Поисково-исследовательская деятельность «Тайны живой природы»

Наталья Архипова
Поисково-исследовательская деятельность «Тайны живой природы»

Задачи:

- учить замечать красоту живущих рядом с нами птиц;

- находить отличительные особенности строения махового и пухового перьев;

- развивать память, мышление, наблюдательность, любознательность;

- воспитывать интерес к жизни птиц, бережное отношение, желание помогать им.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».

Оборудование:

Математический веер; экологический светофор; набор перьев для лупы; листы для оригами А5 ; листы бумаги (по два для каждого ребенка); схема – модель птицы; строение пера.

Методы:

- наглядного обучения (использование схем – моделей, иллюстраций птиц, картинки с видами перьев);

- игровой (игровые упражнения);

- практический (физкультминутка, проведение опытов, изготовление птиц методом оригами).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о птицах. Кто же такие птицы, как выглядят, чем отличаются друг от друга? Мы много с вами говорили о птицах, наблюдали за ними на прогулках. Проверим, хорошо ли вы их знаете! Давайте поиграем.

Игра на внимание «Прилетели птицы»

Воспитатель читает стихотворение. Если дети услышат, что он называет не птицу, хлопают в ладоши (или топают ногами). Можно предложить сосчитать всех птиц и показать число, соответствующее количеству птиц.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи,

Комары, кукушки,

Чибисы, чии,

Аисты, лягушки,

Совы и ватрушки.

Ой, как много в мире птиц:

Пеликанов и синиц,

Зимородков и клестов,

Попугаев и дроздов.

Есть фламинго, воробьи,

Есть колибри, соловьи.

Голуби, кукушки,

Пеночки – простушки,

Дятел, сокол и сова.

(Днем в дупле сидит она)

В поле перепел кричит.

Знаешь, их так много есть,

Что их всех не перечесть.

Нас сражают пением

И буйным оперением!

Воспитатель: А теперь давайте превратимся в птиц.

Физкультминутка

Птица крыльями взмахнула,

Птица перья отряхнула,

Крылья убрала назад,

Сделав очень важный взгляд.

Посмотрела вправо – влево,

Удивилась: «Что за дело?

Нет тут птицы ни одной,

Полечу – ка я домой».

Полетела, полетела,

В гнездышко свое присела.

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: В этом шутливом четверостишии говорится о возможностях птиц. Как вы думаете каких?

Дети: Птицы умеют летать.

Воспитатель: Правильно. А человек может взлететь? Почему?

Дети: Нет. У человека нет крыльев.

Воспитатель: Ребята, давайте проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло?

Возьмите другой лист и также осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по – разному?

Вывод: Нескомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит.

Воспитатель: Почему же птицы летают?

Дети: отвечают

Воспитатель: Птицы самые быстрые и выносливые. Их гладкое тело легкостью преодолевает сопротивление воздуха, а сильные крылья поднимают ввысь и несут вперед. Крылья птиц легкие, сильные и гибкие.

Птицы – единственные животные на Земле, имеющие перья. Как вы думаете, какую роль играют перья для птиц? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос. Ответьте, у всех ли птиц одинаковая форма и цвет перьев?

(Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с различными видами перьев.)

Воспитатель: Ребята, скажите, чем они отличаются?

Дети: Размером, цветом строением.

Воспитатель: Правильно. Оперение птицы состоит из огромного количества перьев. Длинные перья крыльев называют маховыми. Они предназначены для полета, поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти крылья поднимают птицу вверх. Хвостовые перья называются рулевыми. Они тоже прочные и длинные и предназначены для поворотов в полете. Мелкие перья – пуховые – расположены под рулевыми и маховыми перьями. Они согревают птиц.

Поисково –исследовательская деятельность

(Воспитатель предлагает детям поработать с раздаточным материалом)

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим, как устроены перья у птиц. Обычно у пера есть проходящий посредине упругий стержень и плоское опахало. Найдите из предложенных перьев маховое и рассмотрите его. Что можно сказать про него?

Дети: Оно плотное, жесткое, большое.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Посмотрите внимательно на основание между волосками – это стержень. Я вам напомню, что такое стержень: предмет удлиненной формы, являющийся основанием чего – нибудь.

Воспитатель: Какой стержень у махового пера?

Дети: Плотный и пустой.

Воспитатель: Правильно. А как вы думаете почему?

Дети: Чтобы птица была легче и могла летать.

Воспитатель: Попробуйте выпустить перо из рук. Что вы видите?

Дети: Оно падает медленно, плавно кружась.

Воспитатель: Почему?

Дети: Перо легкое, так как внутри стержня пустота.

(Воспитатель предлагает помахать пером, понаблюдать, что с ним происходит)

Воспитатель: Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность. Рассмотрите опахало через лупу. Что вы видите?

Дети: отвечают

Воспитатель: На бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, как бы «застегивая» поверхность пера. Если по какой – то причине крючки расцепятся, птица в момент чистки перьев соединит их клювом.

Воспитатель: А где у птиц расположены маховые перья?

Дети: На крыльях.

Воспитатель: Как вы думаете, какую роль для птиц играют маховые перья?

Дети: Они помогают птицам летать.

Воспитатель: Рассмотрите перья и выберите те, которые обогревают птицу. Какие они?

Дети: Мелкие, мягкие, пушистые, нежные, стержень тоненький, волоски между собой не сцеплены, маленькие по размеру.

Воспитатель: Сравните, стержни махового и пухового перьев. Что можно сказать о них? Для чего нужны птицам такие перья?

Дети: Они сохраняют тепло тела.

Воспитатель: На каких местах растут пуховые перья?

Дети: На туловище, голове, спине, лапах.

Воспитатель: А как называются перья на хвосте?

Дети: Рулевые.

Воспитатель: Ребята, а когда птица сидит на дереве или на земле, как расположены крылья?

Дети: Они сложены на туловище.

Воспитатель: Почему, как вы думаете?

Дети: На земле или на дереве раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает.

(Воспитатель на примере веера показывает, как складываются и раскрываются перья и хвост, когда птица взлетает и когда садится.)

Воспитатель: Перья не только украшают птицу, но и помогают им взлететь и держаться в воздухе, но и спасают их от ушибов и царапин, холода и жары, намокания и пересыхания; с помощью перьев птицы передают друг другу сигналы, маскируются от хищников. Перья требуют тщательного ухода, и птицы ежедневно чистят свое оперение с помощью клюва, удаляя чужеродные предметы, втирая в них свой жир, купаются и «принимают» пылевые ванны. Перья птиц постепенно изнашиваются и потому подвергаются периодической смене или линьке.

Игра «Экологический светофор»

Воспитатель: Ребята! Птицы, как люди, - живые существа. Но они меньше и не могут себя защитить. А маленьких и слабых обижать нельзя! Что вы можете предложить для охраны птиц?

Дети: Не разорять гнезд. Не кричать в лесу. Не брать яйца и птенцов из гнезда, а развешивать кормушки.

Воспитатель: Сегодня мы узнали о птицах. Что вам больше всего понравилось? Какое задание было самым интересным?

(Дети отвечают)

Воспитатель: Наше занятие закончилось.

Публикации по теме:

Презентация проекта во второй младшей группе. «Осенний листок».Презентация проекта во второй младшей группе. «Осенний листок». Цели проекта «Осенний листок». 1. Знакомить с характерными особенностями одного из времен года- осени. 2. Организовать все виды детской.

Презентация проекта во второй младшей группе. «Зимние забавы».Презентация проекта во второй младшей группе. «Зимние забавы». Цели проекта: «Зимние забавы». 1. Расширять представления о зиме. 2. Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной,.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Поисково-исследовательская деятельность «Тайны живой природы»
Опубликовано: 21 января 2013 в 19:11
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....