МААМ-картинки

Поликультурная образовательная среда как основа формирования межэтнических отношений учащихся

Анастасия Ткаченко
Поликультурная образовательная среда как основа формирования межэтнических отношений учащихся

Одни из главных механизмов преодоления негативных процессов в жизни общества является формирования культуры межэтнических отношений в обществе в системе образования. Ведь именно в период обучения в школе формируются основы мировоззрения и миропонимания личности и происходит поликультурное развитие ребенка. Таким образом, целью школы является не только обеспечение общего образования, но и приобщение учащихся к родному языку, этнокультуре, истории, воспитание культурных межнациональных отношений у учащихся,

Публикация «Поликультурная образовательная среда как основа формирования межэтнических отношений учащихся» размещена в разделах

Межэтнические отношения – это хрупкий и деликатный материал. Соседство различных культур, традиций не только интересно, но и очень ответственно. Здесь важны согласованность и такт, высокий профессионализм, бережное и терпеливое отношение к людям различных национальностей, к их истории, культуре, обычаям. духовных ценностей.

Как отмечают многие ученые, что культура межэтнического общения закладывается не на генетическом уровне, а она социальном и должна быть воспитана. Если воспитывать с детства, учитывать сензитивные периоды, доброту, честность, умственные способности, трудолюбие, то нужно рассматривать культуру межэтнического общения как составляющую нравственности и формировать ее как базис личностной культуры. Исследования социологов показывают, что национальный фактор становится чувствительным для детей, начиная с младшего школьного возраста. У ребенка начинают появляться вопросы на счет его внешности, речи и поведения. В данный период начинают развиваться основы национального самосознания

Важнейшим условием нормальной жизни людей является общение, в процессе которого учащиеся усваивают систему ценностных ориентаций, нравственные установки. Рассматривая культуру межэтнического общения как составляющую культуры поведения людей. Благодаря этому воспитание у школьников культуры межэтнического общения - это процесс развития у детей положительного отношения к личности человека, интереса к культурному многообразию, формирования в нем национального самосознания, стремления понять и принять другую культуру, воспитание на этой основе благожелательных отношений к людям различных наций.

В современной педагогике говорится, что в настоящее время уделяется большое внимание формированию культуры межэтнических отношений у учащихся, таким образом, необходима межэтническая толерантность- это принятие внутренней установки личности относительно ценностей, готовность к межэтническим контактам, культурных особенностей других народов. Межэтническая толерантность считается доминантой культуры межэтнических отношений. Формировать ее как направленность личности необходимо в образовательном процессе, создавая все необходимы условия для конструктивного взаимодействия с другими представителями различных наций.

Наблюдение за развитием у детей начальной школы межэтнических отношений, проводится в процессе разных видов деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, бытовой. Ведутся записи наблюдений за учащимися, записываются конкретные факты детских проявлений, после составляется план работы по развитию межэтнических отношений у учащихся.

Целенаправленные наблюдения за школьниками дают эффективные результаты, позволяющие показать общую картину: прививаются ли общекультурные и традиции народов в повседневной деятельности учащихся, интересуются ли школьники историей происхождения различных традиций, знают ли учащиеся такие понятия как межэтническая толерантность и поликультурность.

Именно поэтому очень важно, чтобы школа не только давала ребенку знания для успешной будущий жизни и карьерного роста, но также воспитывала школьников как личность, прививала любовь и уважение к семье, и учила любить своё Отечество и заботиться о его благополучии.

Главная цель поликультурного образования заключается в развитии у учащихся уважении к уникальности культуры разных народов, чувствительности к этническим различиям, терпимости к разным поведениям, готовности реагировать на изменения, а также гибкости в принятии альтернативных решений и отсутствие завышенных ожиданий от общения с людими разных национальностей.

Содержание поликультурного образования должно отражаться на идеи гуманизма, демонстрировать то общее, которое позволит людям жить в мире, понимать взаимозависимости народов в современных условиях. Кроме этого, поликультурное образование о выступает в виде условия развития межэтнической толерантности личности, как условие сохранения разнообразия культур, религий, этносов, непохожесть, исторического права на отличие, знаковость этносов и народов.

Поликультурное образование - это процесс подготовки индивида к социальной, экономической реальности и политической, в котором используются культурные и языковые ресурсы, и формируется интерактивное межкультурное взаимопонимание.

Хочется также отметить, что развитие национального самосознания в оптимальном сочетании с общечеловеческими ценностями нравственной культуры межэтнических отношений -это один из важнейших и сложных вопросов в практике и теории воспитательной работы. Решение этой задачи является включенностью в процесс образования педагогов обладающих поликультурной грамотностью, предполагающей понимание свойств среды, в которой мы живем, ее влиянием на окружающих и способность осуществлять гибкий подход по отношению к национальным и культурным нормам на основе самопознания.

Межэтнические отношения должны понимается учениками не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам, но и как принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его культуры очень разные. При этом каждая культура уникальна и неповторима. Школьники должны понимать, что только признание межэтнического и религиозного многообразия, понимать и уважать особенности культуры, присущих представителям других наций и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию межэтнической атмосферы жизни нашей страны.

Важную роль овладениями педагогическими навыками, знаниями играет учитель. Если между родителями и классным руководителем существует взаимопонимание, учитель может попросить родителей рассказать о результатах своих наблюдений за своими детьми, обеспечивая этим единство требований школы, классного коллектива и семьи. Поэтому именно такое взаимопонимание должно устанавливаться в работе учителя с родителями при развитии межэтнических отношений у школьников.

