Получи документы

Консультация «Подростковый суицид»

Ольга Зубкова
Консультация «Подростковый суицид»

Многое из того, что нам, взрослым, кажется пустяком, для ребенка – глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, – не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из сложившейся ситуации нет, и единственный путь преодолеть трудности – покончить жизнь самоубийством.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) суицид является третьей причиной смертности подростков после несчастных случаев и убийств. Большинство специалистов рассматривают суицидальное поведение не только как попытки совершения самоубийства или покушение на него, но и как мысли, намерения, высказывания и угрозы человека, относящиеся к его желанию свести счеты с жизнью. Это очень важное дополнение, так как оно иллюстрирует картину подросткового самоубийства, проявляющегося в основном в недейственной форме.

Публикация «Консультация „Подростковый суицид“» размещена в разделах

Как правило, первые суицидальные попытки встречаются у детей старше 13 лет. В доподростковом возрасте дети еще во многом очень зависимы от близких взрослых, прежде всего от родителей, и у них только начинается процесс внутренней идентификации (самоопределения, поэтому мысль, что можно совершить агрессивные действия по отношению к самому себе, не приходят им в голову.

Как известно одной из психологических особенностей подросткового возраста является неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений. Эмоциональная неустойчивость подростка – это непостоянство эмоциональных реакций и интересов, их непредсказуемость и слабая обусловленность объективными обстоятельствами жизни. Реакции эмоциональной неуравновешенности характеризуются вспышками гнева, агрессией, нередко под влиянием незначительных нервных факторов, например, обидного замечания в адрес подростка.

Организм подростка, сталкиваясь с необычным воздействием, вначале отвечает на него реакцией тревоги, вслед за ней возникает фаза сопротивления стрессорам. Но если стрессоры продолжают свое воздействие на организм, то может наступить третья фаза- фаза истощения борьбы со стрессами. Это происходит тогда, когда исчерпались ресурсы защитных сил. И организм заболевает. Конечно, разные дети по-разному реагируют на одни и те же раздражители. Кто-то в стрессовой ситуации остается невозмутимым, а кто-то теряется. Кто-то даже по незначительному поводу может «взорваться», наговорит обидных слов, а кто-то объяснит все совершенно спокойно. Разница в реагировании на одни и те же стрессоры зависит от склада характера, от нашей индивидуальности.

Центральным и специфическим новообразованием подростка является возникающее у него представление о себе как уже не ребенке - он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым.

Некоторые особенности эмоциональных реакций подросткового возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Физиологи объясняют подростковую психическую неуравновешенность и характерные для нее резкие смены настроения, переходы от экзальтации к депрессии и от депрессии к экзальтации нарастанием в пубертатном возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения.

Однако эмоциональные реакции и поведение подростков, не говоря уже о юношах, не могут быть объяснены лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также от социальных факторов и условий воспитания, причем индивидуально-типологические различия сплошь и рядом превалируют над возрастными.

В подростковом возрасте дети могут также легко поддаваться аффективным тенденциям. Так что же такое аффект?

АФФЕКТ (от лат. affectus—душевное состояние) – это мощная эмоциональная реакция, внезапно возникающая в острой конфликтной ситуации. Характеризуется чрезмерным нервно-психическим перевозбуждением. Проявляется во временной дезорганизации сознания, при крайней активизации импульсивных действий.

Отрицательные аффективные переживания, в основе которых лежит неудовлетворенность каких-либо жизненно важных для подростка потребностей или конфликт между ними, проявляется в соответствующих формах поведения: повышенной обидчивости, упрямстве, негативизме, драчливости, замкнутости, эмоциональной неустойчивости.

Каждый подросток стремится сохранить свою самооценку и основанный на ней уровень своих притязаний. Неудача приводит к внутреннему конфликту, суть которого состоит в признании или непризнании своего неуспеха, своей несостоятельности. Однако согласиться со своей несостоятельностью – значит, пойти вразрез с имеющимся у него уровнем самооценки, понизить ее. Этого ребенок не может и не хочет допустить. Таким образом, аффективное поведение по существу является неадекватной реакцией подростка на неуспех.

Неадекватные реакции вызывают ответные действия окружающих, что еще больше усугубляет отрицательные аффективные переживания подростка, приводит к возникновению новых неадекватных поступков.

