Папки-передвижки

Поисково-исследовательский творческий проект с детьми подготовительной группы «Насекомые нашего участка» (5 фото)

Людмила Дудина
Поисково-исследовательский творческий проект с детьми подготовительной группы «Насекомые нашего участка»

Введение

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им Весна! Это замечательное время года, когда красотой природы можно любоваться на каждом шагу. Нужно только не упустить удивительные моменты, а показать их детям. Однажды во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Публикация «Поисково-исследовательский творческий проект с детьми подготовительной группы „Насекомые нашего участка“» размещена в разделах

Проблема: преодоление отвращения и испуга к насекомым, желание погубить их. Увидеть красоту насекомых, узнать об их пользе.

Цель: привлечь к миру природы, предоставить информацию о жизнедеятельности насекомых, их строении, видах; воспитывать познавательную активность у дошкольников.

Задачи проекта :

• Формировать навыки исследовательской работы во время прогулки.

• Сформировать представление о разнообразии насекомых, учить выделять их главные признаки. Развивать умение сравнивать и выделять общие и отличительные признаки насекомых.

• Развивать эстетическое восприятие красоты мира насекомых.

• Развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки.

• Воспитывать необходимость бережного и заботливого отношения к природе.

Предполагаемые результаты:

• Сформированный устойчивый интерес к природе и навыков исследовательской деятельности.

• Расширенное и обогащенное знание детей о насекомых

• Созданная коллекция насекомых.

• Повышение уровня экологической грамоты воспитанников.

Интеграция познавательных областей.

• Познание.

• Коммуникация.

• Социализация.

• Чтение художественной литературы.

• Художественное творчество.

Формы работы и методические приёмы.

• НОД.

• Исследовательская деятельность.

• Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

• Игровая деятельность (дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры).

• Трудовая деятельность.

• Самостоятельная деятельность.

• Беседы.

• Прогулки.

• Чтение художественной литературы.

• Проведение с родителями бесед, консультаций.

Тип проекта : поисково-исследовательский, творческий.

По числу участников : групповой.

По времени проведения: среднесрочный.

Участники : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Этапы проекта

1 этап – подготовительный.

Изучение и рассматривание иллюстраций по теме: «Насекомые». Постановка цели и задач; предварительная работа с детьми и их родителями; подбор наглядных пособий, демонстрационного материала.

Чтение художественной литературы. Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха цокотуха», И. А. Крылов «Стрекоза и муравей», В. Драгунский «Он живой и светится», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок пилот», Э. Шим «Жук на ниточке».

Организация сотрудничества педагога и родителей в вопросах экологического воспитания.

Поисково-исследовательский творческий проект с детьми подготовительной группы «Насекомые нашего участка»

2 этап – деятельный.

Прогулка

Наблюдение за насекомыми

Цели: уточнить содержание понятия «насекомые»;

учить сравнивать их по существенным общим признакам.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки, проводит беседу, предлагает ответить на вопросы.

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.

(муравьи)

Худ да тонок,

Голосом звонок,

Летит — распевает,

Сидит — кусает.

Кто его убьет —

Свою кровь прольет. (Комар.)

На ромашку у ворот

Опустился вертолет —

Золотистые глаза.

Кто же это? (Стрекоза.)

На большой цветной ковер

Села эскадрилья —

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочки.)

Как одним словом называются отгадки? (Насекомые.)

Каких еще насекомых вы знаете? (Гусеницу.)

Только насекомое имеет тело, состоящее из двух-трех частей и трех пар ног. У взрослого насекомого тело состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко. На голове — пара усиков, служащих для осязания и обоняния. У большинства насекомых одна пара сложных глаз, состоящих из множества крошечных глазков. Все насекомые имеют три пары членистых ног, прикрепленных к груди. Ноги насекомых выполняют различные функции. На них может быть маленький кармашек для сбора пыльцы.

• Какие насекомые опыляют цветы? (Пчелы.)

Какие изменения происходят в жизни насекомых весной? (Весной из яиц развиваются личинки, которые

ведут самостоятельную жизнь: активно питаются, растут и развиваются.

• Где живут насекомые? (В саду, на дереве, у водоемов.)

• Как защищаться от насекомых?

• Чем питаются насекомые?

Как они передвигаются?

• Как насекомые спасаются от врагов? (Имеют отпугивающую окраску, острое жало, выпускают едкую пахучую жидкость.)

• Какие насекомые приносят пользу? (Пчелы, бабочка-шелкопряд, муравьи.)

• Какие изменения происходят в жизни насекомых осенью? (Они забиваются в укромные места и засыпают на зиму.)

• Как полезные насекомые спасают сады и леса от вредителей насекомых?

• Есть ли у комаров уши? (Уши у комаров-самцов находятся в усах, не такие как у человека, но с помощью этого органа слуха комар-самец находит по звуку свою подружку.)

• Почему комаров называют вредными насекомыми? (Они разносчики опасных болезней.)

Исследовательская деятельность

Наблюдение за насекомыми на прогулке – рассматривание частей тела через лупу.

Фото «Насекомые нашего участка»

Познавательное развитие

Беседа: «Кто такие насекомые

Цели:

- обогащение словаря по теме «Насекомые»

- развитие познавательных способностей детей

- формирование представлений о нравственно – этических нормах поведения

- воспитание экологической культуры

1. Обучающие задачи:

-обобщать представления детей о многообразии насекомых

-закреплять знания я об условиях их обитания (в лесу, в поле, вокруг озера); природных и построенных человеком жилищах

-упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела);

-уточнить представления о пользе насекомых

-развивать сообразительность, формировать образное мышление

Речевые задачи:

-упражнять в словообразовании, употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами

-учить согласовывать числительные с существительными

Развивающие задачи:

-развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам

-развивать интерес к жизни насекомых

Воспитательные задачи:

-воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.

Ход беседы:

Воспитатель предлагает детям отправиться в лес отдохнуть на полянке. Дети представляют, что очутились на полянке.

- Кого мы можем тут встретить? (Зверей.)

- Но звери чаще всего боятся человека. Заяц трусливый, олень осторожный, волк тоже обойдет стороной человека.

- Птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько детей. Чаще всего птицы бывают очень осторожны.

- Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Это насекомые.)

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда – то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела – все это насекомые. Тело у них состоит из члеников, шести ног, крыльев, усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету.

Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.

- Ребята, а как вы думаете, только ли на земле обитают насекомые? (Ответы детей).

- Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе.

- Вспомните, как передвигаются насекомые. (Червяк ползет. Пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают. Насекомые все умеют делать : ходить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, прыгать)

-Отгадайте, кто это?

- Кто над нами вверх ногами? (Муха)

- Много загадок сочинил народ о насекомых.

Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)

Голос тонок, нос долог,

Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)

Ниток много – много, а в клубок не смотает, одежду себе не шьет, а ткань всегда ткет. (Паук)

Шли плотники без топоров,

Срубили избу без углов. (Муравьи)

Летит – говорит,

А сядет – молчит. (Жук)

- Ребята, а чем питаются насекомые? (ответы детей).

На каждое насекомое – свой корм.

Гусеницы поедают листья, жуки – точильщики и короеды – древесину и кору деревьев, дождевые черви любят прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных, медведка питается под землей корнями растений и т. д. есть такие насекомые – хищники, которые охотятся на других насекомых, например, божья коровка поедает тлю.

Насекомые – это очень вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей, птиц.

- Ребята, а вы знаете, кто самый сильный? (ответы детей)

- Не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. Муравей, по сравнению со слоном, настоящий силач. А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные терема – муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население в одном муравейнике – несколько сот тысяч жителей. Как целый город! Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи – солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

- Как много интересного можно еще узнать о жизни насекомых. Насекомые живут не только в лесу, но и у нас в городе.

- Каких насекомых вы видели около дома, на участке детского сада? (ответы детей)

- Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь.

- А теперь послушайте стихи о насекомых (читают, заранее подготовленные дети)

Муравейник

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые темные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Пчела

Пчелка золотая над цветком порхает,

Сок душистый пьет, собирает мед.

шмель

В лесу цветок растет,

Шмелей к себе зовет:

«Прилетайте, шмели,

Поклонюсь до земли.

Гуще меда нету,

Чем с лесного цвета!»

Стрекоза

Склонились низко лозы

Над гладью тихих вод.

Мы – быстрые стрекозы

Здесь водим хоровод.

Без всякого усилья

Скользим мы над водой,

Сверкают наши крылья

Прозрачною слюдой.

Муха

Муха, муха – надоеда

Прилетела к нам к обеду.

Видит муха: стол накрыт,

По тарелкам суп разлит,

Хлеб нарезан – можно есть,

Только где же мухе сесть?

Села муха на окошко,

Съела муха хлеба крошку.

Тряпкой муху мы прогнали:

«В гости мы тебя не звали!»

Итог занятия : Что нового вы узнали о насекомых?

Конспект занятия по развитию речи.

Тема: "Насекомые"

Тема: Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схем.

Программное содержание:

• учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему;• продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;• закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;

• закреплять употребление существительных в родительном падеже;

• активизировать словарь по теме «Насекомые»;

• развивать память, внимание, словесно-логическое мышление;

• воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.

Материал к занятию: конверт с письмом от насекомых, план – схема, картинки с изображением насекомых, картина с изображением ромашки с набором насекомых.

Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек, детских журналов, энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Лесные хоромы» М. Михайлов, «Как Муравьишка домой спешил» В. Бианки «Счастливый жучок».

Ход занятия

Дети входят в группу. Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Игра «Четвёртый лишний»

Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.

- Жук, пчела, муравей, кошка;

- слон, бабочка, шмель, гусеница;

- божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;

- ёлка, таракан, муха, кузнечик;

- паук, бабочка, комар, кровать.

Отвечает ребёнок, которому воспитатель кидает шарик или мячик.

После игры раздаётся стук в дверь. Помощник воспитателя в костюме почтальона Печкина приносит письмо от насекомых. Воспитатель читает письмо и рассказывает детям:

- Случилось несчастье. Оказывается, Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Вот и просят насекомые вашей помощи. А чтобы им помочь, надо рассказать Зиме про насекомых, ведь она их никогда не видела. А как вы думаете, почему? (Зимой насекомых не бывает).

- Если Зиме понравятся ваши рассказы, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нам нужно постараться. Но сначала давайте разомнем наши пальчики:

Пальчиковая игра «Пчела»

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

(делают маховые движения кистями рук)

А за нею шмель-шмелек -

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

(загибаем пальцы, начиная с большого).

Как фонарики глаза.

(делаем кружки из пальцев, подносим к глазам,

Пожужжали, полетали (машем ладошками,

От усталости упали (роняем ладони на стол).

А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их (рассматривают картинки и определяют, что и как нужно рассказывать).

. Рассказ по цепочке, воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и просит детей ответить полным ответом.

Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.

После этого воспитатель предлагает детям выбрать любую картинку с изображением насекомого и составить по ней рассказ, следуя пунктам схемы.

.

Физминутка

Я большая стрекоза,

Очень круглые глаза

Я верчусь, как вертолёт

Вправо, влево, взад, вперёд.

Я летала и летала

Устали не знала.

На ромашке посидела и опять полетела.

(Дети выполняют движения по тексту)

Летала стрекоза, крылышками махала, и от этого вдруг подул лёгкий ветерок. (Дети дуют, губы трубочкой).

А тут и насекомые появились, обрадовались, что вы их освободили и давай веселиться. Увидели на лугу ромашку и удивились. Какая была ромашка? (большая, белая, красивая, нарядная). Веселились насекомые, летали, порхали, да так устали, что решили отдохнуть на ромашке. Расселись они, всем места хватило, ромашка-то большая.

- Какие насекомые уселись на ромашку?

- Давайте расскажем, кто где находится?

И поиграем в игру «Закончи предложение».

Муравей сидит около (цветка)

• Божья коровка ползёт по… (листу)

• Шмель спрятался под (листом)

• Гусеница сидит на… (цветке)

• Бабочка порхает над (цветком)

• Жук сидит под (цветком)

• Стрекоза летает около (цветка)

- Отдыхали насекомые на ромашке, надоело им сидеть и решили они поиграть в прятки. То один спрячется, то другой. Давайте мы тоже поиграем и попробуем угадать, кто же спрятался?

Игра «Кого не стало?» (на развитие внимания, памяти)

Итог: Звучит запись голоса «Зимы». Она благодарит детей за интересные рассказы о насекомых и прощается с детьми до следующего года.

Художественно – продуктивная деятельность.

Рисование: «Стрекоза».

Поисково-исследовательский творческий проект с детьми подготовительной группы - фото

Лепка «Божья коровка»

Аппликация: «Бабочки на лугу»

Фото №1 Введение Природа удивительный феномен воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка дошкольника трудно переоценить

Дидактические игры: «Узнай чьё крылышко»,

«Подбери признак»,

«Четвёртый лишний»,

«Как сказать правильно?»,

«Собери насекомое» - игра «Соты»,

«Чей дом?»,

«Кто как передвигается?»

Подвижные игры:

«Кто как передвигается»,

«Бабочка и цветочки»

«Пчёлы»,

«Поймай комара»,

Уход за рассадой;

3 этап – завершающий.

Мы собрали коллекцию насекомых.

Фото №2 Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний часто запоминающихся на всю жизнь

Вывод:

Участие детей в проекте позволило сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде, расширились и обогатились знание детей о насекомых, повысился уровень экологической грамоты воспитанников. В группе создали коллекцию насекомых. Таким образом можно считать, что проект прошёл успешно.

Список литературы

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией МЮ: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. 352 С.

2. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет». Воронеж Ч. П. Лакоценин С. С., 2007 – 159 с.

3. Г. В. Лаптева «Развивающие прогулки для детей 5-6 лет» -СПб. : Речь, 2011 – 256 с.

4. «Прогулки в детском саду – младшая и средняя группы» Под ред. Г. М. Киселёвой – М. ТЦ Сфера, 2011. – 176 с.

5. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973.

6. Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова «И учё ба и игра: природоведение». – Ярославль: «Академия развития» 1998 с.

7. И. В. Цветкова «Экология для начальной школы: игры и проекты» - Ярославль «Академия развития», 1997 – 192 с.

8. Саморукова Т. Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983

9. Интернет- ресурсы:

https://wudao.narod.ru/

https://nasekomiy-mir.ru/

www.youtube.ru

Публикации по теме:

Проект подготовительной группы «Зимующие птицы нашего поселка» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Глушковский детский сад №1 «Калинка» Глушковского района Курской области.

«День матери». Краткосрочный исследовательски-творческий проект (старший дошкольный возраст) День матери Краткосрочный исследовательски-творческий проект Старший дошкольный возраст Вид проекта: групповой Участники проекта: дети,.

Поисково-исследовательский проект «Первые шаги в науку». Развитие познавательной активности старших дошкольников Поисково-исследовательский проект «Первые шаги в науку» Развитие познавательной активности старших дошкольников Краткая аннотация проекта.

Поисково-исследовательский проект «Её величество вода» Авторы Севрюкова Н. Н и Ушакова В. М Проведение проекта: сентябрь –октябрь 2016 Тип проекта: поисково-исследовательский Актуальность: по результатам.

Познавательно-исследовательский проект с элементами творчества «Таинственный мир насекомых» с детьми старшей группыПознавательно-исследовательский проект с элементами творчества «Таинственный мир насекомых» с детьми старшей группы .

Познавательно-исследовательский, творческий проект «Кукла в национальном костюме»Познавательно-исследовательский, творческий проект «Кукла в национальном костюме» «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» – Народная мудрость Без прошлого нет будущего. Каждый человек с «материнским молоком» впитывает.

Реализация проекта «Птицы нашего участка» с детьми среднего до-школьного возраста «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей.

Творческий проект по оформлению участка «Ах ты, зимушка-зима!» Введение: Вот и наступила зима. И на участках детских садов вновь вырастут удивительные снежные постройки. Как же обрадуются дети! Они с.

Творческий проект «Насекомые» для детей среднего возрастаТворческий проект «Насекомые» для детей среднего возраста Разработчики: воспитатели Мезенцева Мария Александровна, сзд, Мартынова Ольга Борисовна, б/к, родители группы. Тип проекта: познавательный.

Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми средней группыЭкологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми средней группы Уважаемые коллеги, хочу поделится с вами нашим " Огородом на подоконнике". Дети средней группы участвовали в проекте "Огород на подоконнике".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поисково-исследовательский творческий проект с детьми подготовительной группы «Насекомые нашего участка»
Опубликовано: 16 апреля 2017 в 18:26
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД