Пояснительная записка и учебно-тематический план к программе с учащимися 4–5 классов «Жизненно важные навыки»

Ирина Дрогунова
Пояснительная записка и учебно-тематический план к программе с учащимися 4–5 классов «Жизненно важные навыки»

Пояснительная записка

Актуальность

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

Школа рассматривается как ведущий институт социализации личности. Большинство проблем, трудностей в обучении и развитии вызвано нарушениями характера общения детей со значимыми людьми: одноклассниками, сверстниками и педагогами.

Развивающая психолого-педагогическая программа «Жизненно важные навыки» рассчитана для детей среднего школьного возраста, для которых характерно переживание социального стресса.

Успешность обучения младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. У многих подростков возникает повышенная тревожность, как школьная, так и личностная, а зачастую и появление страхов, препятствующих продуктивному взаимодействию.

Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих и страх самовыражения. Для ребёнка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нём и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей.

Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребёнок не проявляет в должной мере своих возможностей. Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. Потенциал дальнейшего становления личности закладывается именно при переходе в среднюю школу, поскольку ребенок впервые сознательно ставит перед собой задачи, пробует силы, выбирает стили общения. Как оказать реальную помощь и психологическую поддержку «пятиклашкам» в успешной адаптации к среднему звену? Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно развивать у пятиклассников социальные и коммуникативные умения, определяющие успешность адаптации:

-умение устанавливать межличностные отношения;

- навыки общения с одноклассниками;

- навыки совместной (коллективной) деятельности;

- навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

-навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей;

- навыки контроля своих эмоций и поведения

Развивающая психолого – педагогическая программа «Жизненно важные навыки» направлена на развитие у учащихся умений предъявлять себя окружающим, высказывать свою точку зрения, адекватно оценивать свои возможности и осуществлять межличностное взаимодействие.

Цель программы: развитие навыков общения, способствующих установлению межличностных отношений со сверстниками и с педагогами.

Задачи:

1. Развитие готовности вступать и осуществлять межличностное общение;

2. Развитие умения высказывать свою точку зрения и понимать собеседника;

3. Развитие умения контролировать эмоции и поведение.

Структура программы включает: вводную часть – 1 занятие: знакомство, создание доброжелательной обстановки и выработка правил работы в группе; основную часть – 15 занятий, включающих в себя разделы «Я и другие», «Мир эмоций и чувств», «Конфликт или взаимодействие» и заключительную часть - 1 занятие: рефлексия.

Структура занятий включает в себя три основных этапа:

-подготовительный (подготовка к восприятию материала, настрой на занятие, разминка, приветствие);

-основной (изложение нового материала, работа по теме, выполнение развивающих упражнений);

-подведение итогов, рефлексия.

Методы и техники, используемые в программе:

- беседа;

-дискуссия (обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия);

-игра;

- психотехнические упражнения;

- задания на самоанализ и рефлексию;

-разбор наглядных пособий;

- релаксационные техники;

-чтение специально подобранных текстов;

-разыгрывание ситуаций.

Ограничения и противопоказания на участие в программе

Программа не имеет ограничений и противопоказаний на участие.

Сферы ответственности, основные права и обязанности участников программы,

способы обеспечения прав участников программы

В работе используются традиционные принципы ведения тренинговой группы, обозначающие основные права и обязанности участников программы, а также обеспечивающие гарантию прав участников.

Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом. Такой подход помогает создать условия психологической безопасности для детей и способствует развитию открытости и способности к самостоятельному принятию решений.

Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему тренинга, а также принимать ее.

Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности. Реализация этого принципа в работе имеет своей целью создать дополнительную мотивационную основу участия в тренинге, так как осознание своих способностей и личностных особенностей, эмоционально привлекательно для ребенка.

Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях. В программе занятий включены упражнения, предназначенные для установления взаимосвязей в группе, в ходе их выполнения каждый ребенок получает возможность высказаться. В такой ситуации членам группы, обладающим авторитарным складом характера, приходится вырабатывать самоконтроль, чтобы позволить другим детям выступить, а застенчивые дети получают возможность попробовать себя в новой поведенческой роли, в результате чего возрастает их вовлеченность в групповую работу.

Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать детей. В процессе выполнения некоторых упражнений ведущий должен организовать работу так, чтобы дети не могли бы получить негативную оценку со стороны одноклассников или оказаться в изоляции (если никто не захочет выбрать их в пару или микрогруппу). Поэтому необходимо, чтобы ведущий с помощью различных игровых приемов предотвращал подобные ситуации.

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы

- специалисты, реализующие программу – социальный педагог, педагог - психолог.

- для оценки эффективности достижения предполагаемого результата используются тест школьной тревожности Филипса.

- помещение, в котором проводятся занятия, должно быть достаточно просторным, чтобы участники имели возможность свободно передвигаться, располагаться по кругу, размещаться микрогруппами по 3-5 человек.

-для продуктивной работы необходимо тщательно оснастить занятия: переносная доска (либо обычная классная доска, магнитофон, аудиозаписи, инструменты для рисования. Для занятий каждый ребёнок должен иметь тетрадь, карандаши.

Сроки и этапы реализации программы: занятия проводятся в первом полугодии, количество занятий – 17 (1 занятие = 40 минут, занятия проходят 1 раз в неделю.

Система организации контроля за реализацией программы

Промежуточными формами контроля являются: наблюдение за поведением участников тренинга; результаты практической работы на занятии (творческие работы участников программы «Раскрась свои чувства», «Психологический портрет», «Мои качества», самоанализ «Что я знаю о себе», а так же высказывания участников в ходе дискуссии.

Итоговыми формами контроля являются: результаты от диагностики анкета школьной тревожности Филлипса, направленная на исследование межличностных отношений, рефлексивный отчёт.

Ожидаемые результаты реализации программы:

1. Развитие готовности вступать и осуществлять межличностное общение;

2. Развитие умения высказывать свою точку зрения и понимать собеседника;

3. Овладевают навыками контроля своих эмоций и поведения.

Критерии: снижение страха самовыражения (предъявление себя другим, страха не соответствовать ожиданиям окружающих (зависимость от мнения других в оценке своих результатов) и переживание социального стресса (социальные контакты).

Критерием эффективности данной программы явились положительные результаты диагностики (анкета школьной тревожности Филипса)

Учебно - тематический план

Цель: развитие навыков общения, способствующих установлению межличностных отношений со сверстниками и с педагогами

Категория обучающихся: учащиеся 4-5 класса (10-12 лет)

Срок обучения: 17 занятий, 1 занятие по 40 мин

Режим занятий: по 1 занятию в неделю

№ Наименование темы

1 Вводная часть

1.1. Знакомство

2 Основная часть

2.1 Я и другие

2.1.1 Что я знаю о себе?

2.1.2. Психологический портрет

2.1.3. Телепатия

2.1.4. Я

2.1.5. Я и другие

2.1.6. Выбор

2.2 Мир эмоций и чувств

2.2.1. Разнообразие эмоций

2.2.2. Сила эмоций

2.2.3. Сила эмоций

2.2.4 Береги чувства

2.2.5. Эмоции

2.2.6. Настроение – наши мысли

2.3. Конфликт или взаимодействие

2.3.1. Правила общения.

2.3.2. Конфликт или взаимодействие

2.3.3. Критика и поддержка

3. Заключительная часть

3.1. Творчество.

На занятиях учащиеся делают коллажи в группах по выбранным темам. Вот, что получается.

Пояснительная записка и учебно-тематический план к программе с учащимися 4–5 классов «Жизненно важные навыки»
Публикации по теме:

Преемственность в формировании универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л.

Презентация педсовета «Обновление системы дошкольного образования» I Настрой на работу: Упражнение «Ассоциация» II 1 Вопрос: - Почему возникла необходимость пересмотра организации педпроцесса, т. е. модернизации.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Цветы
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Пояснительная записка и учебно-тематический план к программе с учащимися 4–5 классов «Жизненно важные навыки»
Опубликовано: 4 марта 2014 в 12:40
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Моя Родина — Россия»
В целях патриотического воспитания мною был изготовлен лэпбук "Моя Родина - Россия". Данное пособие подходит для занятий с детьми. Создание данного лэпбука...
Фотоотчет по лепке «Музыкальное занятие в детском саду»
Предлагаю вашему вниманию фотоотчет по продуктивной деятельности в разновозрастной подготовительной группе по теме «Музыкальное занятие» по мотивам занятия...
Открытое логопедическое занятие по развитию связной речи «Деревья. Части дерева....
Открытое логопедическое занятие по развитию связной речи «Деревья. Части дерева. Листья» для детей с ОВЗ старшая группа. Цель: развитие связной речи....
Фотоотчет «День матери»
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о том, как мы готовились к празднику и как его провели. В уголке для родителей мы разместили...
Фотоотчет «Как мы готовились к Дню матери»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Все вы знаете, что в последнее воскресенье ноября в нашей стране отмечается праздник – День Матери. Цель...