Поговорим о развитии речи

Ногина Светлана Витальевна
Поговорим о развитии речи

На мой взгляд, самое сложное, но интересное направление в дошкольной педагогике. Самое сложное - это научиться меньше говорить на занятиях, а давать возможность больше говорить детям. Тяжело построить и подобрать вопросы, самое сложное в этом научиться задавать один вопрос по-разному, перефразируя его в нескольких вариантах.

Еще не всегда получается постановка цели и мотива. Многие педагоги считают, сказав фразу "Мы отправляемся в путешествие" они озвучили игровой мотив. А это всего лишь цель - мы отправляемся путешествовать, мотив ЗАЧЕМ - чтобы найти ключи, отгадать загадки и так далее.

Нужно запомнить, что структура занятий по развитию речи состоит из трех частей. ВВОДНАЯ - игровая ситуация, постановка цели и мотива, введение в тему. ОСНОВНАЯ - решаются образовательные задачи. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ - проводится дидактическая игра из другого раздела методики развития речи.

Продолжу. Анализируя конспекты представленные на сайте, видно, что многие забывают о методике. Самое главное - это правильно и грамотно продумать программное содержание. Наше дошкольное учреждение готовится стать опорным учреждением по г. Архангельску именно по речевому развитию. Мы проводили семинар по написанию программного содержания. Структура программного содержания к занятиям из методики развития речи:  все по области "Коммуникация" и "Чтение художественной литературы", а так же формирование целостной картины мира - состоит в следующем:

1 блок. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

2 блок. РЕЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ

3 блок. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ.

Причем в каждом блоке может быть не одна задача.

Приведу примеры написания программного содержания в подготовительной к школе группе предлагаю сравнить со своим.

ПРИМЕР №1:

Область «Познание» Формирование целостной картины  мира. «Что посадили, то и выросло»

Программное содержание:

1. Закрепить знания детей об огороде и саде, через рассматривание сюжетных картин. Закрепить понятия «урожай», «овощи», «фрукты». Закрепить названия фруктов и фруктовых деревьев.

2. Активизировать пассивный и активный словарь за счет названий овощей и фруктов. Учить составлять предложения. Учить согласовывать форму Р. п. существительных в сочетании со словами нет, много через словесные игры «Чего много в саду и огороде»: на грядке много огурцов, помидор, кабачков, баклажанов, свеклы, салата, укропа, петрушки, перца, на деревьях в саду много яблок, груш, слив, винограда, арбузов, дынь, персиков, апельсин и т. д., «Чего не стало», «Нет или много»: Учить употреблять существительные в Р. п. мн. числе через игру «Из чего что сделано»: икра сделана из кабачков, томатная паста сделана из помидоров, салат сделан из огурцов и т. д. Упражнять в образовании относительных прилагательных: яблоко-яблочный, груша-грушевый, персик-персиковый, апельсин-апельсиновый и т. д. Учить подбирать родственные слова: яблоко- яблочко, яблоня, яблочный, яблонька, лимон – лимончик, лимоны, лимонад, лимонадный и т. д.

3. Развивать словесно-логическое мышление, слуховое внимание и память. Создавать положительные мотивации. Воспитывать умение слушать других.

ПРИМЕР № 2:

Область «Познание» Формирование целостной картины  мира. Ребенок и окружающий мир «Откуда хлеб пришел»

Программное  содержание:

1. Уточнить и расширить знания детей об уборке урожая, механизации работ. Познакомить детей с трудом людей выращивающих и изготавливающих  хлеб.   Уточнить представления о получении муки из разных зерен, процессе изготовления муки и хлеба. Расширять представления о хлебобулочных изделиях, пользе хлеба для людей. Познакомить с сельскохозяйственными машинами.

2. Продолжать учить подбирать родственные слова: хлеб-хлебушек, хлебороб, хлебный, хлебница, нахлебник, хлеборезка, хлебозавод. Учить составлять простые и распространенные предложения по опорным словам через игру «Путаница»: (хлеб, печь, мука, из , (хлеб, лежать, в, хлебница, (комбайны, косить, пшеница, (машины, возить, зерно, элеватор, на, (на, стол, лежать, булки, (в, пекарня, печь, хлеб). Учить согласовывать существительные с прилагательными, подбирая слова-признаки через игру «Подбери признак»: хлеб - пшеничный, полезный, ароматный, ржаной, пшеничный, аппетитный, свежий, хрустящий, поджаренный, мягкий, душистый, пропеченный, вкусный, пахучий, сухой, черствый. Учить образовывать существительные в родительном падеже: через игру «Назови со словом «нет»: рожь-нет ржи, пшеница-нет пшеницы, овес-нет овса, каравай – нет каравая, зерно-нет зерна, колос-нет колоса, хлеб – нет хлеба и т. д. Учить употреблять существительное хлеб в разных падежах в через игру «Добавь слово «хлеб»: я знаю пословицу о (хлебе, мама купила пшеничный (хлеб, дети едя т суп с … (хлебом, Ваня пошел в магазин за (хлебом, я не люблю есть суп без ….(хлеба, у меня дома нет (хлеба).

3. Закрепление речевых навыков. Учить правильно воспринимать обращенную речь. Создавать положительные мотивации. Создавать радостную перспективу общения.

ПРИМЕР № 3:

Область "Познания" формирование целостной картины мира «Загадки воды»

Программное  содержание:

1. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Показать детям, где и в каком виде существует вода в окружающей среде. Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе, используя ИКТ. Познакомить с разными видами дождя. Познакомить с понятием «кислый дождь». Познакомить детей с некоторыми свойствами и качествами воды: прозрачная, жидкая, нет вкуса, нет запаха, может течь, нагревается, замерзает. Учить рассматривать каплю воды из-под крана и из лужи под микроскопом.

2. Развивать диалогическую речь, умение вступать в общение, поддерживать и завершать общение, говорить в нормальном  темпе. Активизировать словарь за счет слов: иней, туман, роса, родник. Познакомить с новым явлением сталактит, сталагмит, сталагнат. Отражать результаты опытно-экспериментальной работы в речи.

3. Развивать зрительное восприятие. Развивать активность мышления. Развивать зрительное восприятие путем формирования действий, направленных на обследование предмета. Развивать любознательность, умение делать простейшие умозаключения.

ПРИМЕР № 4:

Художественная литература «Золотая осень»

Программное  содержание:

1. Познакомить детей с описанием осени поэтами в стихах: А. С. Пушкин «Унылая пора!», «Уж небо осенью дышала», А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад!»,А. Н. Плещеев «Осень наступила, высохли цветы!»,Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной», С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы». Закрепить представления об осени. Познакомить с картиной И. И. Левитан «Золотая осень», учить подбирать поэтическое отображение в картине. Учить выделять приметы осени в стихах и картине. Показать объединение разных видов искусств музыка, стихи, картина.

2. Обогащение активного словаря яркими, красочными эпитетами и сравнениями: унылая пора, прощальная краса, скучная пора, вянущих рябин, дивная пора, лучезарны вечера. Познакомить с понятием новых слов: увяданье, багрец, сенях, мгла, сень, караван, озимь, лазурь, нивы. Развивать диалогическую речь, используя распространенные вопросительные и повествовательные предложения. Учить словообразованию относительных прилагательных от слова «осень» через игру «Игра в мяч». Учить подбирать признаки и действия к явлениям природы: ветер, осень, дождь, туча, солнце.

3. Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищение ее красотой. Развивать слуховую ; память и операции мышления: анализ, синтез, сравнение.

ПРИМЕР № 5:

Область «Коммуникация» Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

Программное  содержание

1. Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, развивать фонематический слух, упражнять в звуко-слоговом анализе и синтезе слов, делении слов на слоги.

2. Закреплять навык выделения первого звука на слух в словах через игру «Назови первый звук»: аист, август, ива, эхо, осень, урожай, облако. Продолжать учить придумывать слова и называть в нем гласный звук через игру «Придумай слово и назови звук», выделять гласный звук в предложенных словах, через игру «Услышь и назови гласный звук». Продолжать учить  определять количество хлопков и придумывать слово с этим количеством слогов. Продолжать учить определять месторасположение звуков в словах: пол, сыр через игру «Живые звуки». Закреплять навыки звукобуквенного анализа односложных  слов: мак, соль.

3. Развивать фонематический слух, Слуховое восприятие и память. Учить правильно воспринимать обращенную речь. Развивать ; умение переключать внимание от одной операции к другой.

Вот так мои педагоги пишут п/с в планах. Мы этим очень гордимся. Благодаря подробному описанию мои педагоги защищены от ненужных вопросов проверяющих. А я в свое время отменила прописывание материала, предварительной работы и организации в планах, так как все это я вижу в программном содержании. Как мы с методистом говорим: "Вы должны написать программное содержание так, чтобы мы увидели весь ход занятия"

Публикации по теме:

Цветок — годовикЦветок — годовик Мы начинаем знакомить детей с месяцами года в старшей группе с нового года, тогда-то и начинаем выстраивать цветок - годовик. Сначала появляется.

Мой папа красивый Хочу предложить вам стихотворение Л. Разумовой " Мой папа" Мой папа красивый И сильный, как слон. Любимый, внимательный, Ласковый он. Мой.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Зима
  • Зима
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Поговорим о развитии речи
Опубликовано: 22 октября 2011 в 19:02
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Проект «Птицы» во второй младшей группе
Проект «Птицы» во второй младшей группе Воспитатель: Каримова Лариса Ивановна МАДОУ «Детский сад №21» Свердловская область, город Ирбит Одной из наиболее...
Мое творчество — ландшафтный дизайн (продолжение)
Моё творчество - ландшафтный дизайн ( продолжение. Мария Воробьёва Моё творчество - ландшафтный дизайн ( продолжение. Вот и наступило лето. Пора весёлого,...
Конспект занятия по ознакомлению окружающим миром во второй младшей группе «Свойства...
Конспект занятия по ознакомлению окружающим миром во второй младшей группе «Свойства дерева» Интеграции образовательных областей социально-коммуникативное...
Педагогический мини-проект в старшей группе «Дружба начинается с улыбки»
Педагогический мини-проект к долгосрочному проекту «Развивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующей направленности для детей с общим...