Ведь именно семья играет главную роль в развитии межэтнических отношений личности и личный пример родителей является важнейшим методом развития межэтнических отношений, то совместная работа учителя и родителей помогает добиться наилучших результатов в формировании нравственных качеств учащихся, в формировании межэтнических отношений личности, в увеличении знаний школьников о культуре своего народа и культуре других наций, а также, повышения уровня воспитанности учащихся, через включение школьника в какую-нибудь деятельность, направленного характера.

В формировании культуры межэтнических отношений является на сегодня одной из важных и главных задач в воспитании полноценной личности ребенка. В современных социальных, политических и культурных условиях люди очень мало стали интересоваться культурой и жизнедеятельностью людей других наций. Взаимоотношения разных национальностей и также стран мира, уже сложившиеся в человеческом сообществе эти социальные ситуации, оказывают важное воздействие на принятие общечеловеческих ценностей людьми и развитии культурных норм поведения. В условиях современного мира этот аспект не находит довольно достаточного развития и остается нереализованным. Главной составляющей частью культуры межэтнических отношений является соблюдение всех нравственных требований: уважения, такта, доброжелательного отношения к представителям разных культур. Бестактность, грубость, равнодушие, пренебрежение теми или иными традициями разных наций и нравами приносят вред и тем, к кому они направлены, и, не в меньшей степени, тем, кто их проявил. Ведь именно видеть в другом человеке человека, в другом народе народ, в другом государстве государство со всеми положительными и отрицательными сторонами, любить и уважать других, тем самым, увеличивая любовью уважение к себе — вот основы гуманистической культуры межэтнических отношений.

Таким образом, главную роль в изменении будущего общества отводится классному руководителю. На учителя возлагаются огромные надежды в формировании личности учащихся. Он должен как можно быстрее выработать у школьников умение объединяться, учитывая все разнообразие мира, в котором мы живем. также нужно научиться работать и общаться с теми, кто совсем другой и не похож на отдельную личность, что необходимо для того, чтобы научиться жить в многоликом мире. Усвоение знаний межэтнической культуры разных народов, являться результативным средством формирования межэтнических отношений у учащихся. Способность, принимать людей другой нации и взаимодействовать с ними это и есть еще одно из качеств, определяющих выживание человека в современном мире.

Список литературы

Артюхова, И. С. Формирование толерантности в ходе проведения внеклассной работы/ И. С. Артюхова // Начальная школа. - 2008. - №9. - С. 41-44.

Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. Сборник авторских и адаптированных программ Под ред. В. С. Кукушина. - Ростов - н/ Д: ГинГо, 2004. - 271с.

Кожурова, А. А. Формирование ценностного отношения у младших школьников к этническим традициям в поликультурной среде / А. А. Кожурова // Общедидактические и лингвометодические проблемы в образовательных учреждениях Якутии / Материалы науч. -практ. конф., 8 апреля 2006г. – Якутск, 2006. – С. 42-44.

Поликультурное образовательное пространство России : история, теория, основы проектирования : Монография / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк. — М. — Ростов н/Д, 2004. — 576 с.

Селюкова, Е. А., Фокина, М. Н. Межэтнические отношения учащихся школы

Тилова, Х. Х. Формирование толерантности у младших школьников в полиэтническом регионе/ Х. Х. Тилова. - М., 2007.

Формирование толерантной личности в полиэтничеcкой образовательной среде. Учебное пособие / Под ред. В. Н. Гурова, Москва 2004.

Публикации по теме:

Игры для формирования дружеских отношений Цели: Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии, толерантности; Развитие дружеских отношений; Формирование бережного и позитивного.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по реабилитации несовершеннолетних «Мир социальных отношений» Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по реабилитации несовершеннолетних. «Мир социальных отношений» Составитель :.

Духовно-нравственное воспитание в семье через чтение, как основа формирования личности Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности.

Конспект занятия по личностному развитию «Режим дня — основа жизни» (4 группа учащихся с ОВЗ)Конспект занятия по личностному развитию «Режим дня — основа жизни» (4 группа учащихся с ОВЗ) Тема: Режим дня - основа жизни. Цель: Формирование и закрепление у учащихся режимных моментов в образовательной организации. Задачи: Ознакомить.

Образовательная среда ДОУ как фактор формирования компетенций здоровьесберегающего поведения дошкольников Авторы: Позднякова Я. Ю. заведующий,ГБДОУ 103 Фрунзенского района СПб Хороших В. В. руководитель ОЭР, ГБДОУ 103 Фрунзенского района СПб Буторина.

Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина.Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования,.

Педагогический опыт «Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников» Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников. Актуальность и перспективность опыта. В настоящее.

Развитие творческого потенциала учащихся посредством формирования навыков плетения кос. Развитие творческого потенциала учащихся посредством формирования навыков плетения кос Введение История парикмахерского искусства насчитывает.

Выступление на педсовете «Системный подход к здоровью — основа формирования всесторонне развитой личности» «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Электронная презентация как средство формирования информационной компетенции учащихся на занятиях по экономике В современном мире мало кто не знает, что такое электронная презентация. В общепринятом понимании «электронная презентация-это демонстрационные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поликультурная образовательная среда как основа формирования межэтнических отношений учащихся
Опубликовано: 11 ноября 2016 в 22:22
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД