Подгрупповое логопедическое занятие с детьми старшей группы с ФФНР «Обитатели реки Карасук»

Светлана Коваленко
Подгрупповое логопедическое занятие с детьми старшей группы с ФФНР «Обитатели реки Карасук»

Цель: Развитие связной речи.

Коррекционно –образовательные задачи:

- Расширение и активизация словаря по теме (рыба, река, малек, икра, охота, хищник, щука, лещ, карп, карась, окунь, судак, сазан, туловище, хвост, плавник, чешуя, жабры, прозрачный, хищный, зубастый, длинный, блестящий, серебристый; ловить, охотиться, плавать, размножаться, питаться, затаиться).

Развивающие:

-Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные:

- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

-Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Методы и приемы:

Словесные, наглядные, игровые, сюрпризные, практические.

Оборудование: магнитная доска, магнитные рыбки, удочки, пластмассовое ведерко, картинки с рыбками, схема, мяч, атрибуты к игре, соленое тесто, салфетки, клее ночки, стеки.

Предварительная работа:

Просмотр слайдов с изображением пресноводных рыб, беседа об образе жизни пресноводных рыб. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка»

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Объяснение темы занятия. Создание эмоционального фона. Развитие ручной моторики, координации движений.

На столе в кабинете логопеда сделан макет реки с водорослями, рядом стоит ведерко с магнитными рыбками и удочки.

Логопед: Сегодня мы с вами будем рыболовами. По очереди вы будете брать удочку в руки и ловить рыбок в реке. Старайтесь не мешать друг другу. Улов складывайте в ведро. А теперь сосчитаем, кто сколько наловил рыбок. Кто оказался из вас ловким рыболовом. Дети дружно пересчитывают рыбок. Самым ловким оказался Кирилл. У него три рыбки. Молодец.

Подгрупповое логопедическое занятие с детьми старшей группы с ФФНР «Обитатели реки Карасук»

2. Рассматривание картины и беседа по ней «Зеркальный карп и сазан»(Формирование представлений об обитателях реки Карасук, обогащение речи словами -антонимами. Развитие диалогической речи).

Логопед. В прошлом году мы с вами познакомились с жизнью аквариумных рыбок. Мы с вами ходили на экскурсию в Дом творчества и посетили кружок «Юного натуралиста», где нам рассказывали и показывали как нужно ухаживать за аквариумом и его обитателями. Ребята, а каких аквариумных рыбок вы знаете? Дети называют золотую рыбку, меченосца, гуппи, скаляре, барбосов, сомиков. Молодцы, вот как много названий вспомнили!

Логопед помещает на доску картину «Зеркального карпа и сазана»

А вот эти рыбки живут у нас в реке Касарук их называют пресноводными. Ребята, а кто помнит или знает какие еще рыбки живут в реке? Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть.

Дети по очереди выходят к картине и показывают и называют части тела рыб, сравнивают.

Логопед дополняет и обращает внимание детей на то, какие разные формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плавники. Ребята обратите внимание на щуку у нее длинная голова и длинное тело. А у леща? Давайте сравним леща и щуку. У леща небольшая голова и широкое тело. А у рыбки сома вообще нет чешуи, его тело покрыто толстой кожей.

А еще у всех рыб есть жабры. А для чего они нужны?

Они нужны рыбкам, для того, чтобы дышать. А для чего рыбкам плавники и хвостик?

Ребята обратите внимание на щуку. Щука –хищница у нее острые зубки. А еще к хищным рыбкам относятся сом, окунь, судак. А вот карась, лещ -не хищники, они питаются водорослями.

3. Отгадывание загадок детьми о пресноводных рабах. (Развитие памяти, мышления)

Хвостом виляет,

Зубаста,а не лает (щука)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (сом)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (лещ)

Под водой всегда она,

Молчалива и скромна.

Можно дома содержать,

Лишь водички капельку набрать.

Голова, хвост, плавники,

Ее знаешь точно ты.

Отвечаешь же, делай выбор,

Дети знают, это…Рыба Карась!

4. Пальчиковая гимнастика «Рыбка» (Развитие тонкой моторики)

Рыбка плавает в водице,

рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

5. Упражнение «Какая рыбка,где живет?

(Расширение представлений о жизни пресноводных и аквариумных)

На доске вывешивается две картинки с кармашками.

Дети по очереди берет со стола картинки и раскладываю пресноводных рыб помещают в реке, а аквариумных –в аквариум. Молодцы, вы правильно справились с моим заданием.

6. Игра с мячом «Чей, Чья,Чье, Чьи?»

(Совершенствование грамматического строя речи)

Хвост щуки чей? –Щучий,

Усы сома чьи? Сомовьи,

Туловище окуня чье? Окуневое,

Голова судака чья? Судачья,

Плавники леща чьи? лещиньи.

7. Подвижная игра «Караси и щука»

(координация речи с движением).

8. Работа с соленым тестом (Развитие мелкой моторики)

Дети по образцу логопеда делают рыбку из соленого теста.

В конце занятия дети показывают свои работы и рассказывают о своей рыбке.

9. Окончание занятия

Дети, о чем мы сегодня говорили на занятии? Каких обитателей реки Карасук вы запомнили?

На память о нашем занятии, пусть останутся ваши рыбки из соленого теста. Своими впечатлениями о нашем занятии вы поделитесь дома с мамами и папами.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «О рыбах» Цель: 1. Пополнить знания детей о внешних признаках рыб, об особенностях их обитания. 2. Пополнить словарный запас. Наглядный материал:.

«Подводное царство». Совместная деятельность детей и воспитателя по лексической теме «Рыбы» в старшей группе Конспект занятия по развитию речи, лексическая тема рыбы. «Подводное царство» Старшая группа, воспитатель Гриненко Ольга Александровна.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Домашние питомцы
  • Судоку
Автор публикации:
Подгрупповое логопедическое занятие с детьми старшей группы с ФФНР «Обитатели реки Карасук»
Опубликовано: 9 декабря 2013 в 12:49
+32
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...