Поддержание и сохранение психологического здоровья дошкольника

Елена Слесарева
Поддержание и сохранение психологического здоровья дошкольника

Психологическое здоровье - важное составляющее для нормального функционирования и развития ребенка. На современном этапе развития общества, эта проблема очень актуальна. Поддержание и сохранение психологического здоровья является одной из важнейших задач таких социальных институтов, как семья и образовательное учреждение. Тема поддержания и сохранения здоровья ребенка, в том числе и психологического, освещена в «Законе об образовании в РФ», ФГТ и в структуре основной общеобразовательной программы любого дошкольного учреждения.

В дошкольном возрасте формируется фундамент физического и психологического здоровья. На этом этапе очень важно сформировать у детей знания о здоровом образе жизни, о необходимости систематически заниматься спортом.

В детском возрасте, основным показателем сформированности психологического здоровья является течение адаптации при поступлении в дошкольное учреждение, уровень развития навыков коммуникации, высокая мотивация.

Здоровье, в психологическом плане делится на:

• Интеллектуальное – проявление незаурядных умственных способностей, высокой мотивацией к социально важной для этого возраста деятельности;

• Социально-нравственное – открытость, способность к сопереживанию, коммуникабельность;

• Эмоциональное – бесконфликтность, способность к проявлению чувств.

Научные данные доказывают, что для поддержания психологического здоровья детей необходима уравновешенность положительных и отрицательных эмоций, что обеспечивает поддержку душевного равновесия. Существует несколько факторов, объективных и субъективных, ухудшения психологического здоровья детей:

1. Дефицит внимания, получаемого ребенком от родителей. На это существует несколько причин – и загруженность родителей на работе, и конфликтная обстановка в семье.

2. Переизбыток информации, получаемой ребенком. Современные дети в большом количестве смотрят, играют в компьютерные игры. Зачастую, ребенок может ассоциировать себя с главным героем. Отсюда и возникают фобии, страхи, низкая самооценка, которые вполне могут привести к невротизации.

3. Чрезмерная гиперопека. Многие родители стремятся отгородить своих детей от любых проблем и трудностей, таким образом воспитывают их вербальным методом, а не наглядным.

4. Конфликтная атмосфера в семье, частые ссоры, ругань и т. п. Опасность заключается в том, что часто дети берут за основу эту модель поведения. В дошкольном возрасте дети чрезвычайно привязаны к родителям, особенно к матери, они остро нуждаются в заботе, любви, уважении, признании. По-этому, ссоры родителей воспринимаются ребенком как ситуация опасности, тревожное явление. Также дети склонны во всех семейных ссорах между родителями винить себя, т. к. пока еще не может понять истинных причин конфликта и считают, что это именно они ведут себя не так, как хотят родители, не оправдывают родительских надежд. Таким образом, частые конфликты между родителями вызывают у детей чувство беспокойства, низкую самооценку, неуверенность в себе и могут стать как и причиной психологического неблагополучия, так и причиной психосоматических проблем, таких, как тик, заикание и др.

5. Проблемы и нарушения у ребенка в перинатальный период (асфиксия, плохое здоровье матери).

Субъективные причины часто поддаются коррекции, это:

1. Характер детско-родительских отношений;

2. Нормы и ценности, воспитывающих ребенка взрослых.

Обязанность родителей и педагогов в поддержании и сохранении психологического здоровья ребенка заключается в создании единой системы развивающей и реабилитирующей сред:

- создание всех условий для полноценного развития ребенка;

- учет индивидуально-личностных особенностей ребенка;

- восстановление параметров нормального детства;

- ориентация на социокультурные нормы;

- здравоохранение и здравосохранение.

Публикации по теме:

Личностное развитие ребенка с умственной отсталостью Содержание: Проблема личности в современной психологии Развитие личности ребенка от 0 до 18 лет Специфика развития личности при У. О. Заключение.

Проблемы здоровья детей дошкольного возраста В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается,что ключевой позицией обновления детского сада на современном этапе развития общества.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Поддержание и сохранение психологического здоровья дошкольника
Опубликовано: 23 февраля 2014 в 19:48
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Огород на окне» (старший дошкольный возраст)
Фотоотчет «Огород на окне» ( старший дошкольный возраст) Цель : формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных...
Фотоотчёт о лепке из пластилина детей старшего дошкольного возраста «Тарелочка с...
Цель: Закреплять знания детей о различных приёмах лепки фруктов и тарелочки. Задачи: Закреплять знания о пользе фруктов для организма человека....
Фотоотчет «тематическая неделя посвященная Дню Космонавтики»
Фотоотчет" тематическая неделя посвященная Дню Космонавтики" Приветствую всех кто заглянул ко мне на страничку! Предлагаю вам фотоотчет как мы...
Экологическая сказка «Путешествие в весенний лес» средняя группа
Доброго времени суток уважаемые коллеги, предлагаю вам посмотреть экологическую сказку , в которой участвовали только дети в рамках реализации проекта по...
Семинар-практикум «Скульптура из бумаги как средство развития творчества детей»
Задачи: 1. Познакомить педагогов с одним из видов бумагопластики - скульптурой из бумаги. 2. Познакомить с примерным перспективным планированием для...