Лучший педагог года

Поликультурное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства

Зеленина Регина
Поликультурное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства

Поликультурное пространство - это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует процессу естественного социокультурного взаимодействия его участников [5,107].

Поликультурное пространство в общеобразовательной школе наиболее эффективно формировать на уроках, относящихся к области «Искусство», в частности, с помощью урока по изобразительному искусству.

Публикация «Поликультурное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства» размещена в разделах

В Концепции художественного образования детей в Российской Федерации говорится о том, что художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства [4, 84]. Передача молодому поколению многовекового творческого опыта разных народов, художественно-эстетических и духовных традиций, трансляция национальных культур должны способствовать развитию национальной художественной культуры учащихся, их поликультурному воспитанию и образованию.

О необходимости новых подходов к воспитанию и развитию личности в условиях поликультуры говорится в публикациях Н. И. Бугаева, С. Н. Гаврова, Н. Б. Крыловой, В. М. Полонского, И. М. Реморенко, И. Д. Фрумина, А. М. Цирульникова, В. С. Библера, Е. В. Бондаревской, И. С. Кона, В. А. Конева, А. В. Мудрика, В. А. Сластенина, которые рассматривают образовательный процесс с позиций соотношения социума и культуры. С их точки зрения, этот процесс ориентирован не только на усвоение знаний, умений и компетентностей, но и на успешную социализацию, на формирование мировоззрения учащихся.

Существуют различные подходы в определении поликультурного воспитания. Поликультурное воспитание это :

-способ противостоять расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости, этноцентризму, ненависти, основанной на культурных различиях (Г. Д. Дмитриев);

-подготовка к жизни в полиэтническом социуме : овладение культурой своего народа, создание представлений о многообразии культур и воспитание этнотолерантности (Г. В. Палаткина);

-формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения иных культур, умения существовать в мире и согласии с людьми разных национальностей (В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунов).

На педагогической практике, на уроках ИЗО нами поликультурное воспитание осуществлялось через проектную деятельность, например через проведение проектов «Мы за мир!», «Сохраним наш мир все вместе!», благодаря которым обучающиеся учились создавать проекты в ситуации межнационального общения и сотрудничества с представителями разных этнических групп. Нами было организовано посещение Национального музея Республики Башкортостан. В музее обучающиеся познакомились с экспозицией «Народы Республики Башкортостан» и узнали о культуре, традициях и обычаях разных народов, населяющих нашу республику. После посещения музея нами было проведена с обучающимися игра в этно-лото «Одежда народов Республики Башкортостан», направленная на развитие у игроков таких качеств, толерантоность, эмоционально-ценностное отношение к особенностям различных культур.

Таким образом, для того, чтобы эффективно происходило поликультурное воспитание на уроках изобразительного искусства, освоение культуры разных народностей как системы ценностей мы особое внимание в образовательном процессе уделили знакомству детей с традициями национальной культуры разных народов (народным календарем, обычаями, обрядами). Фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки помогают воспитывать у обучающихся такие важные качества, как толерантность, эмпатия, бесконфликтность, гражданственность, гуманность, а также положительную мотивацию к позитивному сотрудничеству с представителями различных культур.

Публикации по теме:

Формирование речевой деятельности младших школьников на уроках мансийского языка «Формирование речевой деятельности младших школьников на уроках мансийского языка» Учитель начальных классов Гриценко Евгения Андреевна.

Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников через работу с разными источниками информации на уроках Тема : «Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников через работу с разными источниками информации на уроках в начальной.

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе «Музей искусства» Технологическая карта урока изобразительного искусства Антинг Валентины Германовны. Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения:.

Консультация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства» Консультация на тему: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства" Патриотическое воспитание.

Консультация «Патриотическое воспитание младших школьников» Консультация на тему: «Патриотическое воспитание младших школьников» Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных.

Коррекция психических процессов у младших школьников с нарушением интеллекта с помощью игр на уроках математики Коррекция психических процессов у младших школьников с нарушением интеллекта с помощью игр на уроках математики. [/b] Автор статьи: учитель.

Обеспечение мотивации учащихся на уроках изобразительного искусства Мотивация– важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее.

Проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства» В целях реализации проекта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства» я провела занятие.

Развитие творческой фантазии на уроках изобразительного искусства в рамках ФГОС «Дети должны жить в мире красоты, Игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В. А. СухомлинскийРазвитие творческой фантазии на.

Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики. Развитие у детей логического мышления - это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поликультурное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства
Опубликовано: 30 января 2019 в 23:55
+130Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД