Пояснения к презентации «Песочная игротерапия»

Людмила Чеботарева
Пояснения к презентации «Песочная игротерапия»

1 слайд.

Всё, что нужно человеку для жизни, находится рядом с ним. Иногда мы даже не замечаем, насколько близко то, что может нам помочь. Неспроста народная мудрость гласит - «Где родился – там и пригодился».

2 слайд.

И сегодня речь пойдёт о его величестве Песке. Ведь именно игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен. Именно в песочнице строится первый дом, сажается дерево, создается семья. Все это мир ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, где ему комфортно, все понятно и близко.

3 слайд

Мы идём по жизни, оставляя следы на песке, не представляя, сколько тайн и загадок он в себе таит.

4 слайд

Сейчас вы видите песок под микроскопом. Вот она – красота песка. Мы должны учить детей видеть прекрасное, посмотрите, оно совсем рядом.

5 слайд

Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Но наряду с ограничениями и правилами в моей группе и на участке детского сада есть место, где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтает, фантазирует, создаёт. Такое пространство предоставляет детям волшебница-песочница.

6 слайд

Песочница является маленькой моделью окружающего мира.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Она стабилизирует эмоциональное состояние. У детей лучше развиваются познавательные функции, речь, моторика, коммуникативные навыки. Именно в игре с песком ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитатель-ный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

7, 8 слайд

Я решила детально разобрать тему роли песочной игротерапии в развитии позитивной коммуникации, тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики руки у детей 5-7 лет.

Ведь это именно тот возраст детей с которым я сейчас работаю.

9 слайд

Работа проходит в соответствии с инновационным вариантом программы «От рождения до школы» под ред. Вераксы, Комаровой и Васильевой с учётом ФГТ.

Тема моей работы включает интеграцию областей «Познания» (сенсорное развитие дошкольника, «Коммуникации» (эмоциональное воспитание, «Здоровье» (развитие мелкой моторики руки) и «Художественное творчество» (развитие творческого воображения и способностей).

Песочную игротерапию можно отнести к инновационным личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям работы с детьми.

10 слайд

Историческая справка. В 1929 г. английский педиатр, психотерапевт Маргарет Ловенфельд стала применять песочницу и миниатюрные фигурки в игровой психотерапии с детьми - так родилась «Техника построения мира». Далее детский психотерапевт Дора Кальфф, дополнив «Технику построения мира» разработала Юнгианскую песочную психотерапию. Она создавала для своих клиентов «свободное и защищённое пространство» где те, чувствовали бы себя свободно.

11 слайд

Песочная терапия помогает:

1. Справиться со страхом и неуверенностью.

2. Вскрыть ресурс в отношениях и обстоятельствах.

3. Активизировать творчество и спонтанность.

12 слайд

Имеются и противопоказания (показ на слайде).

13 слайд

В своей работе я поставила цели:

1. Формирование у ребенка представления об окружающем мире;

2. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности общей и мелкой моторики рук.

3. Развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, творческого мышления, воображения и фантазии, навыков самоконтроля и саморегуляции.

14 слайд

Принципы задают «правила и условия игры» и отражаются в каждом моём «шаге» и действии.

При работе с песком я соблюдаю общие принципы взаимодействия с детьми 5-7 лет. (показ на слайде)

15 слайд

Часто использую дополнительные принципы песочной терапии:

Оживотворение абстрактных символов, реальное «проживание» и, конечно же, обмен в песочной игре.

16 слайд

Применяю следующие формы организованной деятельности с песком: игры, упражнения, макетирование, арт-терапия.

17 слайд

Я расскажу об оборудовании, необходимом, для занятий.

Пластиковый таз, синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см.

Песок, просеян, промыт и обеззаражен (прокаливаю в духовке раз в неделю)

По моему чертежу мастером изготовлена мини-песочница с отверстием в донышке и подсветкой.

Набор игрового материала. Миниатюрные игрушки, формочки, бросовый материал.

18 слайд

Обучаю детей правилам поведения в песочнице (показ на слайде)

19 слайд

Работа с песком идет поэтапно.

1. Прикосновения на поверхности сухого песка.

2. Игры и упражнения с погружением рук в песок.

3. Прикосновения и игры на поверхности мокрого песка.

Игры и упражнения делятся на дидактические и психопрофилактические.

20 слайд

Подробнее остановлюсь на такой форме занятий как арт-терапия. Арт- терапия - это терапия искусством. В песочной игротерапии она включает в себя аппликацию, мозаику и рисование песком.

21 слайд

Аппликация и мозаика это знакомые всем виды работ. Поэтому, в связи с ограничением по времени, расскажу детально только о рисовании песком. Из под руки ребёнка появляются очень интересные образы, как в стихотворении Семёна Кирсанова «Твои рисунки».

Твои рисунки, неземные

Твои холсты, они как ты.

На них — нигде не росшие цветы.

Их нет нигде, лишь под твоей рукой …

22-48 слайд

Посмотрите, насколько просты базовые образы. Вы видите порядок работы доступный любому ребёнку. В этих рисунках использованы упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности общей и мелкой моторики рук. Работают пальчики и часто обе руки одновременно. На фотографиях работы детей моей группы.

49 слайд

В соответствии с темой работы мною проведена диагностика по методике Вераксы.

На диаграммах вы видите результаты диагностики за апрель и октябрь 2011г по областям «Познание», «Коммуникация», «Здоровье» и «Художественное творчество».

А так же сравнительную диаграмму по которой мы можем увидеть, что количество детей показавших высокий уровень осталось прежним, столбик с показателями среднего уровня увеличился, а количество детей с низким уровнем развития сократилось.

50 слайд

Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положитель-ные результаты:

1) взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние,

дети чувствуют себя более успешными, на занятиях весело, нет скуки и монотонности;

2) дети, идущие в детский сад, легко адаптируются в детском коллективе;

3) укрепляется мелкая моторика руки;

4) развивается творческое воображение, в работах детей используются образы-символы и

элементы декоративного рисования.

А в заключение мы подарим вам музыку счастья и покажем, какие картины мы сможем под неё нарисовать.

51 слайд Видеофрагмент.

52 слайд Все фото и видеоматериалы использованы в работе с согласия родителей детей.

Использованная литература:

1. Васильева, Веракса, Комарова: От рождения до школы.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /

Под ред. Вераксы Н. Е. Издательство: Мозаика-Синтез, 2011 г.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной

игротерапии. – СПб.: Речь, 2010.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и

адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.

4. Довгаль Н. В. Логопедические игры в песочной стране. Журнал "Логопед" № 3, 2004.

5. Диагностика готовности ребёнка к школе: Пособие для педагогов дошкольных

учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

6. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации

в игре. Книга для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1992.

7. Егорова Альбина Александровна. Использование песочной игротерапии с детьми

среднего дошкольного возраста. Статья с Фестиваля педагогических идей

"Открытый урок.

Ссылка: Использование песочной игротерапии с детьми среднего дошкольного

возраста. Детский сад 82.

8. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей

дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб.:

ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. —

М.: Речь, 2003.

10. Занятия с применением песочной терапии Автор: Наталья Валерьевна

| Категория: Методические наработки» Планы, конспекты, карточки

zanyatie-s-ispolzovaniem-pesochnoj-terapii.doc

11. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий

рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей дет. сада. – М.:

Просвещение, 1985.

12. Кузуб Н. В., Осипук (Бенц) Э. И. В гостях у Песочной Феи. Организация песочницы

и игр с песком для детей. ООО "Издательство "Речь", 2000-2011.

13. Песочная терапия для детей. "Эрудит" © 2010. Телефон: +7(812)448-47-77

E-mail:info@eruditclub.ru

14. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом - природа»/ - М.: Карапуз - дидактика, 2005

13. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2008.

14. Сайт "Сделай сам!" «Песочная фантазия. Аппликация. Мозаика»

Опубликовал: bukva 18.05.2009

15. Федотов Г. Энциклопедия ремесел. ЭКСМО: 2003

16. Шевелёва Елена Витальевна. Песочная психотерапия в практике психолога

ПМПС школы. Ссылка: www.all-psy.com

Публикации по теме:

Презентация «Один день из жизни нашей группы» Первый слайд- название презентации, второй слайд- наш сад,третий слайд- наша группа,четвертый слайд- утренняя гимнастика,5 слайд- завтрак,6.

Презентация «Формирование коммуникативных навыков на занятиях по ознакомлению с художественной литературой». Общение сопровождает практически все виды деятельности ребёнка, совершенствует её и обогащает. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем.

Библиотека изображений:
  • Прописи
  • Экология
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Пояснения к презентации «Песочная игротерапия»
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 14:43
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за пауком»
Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за пауком" Цель: вызвать интерес к окружающему миру. Задачи: Образовательные: расширять и...
Проектная деятельность в средней группе «Как нам техника помогает»
Тема: «Как нам техника помогает» Продолжительность проекта: 20. 11. – 24. 11. 2017 г. Возраст детей: 4-5 лет Участники проекта: Воспитанники средней...
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Ирина Баринова Дидактическая игра : "Подбери по цвету". Хочу поделиться с Вами моим опытом работы по изготовлению пособия по сенсорному развитию для детей...
Консультация для родителей «Лечебные игры для детей»
Игры на развитие дыхания. Дыхательная система человека состоит из носовой полости, глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких. Она участвует из таких...
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «День матери»
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «День матери». Цель: формировать представление о празднике, воспитывать чувство любви и заботливое...