Получи документы

Консультация «Поход, как одна из форм оздоровления детей»

Светлана Бахарева
Консультация «Поход, как одна из форм оздоровления детей»

В нашем детском саду используются разные формы активного отдыха детей, которые и создают положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом и способствуют укреплению здоровья ребенка.

К ним относятся:

- спортивные досуги

- день здоровья

- неделя здоровья

- спортивный праздник.

Эти формы активного отдыха не только помогают снять утомление, повысить работоспособность, но и способствуют всестороннему развитию личности, а именно таких ее качеств, как самостоятельность, инициативность, решительность, смелость, выдержка, умение справедливо оценивать свои действия и действия сверстников.

Публикация «Консультация „Поход, как одна из форм оздоровления детей“» размещена в разделах

Все эти формы активного отдыха включены в двигательный режим дошкольного учреждения.

Но как показывают современные условия жизни, при организации семейного активного отдыха родители не используют прогулки - походы.

Актуальность

В связи с этим мы стали активизировать поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы и повышать физическую подготовленность и одновременно развивать умственные познавательные способности, и готовить их к жизни. Мы предположили, что регулярное проведение прогулок-походов позволит нам активизировать двигательный режим в нашем детском саду.

Дошкольный туризм решает не только воспитательно-образовательные, но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей, способствует освоению ими простейших туристских умений и навыков.

Согласно теории и практике дошкольного туризма выделяют следующие его формы : прогулки, экскурсии, походы, путешествия, занятия в кружках. Для системы дошкольного воспитания больше подходит термин «прогулки - походы», предложенный Н. И. Бочаровой. Применение данной формы позволяет решить задачи по ознакомлению дошкольников с природой, воспитанию бережного отношения к ней, изучению ближайшего социального окружения. Главное отличие прогулок - походов заключается в целенаправленном развитии физических качеств, насыщенной двигательной активности.

Приобщая наших воспитанников к туризму, ставили следующие цели.

ЦЕЛИ: сохранение и укрепление здоровья детей через детский туризм.

Исходя из целей, был определен ряд задач:

Оздоровительные :

сохранять и укреплять здоровье дошкольников;

Образовательные:

развивать психические процессы и расширять объём знаний в области физической культуры и туризма, краеведения, экологии.

Развивающие:

совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт детей;

развивать координацию и выносливость как основу физической подготовленности ребёнка – будущего туриста;

развивать любознательность, познавательную и двигательную деятельность;

формировать культурно - гигиенические и трудовые навыки.

Воспитательные:

формировать межличностные дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности;

воспитывать осознанное и доброжелательное отношение к окружающему миру;

способствовать духовному сближению родителей и детей.

Предполагаемый результат:

-повышение защитных сил организма к действию неблагоприятных факторов (снижение уровня заболеваемости);

- повышение уровня выносливости, волевых качеств. координации движений;

-повышение психологической способности действовать в непривычных для детей условиях;

- повышение интереса у детей и их родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Этапы реализации проекта.

I этап - подготовительный.

Был разработан тематический план проведения прогулок - походов с детьми, в соответствии с которыми в течение года организуется не более одного мероприятия в месяц (приложение).

Решая задачи полноценного физического развития и оздоровления дошкольника через прогулки- походы, воспитания привычки к здоровому образу жизни, использовали разнообразные формы работы с родителями :

информация в родительских уголках,

папках-передвижках,

фотовыставки;

консультации;

семинары – практикумы;

дни открытых дверей;

устные журналы с участием психолога, медиков, инструктора по физическому воспитанию;

участие родителей в работе клуба «Туристята».

Также от родителей требовалась практическая помощь: сшить или приобрести рюкзачок и туристическое сидение.

Участие родителей в туристической деятельности детей помогает им узнать своего ребёнка с совершенно неожиданной стороны, и, главное - духовно сближает родителей и детей.

Мониторинг.

Знания об организации прогулки - похода :

-одеться для похода по сезону – низкий уровень;

-сложить свой рюкзак для похода - средний уровень;

-чем можно заняться в свободное от похода-прогулки время- низкий уровень;

-инвентарь для похода - низкий уровень;

-название лечебных трав - низкий уровень.

Вывод: знания детей о прогулках – походах являются отрывочными, не ясными, частичными.

Показатели физических качеств:

На начальном этапе был выявлен средний уровень выносливости и координационных способностей у детей. Во время прогулки - похода дети быстро уставали и капризничали.

II этап – основной.

Каждой прогулке - походу предшествует предварительная работа с дошкольниками. Так, воспитатель не только проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимую информацию, овладевают специальными терминами, но и активизируют знания правил дорожного движения на случай, если маршрут прогулки- похода пересекает автомобильные дороги.

Инструктор по физической культуре обеспечивает физическую подготовку воспитанников к туристским прогулкам - походам, организует тематические и сюжетные физкультурные занятия, досуги, тренировочные прогулки по облегчённому маршруту.

В проведении прогулок - походов активно участвовали родители. Так, в назначенный день они вместе со своими детьми приходили в детский сад экипированными: удобная спортивная обувь, головные уборы, рюкзачки с сухим пайком туриста.

Перед проведением прогулки - похода дошкольникам сообщается цель предстоящей деятельности. Для более чёткой организации и проведения данной формы работы с детьми мы используем следующую примерную структуру прогулки - похода :

сбор и движение до первого привала (15- 35 мин);

остановка, привал, природоведческая деятельность (10- 20 мин);

комплекс игр и упражнений (25- 30 мин);

самостоятельная деятельность детей и родителей (15- 20 мин);

сбор воспитанников и возвращение в детский сад (15-35 мин).

Содержание прогулок - походов зависит от выбранной тематики и времени года. Если позволяет погода, воспитатель может организовать наблюдение за насекомыми, птицами, сбор природного материала (для чего заранее запасают емкости, чтение природоведческой литературы и беседу об услышанном, предложить детям изобразить действия главных персонажей.

III - заключительный этап.

Подведение итогов осуществляю по следующим направлениям:

1. получение новых впечатлений, обогащение представлений.

2. овладение новыми видами движений, туристскими навыками.

3. выполнение социально значимой работы.

4. проявление дружеских взаимоотношений.

Детям очень важно получить оценку своих достижений. Она должна быть обязательно индивидуально направленной и объективной, и учитывая особенности каждого ребенка, стимулируем к дальнейшим достижениям.

С целью углубления и закрепления полученных впечатлений читаем детям художественную литературу, детские энциклопедические издания «Я познаю мир», «Тайна живой природы", «Живой мир». В группах дети ведут календарь наблюдений природы, подготавливаем для родителей выставки-отчеты „Наши путешествия", рисунки детей, фотоальбом, рассказы. Особое внимание уделяем созданию условий для отражения полученных впечатлений в играх. Обогащаем содержание сюжетных игр, внесением туристского инвентаря (котелок, фляжка, рюкзак). Большое место занимает проведение тематического физкультурного праздника «Наша дружная семья», где дети показывают свои знания и умения, полученные в результате прогулок-походов. Все это способствует формированию у ребенка здорового образа жизни.

Выводы -повышение защитных сил организма к действию неблагоприятных факторов (снижение уровня заболеваемости);

- повышение уровня выносливости, волевых качеств. координации движений;

-повышение психологической способности действовать в непривычных для детей условиях;

- повышение интереса у детей и их родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Таким образом, в ходе проведения прогулок-походов с воспитанниками способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников, в значительной мере способствуют закаливанию, оптимизации двигательной активности детей, повышению их работоспособности (заболеваемость снизилась на 12%). Дети стали более самостоятельными, организованными, менее капризными. Опыт показывает, что дети, прошедшие физическую и психологическую подготовку к возможным экстремальным ситуациям, оказавшись один в лесу, ведут себя максимально собрано, без паники и растерянности и пытаются найти выход из создавшегося положения.

А также данная форма работы позволила сформировать у детей :

навыки поведения на природе;

развить способность удивляться и удивлять;

воспитать заинтересованное и бережное отношение к окружающей среде;

познакомить их с историческими и культурными памятниками города.

Эффективность применения средств туризма отразилась и на результате работы педагогов с детьми по экологическому воспитанию дошкольников: так, дети научились:

более полно и грамотно рассуждать, делать выводы,

устанавливать причинно-следственные связи в вопросах познания окружающего мира.

С приобретением навыков походной жизни у дошкольников формируется много знаний и умений:

Они знают:

-что человек тоже творит природу;

- что у природы нет ничего лишнего;

- что люди не могут жить без природы.

Они умеют:

- одеться для прогулки - похода;

- ходить по туристическим тропам;

- уложить свой рюкзак;

- рассказать родителям, что делали в походе;

- нарисовать увиденное, рассказать об этом;

-собрать некоторые лекарственные травы.

Считаем. Что опыт нашей работы может быть полезен коллегам.

Публикации по теме:

Дополнительное образование как одна из форм внедрения ФГОС ДО Видео Одним из актуальных вопросов современного российского образования является введение Федерального государственного образовательного стандарта.

«Кружковая работа-одна из форм знакомства с окружающим миром детей с ОВЗ». Нетрадиционные техники рисования«Кружковая работа-одна из форм знакомства с окружающим миром детей с ОВЗ». Нетрадиционные техники рисования Как известно, дети проявляют интерес к окружающему миру с самого раннего возраста. Это необходимо для их всестороннего развития, умения.

Поход всей семьёй — одна из форм взаимодействия с родителями Поход можно отнести к одной из форм взаимодействия с родителями. Поход - исключительно ценное средство физического воспитания и активного.

«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями Работа с родителями сейчас на первом месте, очень много проблем и вопросов встает в работе с детьми и родителями, не всегда получается.

Родительский клуб как одна из интерактивных форм работы педагога-психолога с родителями детей раннего возраста Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день достаточно широко представлено.

Доклад на тему: «Закаливание детей — как одна из форм организации режимных моментов в ДОУ». Доклад на тему: «Закаливание детей - как одна из форм организации режимных моментов в ДОУ». ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ № 3 Тарановой Л. В. Работаю.

Конкурсы ДОУ — одна из форм активизации деятельности педагогов Пояснительная записка: У нас в ДОУ стало уже традицией смотр-конкурс зимних участков. Это не новость, знаю. Думаю, что нашей "изюминкой".

Лепбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых Цель: Познакомить с лепбуком, как одной из форм совместной деятельности взрослого и ребёнка. Ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте.

Семейный клуб в ДОУ как одна из форм педагогического просвещения родителейСемейный клуб в ДОУ как одна из форм педагогического просвещения родителей «Семейный клуб – как одна из форм педагогического просвещения родителей воспитанников ДОУ» Одна из самых актуальных проблем человечества.

Составление азбуки — одна из форм работы над речью и речевым общением детейСоставление азбуки — одна из форм работы над речью и речевым общением детей Задачи: -учить вслушиваться в звучание речи, развивать фонематическое восприятие произносительной и интонационной стороны речи; -дифференцировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Поход, как одна из форм оздоровления детей»
Опубликовано: 18 октября 2015 в 21:16
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД