Папки-передвижки

Поддержка самостоятельности и инициативы детей через проектную деятельность

Синарик Мкртчян
Поддержка самостоятельности и инициативы детей через проектную деятельность

Поддержка детской инициативы и самостоятельности через проектную деятельность в средней группе

«если хочешь воспитать в детях самостоятельность,

смелость ума, вселить в них радость сотворчества,

то создай такие условия,

чтобы искорки их мыслей образовывали

царство мысли,

дай им возможность почувствовать

себя в нём властелиномм».

Публикация «Поддержка самостоятельности и инициативы детей через проектную деятельность» размещена в разделах

Проблема формирования у детей инициативы, самостоятельности и активности была и остаётся самой актуальной. А это именно те качества, которые являются основой становления характера человека. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо помочь ребёнку раскрыть своё «я», научиться высказывать своё мнение, проявлять инициативу, а не действовать по указке взрослых. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. В своей практике пришла к выводу, что дошкольники могут правильно ответить в ситуациях, которые ранее были хорошо им знакомы. А при незнакомых (нестандартных) ситуациях дети не могли дать определенный ответ, не позволяли найти причину в тех или иных противоречивых ситуациях, не могли экспериментировать, синтезировать полученные знания, коммуникативные навыки развиты были слабо, познавательные способности проявлялись в меньшей степени. Это обусловлено тем, что дети привыкли идти по заранее заданному пути, следствием которого было подавление интереса и снижение активности ребенка. Так, одной из задач ФГОС ДО является поддержка инициативы и самостоятельности детей (п. 1.6 «побуждать детей к инициативности и самостоятельности»). Поэтому современному дошкольному образованию в условиях ФГОС ДО и огромного потока информации необходимо подобрать такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы самостоятельность и инициативность. И перед педагогом стоит важная задача – разработать комплексную системную модель, направленную на поддержку детской инициативы и самостоятельности.

Наиболее эффективной формой работы по развитию инициативы и самостоятельности является реализация проектной деятельности разных видов, а именно самостоятельное приобретение знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

В настоящее время в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию. Для чего нужно проектирование в детском саду? • Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, предоставляет свободу и возможность познать себя, позволят не ощущать «давления» взрослых. • Проектная деятельность, как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу. • Помогает получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, стимулирует его личностный рост и самореализацию, оригинальность мышления. • Позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить её в виде культурно-значимого продукта. Одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил педагог. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Правильно организованная работа над проектом, позволяет сделать процесс обучения не только более оптимальным, но и более интересным. Ребенок приобретает опыт деятельности, который соединяет в себе знания, умения, компетенции и ценности. Главное условие — помнить, что метод проектов нацелен не на интеграцию уже имеющихся знаний, а на применение и приобретение новых. Участие ребенка в проектной деятельности позволяет ему учиться исследовать, добывать информацию, ставить проблемы и решать их. Метод проектов как средство поддержки детской инициативы можно использовать в работе с детьми, не только старшего, но и младшего и среднего дошкольного возраста. Самое главное правильно подобрать вид и тематику проектов. Учитывая то, что в дошкольном периоде ведущим видом деятельности ребенка является игра то, начиная с младшего возраста используются игровые и творческие проекты : «Моя самая первая игрушка», «В гости к зубной фее» и др. С возрастом детей меняется и направленность проектной деятельности. Средний дошкольный возраст характеризуется развитием любознательности и творчества. Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, в которых помимо реального мира существует и волшебный мир полный приключений. Поэтому актуальным становится и другой вид проектов информационно-практико-ориентированный: например: «Секреты бабушкиного сундука», «Моя семья», «Этот загадочный лимон», «Пластилиновые истории», «Мыльная фантазия», «Мои маленькие помощники» и др. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Ребенок в ходе занятий проблемного обучения получает свободу, способен отходить от усвоенных стандартов. А это очень и очень значимо для современного будущего ученика и человека, способного самостоятельно мыслить и давать оценку действиям. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил педагог. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности. По сути, мы - воспитатели, являемся руководителями этой деятельности, источником информации и экспертами, но при этом выступаем как помощники и партнёры. У детей среднего возраста проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительном уровне. Активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей к их интересам, помогает достаточно легко определить проблему» заказываемую детьми» Таким образом ребенок среднего дошкольного возраста явно или неявно становиться заказчиком проекта, а осуществление происходит на подражательном уровне. В нашем детском саду педагоги активно используют метод проектов. Были реализованы такие проекты как :»Эта волшебная соль», «Удивительное молоко», «Мир лампочки», «Бумага, она такая разная» и многие другие проекты. Проектной деятельностью может быть даже подготовка к утреннику если к его подготовке привлечь детей. Дети не всегда хотят играть выбранных нами персонажей, но это не устраивает нас взрослых. Но, коллеги, сегодня это необходимое условие – учитывать интересы и инициативы детей. И так, превращаем подготовку к утреннику в творческий проект. Как это сделать? Выбираем песни для утренника. В преддверии праздника слушать и наполнять слуховую память различными песнями, стихами которые будут создавать настроение. Потом можно будет организовать обсуждение, – какие песни больше всего понравились. Дети сами предложат понравившиеся варианты песен. Таким образом, выбор будет представлен даже малышам. Выбираем стихи вместе. Если ребенку нравится стихотворение, то и его заучивание пройдёт легко, и он реализует своё право на проявление самостоятельности. Выбираем игры. Незадолго до праздника нужно знакомить детей с разнообразными играми и играть в них везде: в группе, на прогулке и даже дома с родителями. И когда в «детском игровом арсенале» детей много знакомых игр они сами предложат те игры, в которые они хотят сыграть на утреннике. Выбираем роль и костюм. Часто ли мы задаем детям вопрос «Кем ты хочешь быть на празднике?» и в соответствии с его желаниями подбираем роль, костюм? А ведь праздники мы организуем именно для детей, а не для взрослых. Но для рождения идеи нужна «почва». Ее и создают взрослые. Книги, сказки, картинки, мультфильмы… Можно провести целую неделю или месяц когда будут читаться любимые сказки, обсуждаться, рисоваться, разыгрываться по ролям. Все это поможет определиться детям с выбором (нужно чтобы инициатива исходила от детей). Можно придумать несколько сюжетов для праздника. Идеи подарков, предложить варианты привлечения родителей к подготовке. Творческая подготовка поможет сделать праздник ещё более значимым. Совершенно очевидно, что подобная деятельность по подготовке к празднику – это настоящий творческий проект, в котором дети черпают новые знания, проявляют инициативу и пытаются сделать собственный самостоятельный выбор. И очень важно, чтобы мы взрослые предоставляли детям такую возможность – быть участниками и инициаторами своего развития. Все проекты в нашей группе возникают стихийно, у нас нет чёткого плана, что в мае мы будем реализовывать один проект, а в январе другой, так как дети, выдвигая гипотезы сами запускают проекты. Успешно организовать проектную деятельность помогает грамотное комплексно-тематическое планирование (принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Где серия занятий объединена основной темой. Например, тематическая неделя «Зимушка-зима» подтолкнула нас к созданию одноименного проекта. Дети с интересом рисовали на снегу, изготавливали ледяные лакомства. и др. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат. ФГОС ДО отмечает, что воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Поэтому я тесно организую свою работу с родителями воспитанников: строится она на основе сотрудничества. Организуемая работа с семьей позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно, нацеливает родителей. Родители вместе с детьми с увлечением изготавливают книжки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии, участвуют в проектной и продуктивной деятельности. Презентуя продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.) взрослые поддерживают чувство гордости ребенка за свой труд и удовлетворение его своими результатами. Не так часто, как хотелось бы, но родители выступают в роли соорганизаторов, соучастников проектов. Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. Исходя из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать и поддерживать на протяжении всего периода дошкольного возраста. В заключении хотелось бы всем напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе.

Публикации по теме:

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины»Занятие по развитию творческой деятельности, инициативы и самостоятельности средних дошкольников «В гостях у бабушки Арины» Власюк Марина Конспект НОД "В гостях у бабушки Арины" Цель: Проявление детской инициативы и самостоятельности в игровой и творческой деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поддержка самостоятельности и инициативы детей через проектную деятельность
Опубликовано: 24 марта 2021 в 21:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД