Лучший педагог года

Пояснительная записка к методическому семинару «Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»

Гульнур Калимуллина
Пояснительная записка к методическому семинару «Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»

Пояснительная записка.

Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего,

Мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского разума.

В. А. Сухомлинский

Воспитание экологической культуры — долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания ко всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира — вот составляющее экологической культур, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка. Дети старшего возраста любознательны и активны, готовы к сотрудничеству со мной, хорошо воспринимают мою речь, если она, конечно, опирается на их опыт и знакомые образы. Этот возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования осознанного отношения к растениям, животным, предметам, к себе, как части природы. Поэтому, процесс развития экологической культуры должен включать разные виды совместной деятельности воспитателя с детьми, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Я сама должна быть носителем экологической культуры, должна обнаруживать ее в повседневных проявлениях, в способах общения с природой, приучать детей наблюдать окружающий мир природы и вещей, учить видеть и понимать элементарные связи и зависимости, воспитывать способность испытывать радость созидания и осознанного взаимодействия с живыми существами.

Публикация «Пояснительная записка к методическому семинару „Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в свете ФГОС“» размещена в разделах

Для достижения поставленных целей я использую в своей работе программы Николаевой С. Н. «Юный эколог», Рыжовой Н. А. «Наш дом-природа».

Воспитывая экологическую культуру у детей старшей группы № 4, я применяю наблюдения за растениями на участке детского сада, уход за ними, а так же ООД, экологические досуги, развлечения и игры. Организовываю игровые обучающие ситуации, разыгрываю литературные сюжеты с помощью кукол и других игрушек. Для развития экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Уточняю форму, цвет, размер, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы. Учу сравнивать, подбирать эпитеты, синонимы. В работе с детьми старшей группы я предусматриваю разнообразную деятельность с литературными произведениями (чтение вслух, инсценировки, заучивание стихотворений, иллюстрирование). Важная роль принадлежит рассказам, составленным самими детьми. Начиная прививать детям экологическое воспитание, я начала с доброжелательной беседы о прошедшем лете, о наблюдениях в природе. Начала наблюдение за цветущими травянистыми растениями участка, клумбы, огорода. Уточняла, что кроме деревьев и кустарников на участке растут красивые цветы. Уточняла названия цветов, отмечала внешний вид (строение, высота стебля, окраска, форма лепестков). После наблюдения предлагала игры «Живая природа», «Что за дерево такое?», «Живая клумба цветов» и т. д. В повседневной жизни уточняла представления детей об овощах и фруктах. Рассматривали овощи при уборке урожая на огороде. Определяли, где ботва, а где корнеплод, где «вершки», а где «корешки». За обедом обсуждали, из каких овощей и фруктов приготовлены суп, салат, компот, какие они по вкусу, цвету, форме, твердости. Проводила работу по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе. Ежедневно вместе с детьми наблюдали за состоянием погоды и отмечали в календаре погоды ее особенности. Привлекала детей к систематической деятельности по уходу за растениями уголка природы. У детей появилось желание заботиться о растениях, выработались навыки по уходу за ними. Осенью на прогулке собирали вместе с детьми опавшие листья и засушивали вместе с детьми панно. Дети оказывали посильную помощь. В свободное время проводил дидактические игры: «Вершки и корешки», «Что растет в лесу?», «Чудесное лукошко», «С какого дерева лист?» и т. д. На ООД я дала первоначальные знания о лесе, о деревьях, кустарниках. Знакомила с произведениями искусства - картинами и репродукциями на тему леса. Проводила экскурсии и прогулки в парк. Ребята не только внимательно слушали, но и задавали много вопросов, вспоминали загадки о лесе, читали стихи Пушкина, Высотской, Токмаковой. Дети научились определять знакомые деревья по характерным признакам { по белому стволу, по оставшимся ягодам, по иголкам, по опавшим листьям). Перед Новым годом уточнили представление о том, какое строение у ели. Загадали загадку о ней, прочли стихотворения. Сравнили ель живую и искусственную, показали главные различия, сделали вывод, что лучше использовать ель искусственную, а живая пусть растет в лесу. На ООД уточняла представление о домашних птицах: как выглядят, передвигаются, «разговаривают», питаются, какую пользу приносят, чем отличаются взрослые птицы от их детенышей — птенцов. Ежедневно подкармливали птиц, учили замечать характерные особенности птиц (величина, окраска, цвет оперенья на разных участках тела). Выучили стихотворение В. Звягиной «Воробышки». Учила различать звуки, которые издают разные птицы, определяли птиц по следам, разгадывали следы на снегу. Наблюдали за животными, беседовали о муравьях, идя по тропинке, старались быть внимательными, чтоб не наступить на насекомых. Ребята знают, что насекомые приносят пользу, а муравьи — санитары леса.

Анализируя проводимую свою работу, вскрывая причину некоторых неудач, я поняла: многое зависит от того, как относятся к природе взрослые, какой пример подают ребенку. В связи с этим я тщательно продумала работу с родителями. Формы ее - разнообразные: трудовой десант, экологические акции, круглые столы, экологические конкурсы, развлечения, выставки, информационные стенды, родительские собрания. Я познакомила родителей с передовым опытом семейного воспитания на собраниях, с помощью стендов, папок-передвижек. Проявляя заботу о птицах, вместе с родителями сделали кормушки для птиц, скворечники. Конечно, мое начинание еще далеко от завершения. Но я вижу, что результаты уже есть. Дети более осознанно стали относиться к окружающей среде. Наряду с традиционными формами работы я решила ввести новое: использование в работе мнемотаблиц, презентаций. Большой интерес вызвал у детей рассказ о Красной книге и рассматривание альбома животных и растений, подлежащих охране.

Работу с педагогами я провожу в форме тематических встреч «Мусор Земле не к лицу», практических семинаров «Ландшафт территории детского сада», тренингов «Природа и мы».

Для человека земля, на которой он живет, самое дорогое в его жизни. Мать-земля является источником всего живого, дает силу и могущество. В России есть район со сказочно богатыми и плодородными почвами — это наш Учалинский район.

Экологическое образование в условиях современного экологического кризиса, для того, чтобы быть эффективным, должно решать главную задачу – формирование экологически ориентированное сознание, по существу – новое видение мира.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Самопрезентация на конкурс «Воспитатель года-2016» Пояснительная записка к презентации (Чирко Е. В., МБДОУ «Детский сад «Солнышко» 2015г.) (СЛАЙД 1) Тема: «Использование проектной деятельности.

Интегрированный подход к экологическому воспитанию детей раннего возраста Подготовил: воспитатель группы раннего возраста И. А. Акимова Интегрированный подход к экологическому воспитанию детей раннего возрастаВ.

Программа по эмоционально-творческому развитию дошкольников «Вдохновение». Пояснительная записка Программа «Вдохновение» Процесс творчества взрослого и ребенка целиком зависит от вдохновения. Программа «Вдохновение» направлена на решение.

Пояснительная записка к годовому календарному учебному графику Пояснительная записка к годовому календарному учебному графику МБДОУ детского сада № 36 на 2015-2016 учебный год Годовой календарный учебный.

Пояснительная записка к индивидуальной программе для детей с ОВЗ Пояснительная записка Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации.

Пояснительная записка к кружковой работе «Говорящий язычок» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего.

Пояснительная записка к проекту «Сундучок сказок и потешек» «Лиши человека воды, и он умрет, а лиши книги – он перестанет быть человеком». Народная мудрость Семья и ДОУ- два важных института социализации.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике (6 класс) Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников с экологическими объектами». Пояснительная записка Рабочая программа Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников с экологическими объектами Пояснительная записка Экологическое.

Пояснительная записка к рабочей программе (старшая группа) Пояснительная записка Рабочая программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. Рабочая Программы разработана в соответствии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пояснительная записка к методическому семинару «Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»
Опубликовано: 4 февраля 2016 в 14:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД