Поддержание и сохранение психологического здоровья дошкольника

Елена Слесарева
Поддержание и сохранение психологического здоровья дошкольника

Психологическое здоровье - важное составляющее для нормального функционирования и развития ребенка. На современном этапе развития общества, эта проблема очень актуальна. Поддержание и сохранение психологического здоровья является одной из важнейших задач таких социальных институтов, как семья и образовательное учреждение. Тема поддержания и сохранения здоровья ребенка, в том числе и психологического, освещена в «Законе об образовании в РФ», ФГТ и в структуре основной общеобразовательной программы любого дошкольного учреждения.

В дошкольном возрасте формируется фундамент физического и психологического здоровья. На этом этапе очень важно сформировать у детей знания о здоровом образе жизни, о необходимости систематически заниматься спортом.

В детском возрасте, основным показателем сформированности психологического здоровья является течение адаптации при поступлении в дошкольное учреждение, уровень развития навыков коммуникации, высокая мотивация.

Здоровье, в психологическом плане делится на:

• Интеллектуальное – проявление незаурядных умственных способностей, высокой мотивацией к социально важной для этого возраста деятельности;

• Социально-нравственное – открытость, способность к сопереживанию, коммуникабельность;

• Эмоциональное – бесконфликтность, способность к проявлению чувств.

Научные данные доказывают, что для поддержания психологического здоровья детей необходима уравновешенность положительных и отрицательных эмоций, что обеспечивает поддержку душевного равновесия. Существует несколько факторов, объективных и субъективных, ухудшения психологического здоровья детей:

1. Дефицит внимания, получаемого ребенком от родителей. На это существует несколько причин – и загруженность родителей на работе, и конфликтная обстановка в семье.

2. Переизбыток информации, получаемой ребенком. Современные дети в большом количестве смотрят, играют в компьютерные игры. Зачастую, ребенок может ассоциировать себя с главным героем. Отсюда и возникают фобии, страхи, низкая самооценка, которые вполне могут привести к невротизации.

3. Чрезмерная гиперопека. Многие родители стремятся отгородить своих детей от любых проблем и трудностей, таким образом воспитывают их вербальным методом, а не наглядным.

4. Конфликтная атмосфера в семье, частые ссоры, ругань и т. п. Опасность заключается в том, что часто дети берут за основу эту модель поведения. В дошкольном возрасте дети чрезвычайно привязаны к родителям, особенно к матери, они остро нуждаются в заботе, любви, уважении, признании. По-этому, ссоры родителей воспринимаются ребенком как ситуация опасности, тревожное явление. Также дети склонны во всех семейных ссорах между родителями винить себя, т. к. пока еще не может понять истинных причин конфликта и считают, что это именно они ведут себя не так, как хотят родители, не оправдывают родительских надежд. Таким образом, частые конфликты между родителями вызывают у детей чувство беспокойства, низкую самооценку, неуверенность в себе и могут стать как и причиной психологического неблагополучия, так и причиной психосоматических проблем, таких, как тик, заикание и др.

5. Проблемы и нарушения у ребенка в перинатальный период (асфиксия, плохое здоровье матери).

Субъективные причины часто поддаются коррекции, это:

1. Характер детско-родительских отношений;

2. Нормы и ценности, воспитывающих ребенка взрослых.

Обязанность родителей и педагогов в поддержании и сохранении психологического здоровья ребенка заключается в создании единой системы развивающей и реабилитирующей сред:

- создание всех условий для полноценного развития ребенка;

- учет индивидуально-личностных особенностей ребенка;

- восстановление параметров нормального детства;

- ориентация на социокультурные нормы;

- здравоохранение и здравосохранение.

Публикации по теме:

Личностное развитие ребенка с умственной отсталостью Содержание: Проблема личности в современной психологии Развитие личности ребенка от 0 до 18 лет Специфика развития личности при У. О. Заключение.

Проблемы здоровья детей дошкольного возраста В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается,что ключевой позицией обновления детского сада на современном этапе развития общества.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Поддержание и сохранение психологического здоровья дошкольника
Опубликовано: 23 февраля 2014 в 19:48
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной...
Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми разновозрастной группы 4-7 лет Январь , 4-я неделя, тема: «Любопытные...
Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 5» (старшая группа)
Задачи . Познакомить детей с составом числа 5. Учить соотносить цифру с количеством предметов. Учить понимать учебную задачу и решать её самостоятельно....
Презентация «Интерактивная игра по речевому развитию для детей старшего дошкольного...
Разработала воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г. Волгодонска - Меркулова Елена Анатольевна. Уважаемые, коллеги. Предпосылки для успешного обучения...
Фото отчёт «Зарядка со Снеговиком» (в рамках Всемирного Дня снеговика)
Фото отчёт "Зарядка со Снеговиком. " В рамках Всемирного Дня снеговика ( 18 января 2018 г) мне захотелось провести необычную утреннюю зарядку....
«Вытынанка – Ажурная резьба по бумаге» Мастер класс
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 1 "Сказка" п. Советский Республики Марий Эл «ВЫТЫНАНКА – АЖУРНАЯ РЕЗЬБА ПО БУМАГЕ»...