагога находит широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Это чудо-пособие, имеющее обучающее, воспитательное и развивающее значение, приносящее детям радость, восхищение, творческое начало.

Литература:

1. Родина М. И., Буренина А. И. Кукляндия : Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. – СПб. : Изд-во «Музыкальная палитра», 2008

2. Зацепина М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности в детском саду. М., 2006

3. Кудрявцев В. Т. Концептуальные основы развивающей деятельности дошкольника (программа «Тропинки»). М., 2007

«Платковые куклы». Использование кукол в различных видах деятельности дошкольников (из опыта работы)
Фото «Платковые куклы»
Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей посредстом художественно — творческой деятельности. Задачи: - развитие интереса к различным видам искусства - формирование художественн-образных представлений -развитие творческих способностей.

Рекомендации по созданию предметно-игровой среды в рамках реализации художественно-эстетического направления Рекомендации по разработке и созданию предметно - игровой среды в группе детей раннего возраста в рамках реализации художественно -эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Платковые куклы». Использование кукол в различных видах деятельности дошкольников (из опыта работы)
Опубликовано: 19 января 2014 в 11:15
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД