«Подготовка руки к письму» (из опыта работы)

Ирина Родионова
«Подготовка руки к письму» (из опыта работы)

Тема: «Подготовка руки к письму».

Родионова Ирина Алексеевна

Ёжикова Лариса Ивановна

воспитатель

МБДОУ детский сад № 238 г. Новокузнецка

Ни для кого не секрет, что для развития речи ребёнка огромное значение имеет развитие мелкой моторики рук. Эта работа проводится с детьми, начиная уже с раннего возраста. Но уже в старшем возрасте развитие мелкой моторики становится одной из составляющих большой работы по подготовке к обучению письму.

Письмо – сложный навык. Поэтому, в своей работе, мы уделили этому вопросу очень большое внимание и провели целенаправленную работу по подготовке детей к обучению письму.

Прежде всего, мы обратили внимание на развитие руки у своих воспитанников. Известно, что уровень развития речи напрямую зависит от того, как у ребёнка сформированы движения пальцев рук. Часто учителя сетуют на то, что при общем развитии интеллекта ребёнка, рука у него всё же слабая. Они медленно пишут, пальцы быстро устают. Поэтому работу мы начали с укрепления пальцев рук. Для этого мы проводили пальчиковые игры, движения в которых, сопровождаются стихами. Игры и упражнения мы проводили с детьми систематически: на занятиях, на прогулке, в свободные часы. Помимо этого, в свободное время, дети занимались биссероплетением. Они плели из бисера различные украшения, выкладывали узоры и предметы. Это очень нравилось детям. Смотря на результаты своей работы, они испытывали положительные эмоции, которые в свою очередь подкрепляли интерес детей к этим занятиям. На занятиях по ИЗО использовали технику раскатывания шариков из салфеток, для выполнения работ по аппликации.

Техника письма – это умение проводить анализ и синтез графических образов букв. Но прежде чем начать учить детей графически передавать образы букв, мы учили их передавать образы различных предметов. Для этой работы были использованы различные материалы: счётные палочки, спички, жёлуди, фасоль, горох и др…Из этих предметов дети выкладывали различные предметы, узоры, сначала по образцу, а потом и самостоятельно, проявляя фантазию и творчество. Когда мы увидели, что рука наших детей окрепла, они с лёгкостью стали выполнять различные задания, решили попробовать тетради на печатной основе. Сначала упражнялись в обведении предметов по точкам, затем дорисовывали недостающие элементы предметов, и лишь затем самостоятельно прорисовывали предметы по образцу. Так же мы познакомили детей с различными элементами штриховки: горизонтальная, вертикальная, наклонная, непрерывная, пунктирная и т. д. Всем известно, что ориентировка на листе бумаги даётся детям очень сложно. Особенно, если надо отсчитать какое-либо количество клеток или выдержать интервал между буквами. Для лучшей ориентировки на листе бумаги мы использовали игру «Муха». Эта игра очень хорошо способствует ориентировке на листе бумаги. Отсчитывая клеточки по заданию воспитателя, создавая траекторию полёта «мухи», дети создавали на листе различные предметы.

На занятиях, в моменты паузы, мы часто использовали такой приём, как массаж кистей рук. Это и самомассаж, и прокатывание карандаша между ладонями правой и левой руки и другие упражнения.

В игровой деятельности большое внимание уделялось различным конструкторским играм. Это различные «Мозаики», мелкие конструкторы, конструкторы «Лего».

Системность нашей работы с детьми дала хорошие результаты. У детей появился интерес к письму, желание быстрее научиться писать самостоятельно. Уже к концу подготовительной группы, рука у детей окрепла, они свободно могли подписать открытку маме или друзьям, поздравляя их с днём рождения, хорошо ориентировались на листе бумаги, отсчитывая клеточки, соблюдая интервалы между буквами и словами.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК.

В ГОСТИ К ПАЛЬЧИКУ БОЛЬШОМУ.

В гости к пальчику большому -выставляем большие пальцы вверх

Приходили прямо к дому -соединяем под углом кончики пальцев

Указательный и средний, -поочерёдно называем пальцы и соединяем

Безымянный и последний. их с большим на обеих руках.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог. -кулачки стучат друг о друга

Вместе пальчики друзья, -ритмичное сжатие пальцев на обеих руках

Друг без друга нам нельзя.

НАШИ ПАЛЬЦЫ.

Пальцы встали дружно в ряд -показать ладони с выпрямленными пальцами

Десять маленьких ребят. -сжать пальцы в кулак

Эти два - всему указки, -показать два указательных пальца

Всё подскажут без подсказки. -придержать их большими пальцами

Пальцы – два середнячка -показать два средних пальца

Два здоровых бодрячка. -придержать их большими пальцами

Ну а эти безымянны молчуны, -показать безымянные пальцы, остальные

Всегда упрямы. придерживать большими пальцами

Два мизинца – коротышки показать два больших пальца, остальные

Пальцы главные средь них сжать в кулак.

Два больших и удалых.

ГОСТИ.

Стала Маша гостей созывать;

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка – ну пожалуйста!

Стала Маша гостей угощать:

И Ивану блин, и Степану блин,

И Матвею блин, и Сергею блин,

А Никитушке мятный пряничек.

На первые четыре строчки вращение кистей рук от себя, на пятую - к себе. На остальные строчки поочерёдное массирование кончиков пальцев.

ИГРЫ С КАРАНДАШОМ, КРУПОЙ, ОРЕХАМИ.

Для развития руки необходимо проводить с детьми занятия с различными материалами: сортировать крупу, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу. Необходимо научить детей перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш.

КАРАНДАШ.

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

БУСИНКИ - ГОРОШКИ.

Покатаю я в руках,

Бусинки-горошки.

Станьте ловкими скорей

Пальчики, ладошки.

ОРЕХИ.

Научился два ореха

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы разные писать.

ИГРЫ СО СЧЁТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ, СПИЧКАМИ, ЖЁЛУДЯМИ И ФАСОЛЬЮ.

ДОМ.

Дом я строю во вселенной.

Есть в нём крыша и антенна.

Есть в нём дверь, и есть окошко.

Пусть живёт в нём наша кошка.

ПАРУС.

Помоги мне, ветерок!

Паруса надуй, дружок!

Пусть плывёт кораблик мой

К маме с папочкой домой.

ЗОНТИК.

Погода начала сердится –

Весь день льёт дождик за окном.

И. чтобы мне не простудиться,

Гулять я буду под зонтом.

Публикации по теме:

Почему важна подготовка к школе? 1. Поступление в школу – это резкое изменение всей жизни вашего ребенка. 2. Подготовка к школе – это длительный процесс, который следует.

Программа «Развитие мелкой моторики» .

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
«Подготовка руки к письму» (из опыта работы)
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 05:48
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия хозяйственно-бытового труда в младшей группе «Стирка кукольного белья»
Конспект хозяйственно-бытового труда в младшей группе "Стирка кукольного белья". Цель: Учить детей стирать кукольное бельё ( показать приёмы стирки)...
Мастер-класс «Открытка для мам на 8 Марта».
"Ромашки на 8 Марта". Вот и настали последние зимние деньки. Проводили Масленицу и готовимся к Международному женскому дню - 8 Марта. Предоставляю...
Видео-интервью: разговор с родителями.
Видео-интервью: разговор с родителями. Многие родители обращают внимание на то, что вроде бы дети дошкольного возраста умеет пользоваться телефоном,...
«Пластилинография, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного...
1. Введение Одним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как...
План работы по реализации проекта.
План работы по реализации проекта «Преемственность между МКДОУ Больше-Арбайский детский сад и МКОУ Большеарбайской СОШ» Цель: обеспечение преемственности и...