Папки-передвижки

Подростковый возраст как фактор риска возникновения девиантного поведения

Оралова Елена
Подростковый возраст как фактор риска возникновения девиантного поведения

В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе изучение девиантного поведения главным образом связано с подростками, представляющими группу повышенного социального риска.

Подростковый период является переходным периодом от детства к взрослости. Согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина он соотносится с хронологическим возрастом от 10 до 15 лет. Одной из существенных особенностей подросткового возраста является бурное физическое и половое развитие. В связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности половых желез, в организме возникают резкие перемены. Нарушение прежней слаженной деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования выступают основой общей неуравновешенности подростка, лабильности настроения от бурной активности к вялости и апатии.

Публикация «Подростковый возраст как фактор риска возникновения девиантного поведения» размещена в разделах

Психологическим симптомом, характеризующим подростковый возраст, является чувство взрослости. Согласно Д. Б. Эльконину, чувство взрослости относится к новообразованиям сознания, через которое подросток сравнивает себя с социальным окружением, находит образцы для усвоения поведения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.

О своеобразной маргинальности подростка, о его положении между «миром детей» и «миром взрослых» говорил и К. Левин. Подросток уже не хочет принадлежать детской культуре, но и не может реализовать свое желание войти в сообщество взрослых, что приводит к возникновению состояния «когнитивного дисбаланса», неопределенности ориентиров, целей, планов в период смены «жизненных пространств».

Типичными формами поведенческих реакций в подростковом возрасте являются :

- реакция оппозиции выражается в активном протесте, причиной которого могут быть слишком высокие требования, которые предъявляются к подростку, недостаток внимания со стороны взрослых;

- реакция имитации – характеризуется стремлением подражать определенному образу, модель которого диктуется, как правило, компанией сверстников;

- реакция гиперкомпенсации – проявляется в настойчивом стремлении подростка добиться успеха в той области, в которой он слаб;

- реакция эмансипации - выражается в стремлении освободиться от опеки и контроля со стороны старших. Она связана с борьбой подростков за самостоятельность, самоутверждение себя как личности. Реакция эмансипации может проявляться в частых уходах из дома;

- реакция группирования, основной предпосылкой которой является удовлетворение потребности в интимно-личностном общении. В среде подростков группы возникают и функционируют по своим законам, среди которых наибольшую опасность представляет «автономная мораль», не совпадающая с требованиями родителей, школы, законов. Особенно часто в группы объединяются наркоманы, неустойчивые подростки, имеющие опыт асоциального поведения.

Данные формы поведенческих подростковых реакций возникают при взаимодействии с окружающей средой. Подходя к изучению подросткового возраста как к историческому образованию, Л. С. Выготский и П. П. Блонский считали, что его продолжительность и особенности протекания заметно варьируют в зависимости от социально-экономического уровня развития общества и от личностных особенностей самого подростка.

Таким образом, неустойчивость психической деятельности подростка может изменить его поведение как в сторону социально-позитивных влияний, так и в сторону социально-негативных.

Публикации по теме:

Дизонтогенез как фактор формирования самосознания в дошкольном возрасте Дизонтогенез как фактор формирования самосознания в дошкольном возрасте Термин «дизонтогенез» (от греч., «dys» - приставка, означающая отклонение.

Игра как фактор развития диалога Игра, как фактор развития диалога Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования.

Игра как социокультурный фактор развития Я Леонова С. Е., учитель-логопед НДОУ «Детский сад № 115 ОАО «РЖД» ИГРА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

Конкурс «Пример родителей — как фактор воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» «Пример родителей - как фактор воспитания у детей навыков.

Мастер-класс: Социоигровая технология как средство коррекции установок поведения у подростков группы «социального риска» Цель: Создание условий для развития гибкости мышления и толерантного отношения к окружающим у подростков «группы риска». Автор-составитель:.

Музыкальная терапия как метод профилактики девиантного поведения младших школьников Одной из актуальных проблем младшего школьного возраста является проблема девиантного поведения. В каждый период развития личности ребенка.

Консультация «Подростковый суицид» Многое из того, что нам, взрослым, кажется пустяком, для ребенка – глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог.

Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста Социализация - особо значимый в нашем обществе процесс, когда.

Работа с родителями как фактор сохранения здоровья ребенка Я работаю во второй младшей группе по программе А. Васильевой 2010г Так как эта группа была набрана недавно, из детей ранее не посещающих.

Развитие связной речи как фактор готовности к школе Неоспорим тот факт, что речь ребёнка является необходимым фактором готовности к школьному обучению. Чаще всего родители старших дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подростковый возраст как фактор риска возникновения девиантного поведения
Опубликовано: 22 июля 2017 в 22:45
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД