Поисково-исследовательская деятельность «Тайны живой природы»

Наталья Архипова
Поисково-исследовательская деятельность «Тайны живой природы»

Задачи:

- учить замечать красоту живущих рядом с нами птиц;

- находить отличительные особенности строения махового и пухового перьев;

- развивать память, мышление, наблюдательность, любознательность;

- воспитывать интерес к жизни птиц, бережное отношение, желание помогать им.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».

Оборудование:

Математический веер; экологический светофор; набор перьев для лупы; листы для оригами А5 ; листы бумаги (по два для каждого ребенка); схема – модель птицы; строение пера.

Методы:

- наглядного обучения (использование схем – моделей, иллюстраций птиц, картинки с видами перьев);

- игровой (игровые упражнения);

- практический (физкультминутка, проведение опытов, изготовление птиц методом оригами).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о птицах. Кто же такие птицы, как выглядят, чем отличаются друг от друга? Мы много с вами говорили о птицах, наблюдали за ними на прогулках. Проверим, хорошо ли вы их знаете! Давайте поиграем.

Игра на внимание «Прилетели птицы»

Воспитатель читает стихотворение. Если дети услышат, что он называет не птицу, хлопают в ладоши (или топают ногами). Можно предложить сосчитать всех птиц и показать число, соответствующее количеству птиц.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи,

Комары, кукушки,

Чибисы, чии,

Аисты, лягушки,

Совы и ватрушки.

Ой, как много в мире птиц:

Пеликанов и синиц,

Зимородков и клестов,

Попугаев и дроздов.

Есть фламинго, воробьи,

Есть колибри, соловьи.

Голуби, кукушки,

Пеночки – простушки,

Дятел, сокол и сова.

(Днем в дупле сидит она)

В поле перепел кричит.

Знаешь, их так много есть,

Что их всех не перечесть.

Нас сражают пением

И буйным оперением!

Воспитатель: А теперь давайте превратимся в птиц.

Физкультминутка

Птица крыльями взмахнула,

Птица перья отряхнула,

Крылья убрала назад,

Сделав очень важный взгляд.

Посмотрела вправо – влево,

Удивилась: «Что за дело?

Нет тут птицы ни одной,

Полечу – ка я домой».

Полетела, полетела,

В гнездышко свое присела.

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: В этом шутливом четверостишии говорится о возможностях птиц. Как вы думаете каких?

Дети: Птицы умеют летать.

Воспитатель: Правильно. А человек может взлететь? Почему?

Дети: Нет. У человека нет крыльев.

Воспитатель: Ребята, давайте проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло?

Возьмите другой лист и также осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по – разному?

Вывод: Нескомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит.

Воспитатель: Почему же птицы летают?

Дети: отвечают

Воспитатель: Птицы самые быстрые и выносливые. Их гладкое тело легкостью преодолевает сопротивление воздуха, а сильные крылья поднимают ввысь и несут вперед. Крылья птиц легкие, сильные и гибкие.

Птицы – единственные животные на Земле, имеющие перья. Как вы думаете, какую роль играют перья для птиц? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос. Ответьте, у всех ли птиц одинаковая форма и цвет перьев?

(Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с различными видами перьев.)

Воспитатель: Ребята, скажите, чем они отличаются?

Дети: Размером, цветом строением.

Воспитатель: Правильно. Оперение птицы состоит из огромного количества перьев. Длинные перья крыльев называют маховыми. Они предназначены для полета, поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти крылья поднимают птицу вверх. Хвостовые перья называются рулевыми. Они тоже прочные и длинные и предназначены для поворотов в полете. Мелкие перья – пуховые – расположены под рулевыми и маховыми перьями. Они согревают птиц.

Поисково –исследовательская деятельность

(Воспитатель предлагает детям поработать с раздаточным материалом)

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим, как устроены перья у птиц. Обычно у пера есть проходящий посредине упругий стержень и плоское опахало. Найдите из предложенных перьев маховое и рассмотрите его. Что можно сказать про него?

Дети: Оно плотное, жесткое, большое.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Посмотрите внимательно на основание между волосками – это стержень. Я вам напомню, что такое стержень: предмет удлиненной формы, являющийся основанием чего – нибудь.

Воспитатель: Какой стержень у махового пера?

Дети: Плотный и пустой.

Воспитатель: Правильно. А как вы думаете почему?

Дети: Чтобы птица была легче и могла летать.

Воспитатель: Попробуйте выпустить перо из рук. Что вы видите?

Дети: Оно падает медленно, плавно кружась.

Воспитатель: Почему?

Дети: Перо легкое, так как внутри стержня пустота.

(Воспитатель предлагает помахать пером, понаблюдать, что с ним происходит)

Воспитатель: Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность. Рассмотрите опахало через лупу. Что вы видите?

Дети: отвечают

Воспитатель: На бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, как бы «застегивая» поверхность пера. Если по какой – то причине крючки расцепятся, птица в момент чистки перьев соединит их клювом.

Воспитатель: А где у птиц расположены маховые перья?

Дети: На крыльях.

Воспитатель: Как вы думаете, какую роль для птиц играют маховые перья?

Дети: Они помогают птицам летать.

Воспитатель: Рассмотрите перья и выберите те, которые обогревают птицу. Какие они?

Дети: Мелкие, мягкие, пушистые, нежные, стержень тоненький, волоски между собой не сцеплены, маленькие по размеру.

Воспитатель: Сравните, стержни махового и пухового перьев. Что можно сказать о них? Для чего нужны птицам такие перья?

Дети: Они сохраняют тепло тела.

Воспитатель: На каких местах растут пуховые перья?

Дети: На туловище, голове, спине, лапах.

Воспитатель: А как называются перья на хвосте?

Дети: Рулевые.

Воспитатель: Ребята, а когда птица сидит на дереве или на земле, как расположены крылья?

Дети: Они сложены на туловище.

Воспитатель: Почему, как вы думаете?

Дети: На земле или на дереве раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает.

(Воспитатель на примере веера показывает, как складываются и раскрываются перья и хвост, когда птица взлетает и когда садится.)

Воспитатель: Перья не только украшают птицу, но и помогают им взлететь и держаться в воздухе, но и спасают их от ушибов и царапин, холода и жары, намокания и пересыхания; с помощью перьев птицы передают друг другу сигналы, маскируются от хищников. Перья требуют тщательного ухода, и птицы ежедневно чистят свое оперение с помощью клюва, удаляя чужеродные предметы, втирая в них свой жир, купаются и «принимают» пылевые ванны. Перья птиц постепенно изнашиваются и потому подвергаются периодической смене или линьке.

Игра «Экологический светофор»

Воспитатель: Ребята! Птицы, как люди, - живые существа. Но они меньше и не могут себя защитить. А маленьких и слабых обижать нельзя! Что вы можете предложить для охраны птиц?

Дети: Не разорять гнезд. Не кричать в лесу. Не брать яйца и птенцов из гнезда, а развешивать кормушки.

Воспитатель: Сегодня мы узнали о птицах. Что вам больше всего понравилось? Какое задание было самым интересным?

(Дети отвечают)

Воспитатель: Наше занятие закончилось.

Публикации по теме:

Презентация проекта во второй младшей группе. «Осенний листок».Презентация проекта во второй младшей группе. «Осенний листок». Цели проекта «Осенний листок». 1. Знакомить с характерными особенностями одного из времен года- осени. 2. Организовать все виды детской.

Презентация проекта во второй младшей группе. «Зимние забавы».Презентация проекта во второй младшей группе. «Зимние забавы». Цели проекта: «Зимние забавы». 1. Расширять представления о зиме. 2. Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной,.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Поисково-исследовательская деятельность «Тайны живой природы»
Опубликовано: 21 января 2013 в 19:11
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия «Осторожно — тонкий лёд!» для 4 группы детей с ОВЗ
Тема: Осторожно - тонкий лёд! Цель: формирование навыков безопасного поведения на льду. Задачи: - Способствовать формированию навыков безопасного...
Фотоотчёт праздника «Рождество Христово» в старшей группе.
Уважаемые коллеги, доброе время суток! Представляю вам фотоотчёт праздника "Рождество Христово", который прошёл в нашем саду сразу после Новогодних...
«Рождественские Святки»
Воспитание личности ребенка происходит с самого раннего детства. Знакомство с традициями , обычаями и народными праздниками воспитывает у детей интерес к...
Аппликация из ватных дисков «Зайчик»
Представляю вашему вниманию нашу аппликацию из ватных дисков в средней группе с воспитателем Мамаевой С. С. Данный мастер-класс предназначен для детей...
Куколка-подружка. Сказка.
Дорогие коллеги. Последнее время многие спрашивают меня: Есть ли у Вас изданный сборник сказок? Отвечаю: Книги сказок у меня пока нет. Но есть мечта! Мечта,...