Особенности аффективного поведения проявляются у «трудных» подростков. Основными причинами неадекватного поведения являются отклонения в развитии их аффективной (эмоциональной) сферы:

- психическая неустойчивость;

- аффективная (эмоциональная) возбудимость;

- расторможенность влечений.

Особенности психической неустойчивости подростков проявляется в эмоционально-волевой, а применительно к социальной характеристике – моральной незрелости. Они обладают повышенной внушаемостью к неадекватным формам поведения, не умеют тормозить свои желания, подчиняться требованиям дисциплины.

Особенности аффективно возбудимых подростков выражается в склонности к взрывчатости и агрессии, которая нередко приводит к совершению неадекватных асоциальных поступков.

Особенности подростков с расторможенностью влечений заключаются в преобладании в поведении поступков под действием желаний и личных потребностей, которые обусловлены силой его влечения.

Любая из перечисленных причин, отражая какое-либо отклонение в развитии аффективной сферы и проявляясь в нарушениях поведения, свидетельствует, прежде всего, о несформированности соответствующих компенсаторных механизмов в психическом развитии подростка, которые бы помогли ему адекватно реагировать в тех или иных стрессовых для него ситуациях.

Повышенная возбудимость нервной системы, которая является в этом случае причиной аффективных реакций в сочетании с эндокринной перестройкой организма в подростковом возрасте и изменениями, происходящими в личностном развитии подростка, приводит к эмоциональным срывам, затрудняет возможности объективной оценки ситуации, выбор адекватных средств реагирования на нее.

Учитывая все эти факторы можно говорить о суицидальном риске.

Суицид - Исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.

Психологи различают 3 вида суицида :

1. Истинный суицид – осознанные действия, которые приводят к совершению акта самоубийства. Четкий выбор времени, места, способа суицида, активная предварительная подготовка,, как правило, оставление предсмертной записки. Время и место выбирают так, чтобы никто не смог остановить. Выбирают жестокие виды суицида. У подростков это чаще всего повешение. При неоконченном истинном суициде вероятность повторной попытки (особенно в первые месяц-два) увеличивается в 100 раз и сохраняется в течение года.

2. Демонстративно-шантажный вид суицида.

К самому понятию «суицид» этот вид относится с натяжкой, так как в его основе лежит сознательная манипуляция. Целью является не сам акт самоубийства как таковой, а оказание давления на окружающих с какой-либо для себя выгодой.

В данном виде избираются режущие предметы, медикаментозные средства (то, что обратимо).

3. Аффективный суицид. Как правило, данный вид суицида обусловлен действием под влиянием острого психотравмирующего события. Для этого вида суицида характерна чрезвычайная сила его проявления:

- сужение сознания;

- дезорганизация психики;

- своеобразность восприятия и осмысления ситуации.

Под влиянием аффекта суицидент (человек, решившийся на самоубийство) не испытывает страха смерти. Он не реагирует на обращение окружающих, не принимает в расчет никаких аргументов.

Основным отличием аффективного суицида от истинного является то, что психотравмирующая ситуация не подвергается личностной переработке (то есть, говоря простым языком, человек не успевает свыкнуться с какой-либо мыслью, обдумать ее, принять и найти пути выхода из ситуации или принять помощь от кого-нибудь).

Аффективный суицид совершается в присутствии нескольких лиц. При этом в качестве орудия самоубийства используется первый попавшийся пригодный для этого предмет.

К аффективному суицидальному поведению относятся суицидные попытки, совершаемые на высоте аффекта, который может длиться всего минуты, но иногда в силу напряженной ситуации может растягиваться на часы и сутки. В какой-то момент здесь обычно мелькает мысль, чтобы расстаться с жизнью, или такая возможность допускается. Тем не менее здесь обычно имеется больший или меньший компонент демонстративности. Существует целая гамма переходов от импровизированного на высоте аффекта суицидального спектакля до почти лишенного всякой демонстративности истинного, хотя и мимолетного, желания покончить с собой. В первом случае, речь идет о демонстративном поведении, но развертывающимся на фоне аффекта — аффективная демонстрация. В других случаях аффективная суицидная попытка может быть обрамлена демонстративными действиями, желанием, чтобы смерть «произвела впечатление».

К особенностям суицидального поведения в молодом возрасте относятся:

1. Недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. В отличие от взрослых у детей и подростков отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажным аутоагрессивным поступком. Это заставляет в практических целях все виды аутоагрессии у детей и подростков рассматривать как разновидности суицидального поведения.

2. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев.

3. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т. д. При этом в детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых.

По данным исследований В. В. Нечипоренко, для суицидентов-подростков характерны следующие особенности: обидчивость, ранимость; снижение толерантности к эмоциональным нагрузкам; низкая самооценка; отвержение социальным окружением, чувство покинутости; переживание собственной несостоятельности, физического отставания; избегание «нагрузочных» ситуаций и пассивность в разрешении трудных ситуаций.

Е. М. Вроно отмечает, что подросток часто переживает проблемы трех «н» : непреодолимость трудностей, нескончаемость несчастья, непереносимость тоски и одиночества. При этом он должен бороться с тремя «б» : беспомощностью, бессилием, безнадежностью.

Свою роль играет психическая уязвимость подростков, их склонность к депрессивным реакциям и даже клинически оформленным, но обычно реактивным депрессиям. Причины депрессивного реагирования в подростковом возрасте зачастую неординарны – либо сугубо индивидуальны, либо отражают субкультуральные влияния подростковой среды. Малопонятные для взрослых, но значимые для подростков поводы для острой реакции, а также склонность к подражательному поведению могут провоцировать суицидальные действия, чаще всего импульсивные.

Основной проблемой постсуицидального периода является то, что основная группа суицидентов-подростков выпадает из поля зрения психолого-психиатрической службы в этот период. Подростки, совершившие суицид, госпитализируются в отделения соматического профиля, где им оказывается неотложная помощь и в лучшем случае предлагается обратиться к психиатру после выписки. Но родители суицидентов намеренно скрывают факт суицида, опасаясь так называемых «социальных последствий» обращения к психиатру.

Если ребенок в течение длительного времени находится в угнетенном состоянии ( внимание: часто состояние депрессии у подростка может внешне быть замаскировано под то, что многие родители воспринимают как лень, немедленно обращайтесь за помощью к специалистам (психологи, клинические психологи, психиатры, суицидологи). Косвенными признаками подростковой депрессии могут быть молчаливость, сниженное настроение, уход в себя, многочасовое «лежание» с ноутбуком (и проч.) на коленях, нежелание двигаться, выходить на улицу, заботиться о собственном внешнем виде, неряшливость, утрата способности получать удовольствие от вкусной пищи.

Причины подростковых суицидов.

Наиболее частыми причинами суицидов у подростков называют неразделенную любовь, конфликты с родителями или сверстниками, наличие страха перед будущим, или проблемы одиночества.

Кроме того, значительно усугубляют ситуацию многократное муссирование случаев самоубийств в средствах массовой информации, а так же — широкая доступность интернет- ресурсов, отражающих данную тематику.

Особенностью подросткового суицида является то, что истинное желание свести счеты с жизнью имеют только 10% из них, все остальные таким образом «кричат» о помощи, пытаясь данной попыткой привлечь внимание значимых людей. Такое поведение носит часто демонстративный характер, может являться «суицидальным шантажом». К сожалению, в том числе, и такие поступки нередко заканчиваются гибелью подростка.

Наиболее критичным является весенний период и начало лета, когда начинаются школьные каникулы.

Особенности подросткового суицида

Подростковой суицид имеет две характерные особенности. Во-первых, отсутствие реального желания и четко обозначенного мотива совершения самоубийства. Психотерапевтическая практика показывает, что подростки не могут четко обозначить причину, по которой они решили совершить самоубийство (обыденно, причина суицида воспримется подростком как тяготящая его проблема, разрешить которую не представляется возможным). Обычно их объяснение суицидального намерения ограничивается лаконичной фразой "Просто надоело жить". Во-вторых, отсутствие умения вербализовать свои чувства, поделиться своими переживаниями, подробно рассказать о них, и как следствие этого неспособность их отреагировать. Невысказанные негативные чувства, не нашедшие пути выхода, аккумулируются и так уже в болезненной душе подростка, что только усиливает депрессивное состояние ребенка.

И все же, основную причину детских самоубийств ВОЗ рекомендует искать в семье. Демонстрация намерения совершить самоубийство – это "крик о помощи", последний способ ребенка привлечь внимание к себе, своей беде и вызвать сочувствие у окружающих. Чаще всего суицидальные попытки подростки совершают в дневное или вечернее время (80%, когда поблизости есть кому их остановить. Самоубийства подростков часто связаны с проблемами в межличностных отношениях. В этих случаях обида на близкого человека переносится на самого себя, таким образом, внешняя агрессия, направленная на обидчика, трансформируется во внутреннюю агрессию на себя, чтобы заставить другого почувствовать вину.

Проблема подросткового суицида во многом связана с искаженным и незрелым представлением ребенка о смерти. Смерть видится подростку как временное состояние, которое можно сравнить со сном, приходящим и уходящим. В подростковом возрасте у большинства детей формируется миф об их бессмертии, отсюда любовь подрастающего поколения к небезобидным шалостям: катанию на лифтах, подножке трамвая, различным играм на строительной площадке и т. п. Такое своеобразное бесстрашие, прежде всего, объясняется тем, что у подростков еще не сформирована ориентация на будущее, прежде всего на отдаленное будущее. В силу этого и смерть саму по себе подросток воспринимает как нечто не относящееся к нему. Смерть представляется в виде желанного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков. Подросток, совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, в действительности желает наладить отношения с окружающими.

Ребенок, который намерен совершить самоубийство, находится в тяжелейшем кризисном состоянии и попытка суицида не является для него реакцией на единичное, выводящее из душевного равновесия событие. Решение покончить с собой вызревает в контексте накапливающихся в течение продолжительного времени личных или семейных проблем. Однако сама по себе попытка может быть импульсивной, неожиданной для самого ребенка.

В большинстве случаев попытки суицида можно предугадать и предотвратить, так как еще до совершения самоубийства подросток может привлечь к себе внимание или выразить свой протест через уход из дома, совершение асоциального поступка (воровство, хулиганство, употребление алкоголя). Косвенно большинство детей, покушавшихся на самоубийство, предупреждали ближайшее окружение о своем намерении покончить с жизнью. Так или иначе, поведением или высказываниями подросток выдает свое суицидальное желание, поэтому, если вовремя обнаружить признаки надвигающейся катастрофы, ее можно предотвратить.

Методы исследования :

1. Диагностическое интервью с семейным анамнезом.

2. Тест Личко “ПДО”. По тесту Личко “ ПДО” определение неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным может служить прямым указанием на высокий риск социальной дезадаптации и, вследствие углубления конфликта, риск развития саморазрушающего поведения

3. Тест Методика психодиагностики суицидальных намерений (1999 г. А. А. Кучера, А. А. Биркина, В. П. Костюкевича).

4. Тест «определение направленности личности Басса».

5. Тест тревожности личностной и ситуативной Спилбергера-Ханина.

6. Тест на наличие суицидального риска «СР-45».

7. Проективные методики (например, «Человек под дождем», если человека рисуют со стороны спины).

Коррекция

Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса. Оказание подросткам социальной поддержки с помощью включения семьи, друзей и т. д. может проводиться социально-психологический тренинг проблем - разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Овладение навыками практического применения активной стратегии проблем, совершенствование поиска социальной поддержки, психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, увеличение уровня самоконтроля, замена “значимых других”, выработка мотивации на достижение успеха, может быть основана на тренинге поведенческих навыков.

Помощь при потенциальном суициде : интервенция.

Слово «интервенция» происходит от латинских слов inter (между) и venire (приходить). Суицидальная интервенция, являясь «вхождением между», представляет собой процесс предотвращения акта саморазрушения. Она заключается в контакте лицом к лицу с отчаявшимся человеком и оказании ему эмоциональной поддержки и сочувствия в социальном, психологическом или экзистенциальном кризисе.

Даже самое страстное желание умереть по своей психологической сущности является амбивалентным. Часть личности хочет жить, другая стремится уйти в небытие. Суицидальная настроенность души является преходящей — эти чувства могут появляться, исчезать, возникать снова, но почти всегда проходят. Эта закономерность является основой суицидальной интервенции. Кроме того, очень многое зависит от того, кто приходит на помощь и спасает жизнь другого. В нашем случае – это мы. Воспитатели, психологи, социальные педагоги социально-реабилитационных центров. Главной нашей задачей в данном вопросе – это, прежде всего, не быть равнодушными и черствыми. Суметь вовремя заметить и уделить все необходимое внимание страдающему ребенку. Обеспечить его пониманием, принятием, теплотой, ощущением «нужности». Хотя бы просто быть рядом.

Подростки уйдут от нас рано или поздно, поэтому в нашем Центре мы уделяем большое внимание «Телефону Доверия», рассказывая о его специфике и развеивая мифы, говоря и подчеркивая анонимность, профессионализм психологов, оказание круглосуточной помощи и т. д.

И, прежде, чем закончить, хотелось бы прочитать вам одну притчу:

Одна индийская бедная женщина каждое утро пекла две лепешки. Одну для членов семьи, а вторую, дополнительную, для случайного прохожего. Вторую лепешку женщина всегда клала на подоконник, и любой проходящий мимо человек мог ее взять.

Каждый день, когда женщина клала лепешку на подоконник, она возносила молитву за своего сына, ушедшего из дома искать лучшую долю. В течение многих месяцев мать ничего не знала о своем мальчике и всегда молилась о его безопасном возвращении.

Вскоре она заметила, что какой-то горбун приходит каждый день и забирает вторую лепешку. Но вместо слов благодарности, он только бормотал: "Зло, которое Вы делаете, остается с Вами, а добро возвращается Вам!" и продолжал свой путь.

Это продолжалось день за днем. Не получая ожидаемых слов благодарности, женщина чувствовала себя обманутой. "Каждый день этот горбун произносит одно и то же! Но что он имеет в виду?"

И однажды, будучи особенно раздраженной, она решила покончить с этим.

"Я избавлюсь от этого противного горбуна!", сказала она себе и добавила яд во вторую лепешку.

Но когда она собралась положить ее на подоконник, руки женщины задрожали. "Что же я делаю?" - подумала она. И немедленно бросила ядовитую лепешку в огонь, приготовила другую и положила ее на подоконник.

Горбун, как обычно, взял лепешку, пробормотав неизменные слова: "Зло, которое Вы делаете, остается с Вами, а добро возвращается Вам!" и продолжил свой путь, не подозревая о бушующих внутри женщины эмоциях.

В тот же вечер кто-то постучал в дверь. Когда женщина ее открыла, она увидела своего сына, стоящего в дверном проеме. Выглядел он ужасно: голодный, худой, слабый, в рваной одежде.

"Мама, это просто чудо, что я здесь! Я был от дома всего лишь на расстоянии одной мили, но был так голоден, что упал в обморок. Я, наверное, умер бы, но именно тогда какой-то старый горбун прошел мимо и был так добр ко мне, что отдал целую лепешку. И сказал, это его единственная еда на целый день, но он видит, что я нуждаюсь в ней больше, чем он».

Когда мать услышала эти слова, ее лицо побледнело, и она прислонилась к двери, чтобы не упасть. Она вспомнила отравленную утреннюю лепешку. Ведь если бы она не сожгла ее в огне, ее собственный сын погиб бы!

Вот тогда женщина поняла смысл слов: "Зло, которое Вы делаете, остается с Вами, а добро возвращается Вам!"

Мораль истории:

Стремитесь делать добро всегда, даже если этого сейчас никто не ценит.

Спасибо.

Публикации по теме:

Консультация «Дети — это мы» В наше время в которое мы сейчас живём наше будущее - это дети. Дети самое важное звено для своих родителей, но не каждый родитель сможет.

Консультация СТЕНДОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЖИВОПИСЬ УЧИТ СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ» Прикоснувшись душой к прекрасному Всем, кто занят воспитанием самых.

Консультация для родителей Консультация для родителей «Начинайте с колыбели» Прекрасно, когда пение занимает важное место в жизни ребёнка. Совершенствуется голосовой.

Консультация для родителей «Подготовка руки ребенка к письму» В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука,.

Консультация для родителей по КГН Консультация по К. Г. Н. для родителей. Цель: Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через.

Консультация для воспитателей Консультация для воспитателей «Интерактивные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников». В современном дошкольном образовательном.

Консультация для воспитателей Консультация для воспитателей Системно – деятельностный подход как основа организации воспитательно – образовательного процесса (на основе.

Консультация «ИКТ и Игра» С каждым годом современные интерактивные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Так использование компьютера стало делом совершенно.

Консультация по ПДД ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УВЕРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Опубликовано.

Консультация «Семейный театр в детском саду» «Семейный театр в детском саду» Подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ д/с №1 г. Лебедянь. Федосова Татьяна Анатольевна.

Автор публикации:
Консультация «Подростковый суицид»
Опубликовано: 20 января 2017 в 23:49
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД