Занятие по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения детей с ОНР «Дифференциация звуков [С]-[С’]»

Алексеева Светлана
Занятие по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения детей с ОНР «Дифференциация звуков [С]-[С’]»

Цели:

• Различение звуков [с] – [с’] на слух и в произношении.

• Закрепление навыка звуко-слогового анализа слов.

• Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, мышления и памяти, общей и мелкой моторики, координации движений.

• Воспитание ответственности, сотрудничества, самостоятельности.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Оборудование:

Предметные картинки на звуки [с], [с’], наборы для составления схем, карандаши, карточки с буквами, квадраты синего и зелёного цвета, изображения двух звуковичков, мяч, блокнотики для каждого ребёнка.

Ход:

1. Организационный момент. Дети стоят в кругу.

Лицевой массаж

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро,

Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом руками хлопаем мы щёчки.

Логопед. Сегодня к нам придут необычные гости. Кто это и как их зовут, вы скоро узнаете. Послушайте загадки.

Днём спит, ночью летает,

Мышей в лесу пугает. (Сова)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

2. Сравнение звуков [с], [с’].

Логопед. Какие первые звуки в словах-отгадках?

Дети. Звуки [с], [с’].

Произнесение звуков.

Логопед. Что у них общего?

Дети. Оба согласные, глухие.

Логопед. Чем отличаются?

Дети. Звук [с] – твёрдый, а звук [с’] – мягкий.

Логопед. А вот и наши гости – звуковички. Один синего цвета, а другой зелёного. Как их зовут? Верно, синий звуковичок – С, а зелёный Сь. Звуковички приготовили для вас интересные задания.

Дети садятся за парты.

Занятие по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения детей с ОНР «Дифференциация звуков [С]-[С’]»

2. Игра «Синий-зелёный».

Логопед называет слова со звуками [с], [с’]. Если в слове твёрдый звук, дети показывают квадрат синего цвета, если мягкий – квадрат зелёного цвета.

Слова: сова, синица, суббота, Соня, Сеня, сапоги, сети, сундук, семена, сок, сумка, сегодня, слива, Саня, Семён, собака, совет.

3. Игра «Совы и синички».

Логопед. Звуковички предлагают поиграть в игру «Совы и синички».

Дети делятся на две команды: «Совы» и «Синички». На столе лежат картинки, в названии которых есть звук [с] или [с’]. Дети по очереди берут нужную картинку и комментируют: «Я беру стол, потому что я сова», «Я беру письмо, потому что я синичка» и т. д. Затем прикрепляют к доске, определяют место звука в слове.

4. Физкультурная пауза. (Проводит ребёнок).

А теперь все по порядку

Встали дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись

Через правое плечо,

Через левое ещё.

Дружно присели,

Пяточки задели,

На носочках поднялись,

Опустили руки вниз.

Выполнять движения в соответствии с текстом.

6. Упражнение «Найди букву». (Работа с карточками).

Логопед. Звуковички спрашивают, какой буквой обозначаются звуки [с] и [с’]?

Дети. Буквой С.

Логопед. В какую сторону «смотрит» буква С?

Дети. Вправо.

Логопед. «Напишите» букву С на спине соседа.

Логопед. У вас на столах лежат карточки с буквами. Звуковички просят вас быть внимательными и зачеркнуть карандашом только букву С.

Логопед. А теперь проверьте друг друга, правильно ли вы выполнили задание. (Взаимопроверка в парах).

7. Игра «Раздели на слоги». (С мячом).

Логопед просит детей встать в круг и берёт мяч.

Логопед. Давайте поиграем в игру «Раздели на слоги». Я бросаю вам мяч и называю слово, а вы ловите мяч и делите это слово на слоги. Санки.

Ребёнок. Сан-ки. В этом слове два слога.

И т. д.

8. Звуковой анализ слов сок, сом, суп.

Логопед. А сейчас последнее задание от звуковичков. Произнесите слово сок и выложите звуковую схему этого слова.

Дети выполняют задание.

Логопед. Сколько всего звуков в слове сок?

Дети. В этом слове всего три звука.

Логопед. Перечислите их по порядку.

Дети. [с], [о], [к].

Логопед. Сколько гласных в этом слове?

Дети. В этом слове один гласный звук [о].

Логопед. Сколько согласных звуков? Какие?

Дети. Два согласных звука. Это [с] – глухой и твёрдый, [к] – глухой и твёрдый.

Логопед. Какой звук в слове сок нужно поменять, чтобы получилось слово сом?

Дети. Звук [к] на звук [м].

Логопед. Разбросайте звуки слова суп.

Дети. С, у, п.

Логопед. Молодцы! Это было непростое задание! Я горжусь вами!

9. Итог.

Логопед. Звуковичкам С и Сь очень понравилось, как вы выполняли их задания, они говорят вам спасибо и дарят блокнотики.

Использованная литература

Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 560 с.

Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 96 с.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., Просвещение, 2010 – 272 с.

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Дифференциация звуков «ж — з» в слогах и словах. Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Дифференциация звуков «ж - з» в слогах и словах. Цель: Различение звуков «ж - з» и букв ж-з в устной речи. Задачи: Коррекционная:.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Занятие по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения детей с ОНР «Дифференциация звуков [С]-[С’]»
Опубликовано: 2 апреля 2013 в 14:34
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...