«Путешествие по сказке Гуси-лебеди». Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Ольга Тимощенко
«Путешествие по сказке Гуси-лебеди». Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Подготовка к обучению грамоте «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»

Цели:

1. Учить дифференцировать согласные звуки [л], [л], [г], выделять данные звуки в словах, делить слова на части, выполнять звуковой анализ слова.

2. Выявить знания детей о составе предложения (длинное, короткое)

3. Выявить умение выделять звуки из слов, на слух определять место звука в слове, подбирать слова к схеме.

4. Совершенствовать умение составление предложений по схеме.

5. Совершенствовать умение дифференцировать согласные и гласные звуки.

6. Пополнять словарный запас прилагательными, закреплять умение согласовывать их с существительными в роде и падеже.

7. Воспитывать чувство коллективизма (умение работать со сверстниками, любовь к русскому народному творчеству.

- Ребята, вы любите путешествовать? А в сказку хотите отправиться? В какую сказку мы пойдем путешествовать, вы сейчас отгадаете сами. Разделитесь на две команды, первая команда собирает картинку из частей, а вторая, прочитает слова в нашей схеме и прочитает название сказки по начальным звукам заданных слов

Груша Лоб

Уши Еда

Самолет Булка

Ирис Ель

Дом

Игрушки

Команды отвечают, что получилось сказка «Гуси-лебеди». - Ребята, посмотрите теперь на картинку и скажите, почему у Аленушки такое печальное лицо? А теперь посмотрите на другую картинку и схему, которая висит рядом с ней. Составьте предложение по этой картине, опираясь на данную схему. (На магнитной доске помещается схема предложения из трёх сов)

- Правильно. Сколько слов получилось в вашем предложении? (3). А сколько должно быть по схеме? (Тоже 3)

-А теперь посмотрите на эту схему. (На магнитной доске помещается схема предложения из четырёх слов)

-Сколько слов должно быть в этом предложении? (4)

-Составьте мне предложение из 4-х слов, (выслушиваются ответы детей)

-Молодцы, вы составили интересные предложения и все так как было нарисовано на

схеме.

-Вот нам и в сказку пора. Но пропуском в эту сказку будут необычные слова. Мы с вами знаем, что в русском языке есть слова, которые состоят из двух слов. Например, земля + трясти = землетрясение. А теперь давайте попробуйте вы сами. Помогут нам с вами в этом схемы. (Воспитатель прикрепляет на ковралин сначала картинку, потом прибавляет слова ход, лет, театр)

Пар + ход = пароход Луна + ход = луноход Сам + лет = самолет Кино + театр = кинотеатр

- Молодцы. Вот мы и в сказке. Посмотрите, кто же нас встречает (Аленушка). -А почему она стоит посреди поляны? Как вы думаете мы можем ей помочь? (перед детьми на нарисованной дорожке лежит клубок)

-Что укажет нам дорогу, что бы добраться до избушки Бабы-Яги. Это же наш с вами волшебный клубочек. Но сейчас он не может катиться, забрала у него всю волшебную силу Баба-Яга. Давайте ему поможем. Назовите первый звук в слове «гуси», [г] - какой звук, давайте его определим (согласный твердый)

- Каким цветом мы обозначим этот звук? (синий кружок) -Произнесите его. Как он звучит в этом слове? (твердо) -А теперь назовите первый звук в слове «лебеди».

-[л] - какой звук, давайте его определим? (согласный твердый) -Каким цветом мы обозначим этот звук? (синий кружок) -Произнесите его. Как он звучит в этом слове? (мягко) -Каким цветом обозначим этот звук? (зеленым кружком)

- правильно, а теперь возьмите синий кружок или зеленый, кто какой захочет и придумайте слова со звуками [г], [л], [ль], в зависимости от цвета вашего кружка, по очереди передавая наш клубочек друг другу. (Дети передают клубок друг другу, называя слова в которых есть данные звуки и прикрепляют свой кружок к ковралину)

- Молодцы, слова назвали правильно, наш клубочек набрался волшебной силы от вас и мы можем отправляться в дорогу. Но на пути у нас будут трудности, давайте произнесем наш девиз: «Сам пропадай, а товарища выручай»

- Ну, в путь! Раз - два - три, клубочек дорогу покажи! (Клубочек катиться по дорожке до картинки с изображением яблони).

- Посмотрите, к какому дереву прикатился наш клубочек? (Яблоня)

-Что вы можете рассказать про это дерево? (небольшая, ветвистая, сказочная, тонкоствольная и т. д.)

- Как же нам яблоня может подсказать, где нам братца Иванушку искать? (на веточке висит волшебное яблочко с заданием)

- А как же нам его достать? Посмотрите, около яблоньки лежат буквы. Что это за буквы? (гласные и согласные)

- Давайте построим лесенку из гласных и согласных букв. Лена, Даша и Полина строят из гласных, а Дима, Максим и Миша - из согласных.

- Вот и достали мы яблочко с заданием. А задание такое: подобрать к данной схеме слово и картинку (к данной схеме прилагаются картинки, среди которых есть картинка с изображением избушки)

Дети называют слово «избушка» (рядом выложена звуковая схема слова)

- Ребята, мы устали с вами, давайте отдохнем. Я приглашаю вас поиграть с клубочком.

- Молодцы, поиграли, отдохнули, давайте продолжать путь дальше. Вот мы и дошли до избушки, в которой живет Баба-Яга.

Самой Бабы-Яги дома нет, а только висит замок волшебный на двери и гуси-лебеди дом охраняют. Поэтому вести себя надо тихо, а волшебство побеждать не силой, а умом. Смотрите, у замка висит подсказка-задание:

«Эта дверь откроется только тому, кто сможет отгадать все задания. А кто не сумеет, тот никогда в эту дверь не войдет»

Задание 1.

Отгадайте загадку. Куда бежит, сама не знает. В степи ровна, в лесу плутает, Споткнется у порога. Что это?

- Назовите первый звук в этом слове [Д].

- Этот звук обозначается буквой «Дэ». Настя, найди эту букву и прикрепи ее на дверь избушки.

Задание 2.

Найдите одинаковый звук в словах (выкладываются картинки).

ЛОЖКА, ЗАКОЛКА, ИГОЛКА, ВЕРЕВКА, МАШИНА (звук [а]).

- Ксюша, найди букву А и выложи ее на ковралин.

Задание 3.

Какая буква потерялась в этих словах

ТАБУ. ЕТ К А. ТОШКА (выкладывается буква «Рэ»)

Задание 4.

Назовите слова, в которых первый согласный звук звонкий.

КАПУСТА, СВИТЕР, ТУФЛИ, ЖУКИ, ПАЛЬТО, ЖАКЕТ (звук [ж], ребенок выкладывает букву «Жэ»)

Задание 5.

Отыщи букву.

Найдите среди множества нарисованных предметов только букву, (буква Бэ, дети выкладывают ее на ковралин)

Задание 6.

Теперь возьмите карандаши и соедините точки на листе бумаги, (получилась буква «У», дети выкладывают ее на ковралин)

- Ребята, посмотрите на дверь. Букв у нас получилось много. Давайте попробуем составить из них слово

Д РУЖБА

- Молодцы. Вот и спасли мы с вами Иванушку. Теперь его Аленушка отведет домой и никогда не оставит одного без присмотра. Сто помогло нам с вами спасти Иванушку? (взаимовыручка, дружба, помощь)

- А теперь давайте вспомним, в какой сказке мы побывали?

- Какие звуки мы находили и произносили?

- Назовите буквы, которые мы отгадывали.

- А теперь давайте возвращаться из сказки обратно в детский сад.

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Занятие по обучению грамоте «Путешествие по сказке» Занятие по обучению грамоте «Путешествие по сказке» Цель: Систематизировать знания детей по обучению грамоте. Задачи:- Закреплять умения.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
«Путешествие по сказке Гуси-лебеди». Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 декабря 2013 в 03:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
Фотоотчет «День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему»
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...