Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в условиях семьи

Ольга Ерохина
Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в условиях семьи

Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в условиях семьи.

Ерохина О. В.

АНО ДО «Планета детства «Лада»

ДС № 204 «Колокольчик»

Первые педагоги – родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Именно в первые 5-6 лет жизни формируются базисные слои психики и личности, существенно влияющие на динамику последующего развития. Ни один другой возраст не знает таких головокружительных темпов развития.

Иногда для иллюстрации этих темпов используют образное сравнение, утверждая, например, что примерно половину пути интеллектуального развития человек проделывает к 4 годам. Не менее поразительны темпы развития и других сторон личности: ребёнок проходит путь от способности к общению до потребности в общении и инициативного общения, выделяет себя из среды и осознаёт своё физическое и психическое «Я», проходит период «кризиса 3-летних» и 6-7 годам начинает осмысливать собственные переживания и ориентироваться в них. Изменяясь под влиянием среды, ребёнок меняет своё отношение к ней: стремление к удовлетворению органических потребностей всё более перерастает в диктуемую содержательными и эмоциональными мотивами деятельность. Это возраст, в котором адаптация преобладает над индивидуальностью, но и предполагает её как необходимое условие. Даже в младенчестве, когда среда создаёт условия для развёртывания врождённых программ, дети неодинаковы: уже в это время могут быть выявлены некоторые различия в реагировании и поведении мальчиков и девочек. Ребёнок развивается не просто как индивид, а как индивид определённого пола, поэтому неотъемлемая часть общего развития дошкольников – процесс гендерной социализации, включающий формирование психических половых различий и полоролевой дифференциации.

Гендерная социализация ребёнка непосредственно связана с окружающими его взрослыми. Исходя из своих представлений о качествах, характерных и желательных для мужчин и женщин, родители стисулируют детей к проявлению полоролевых черт.

До недавнего времени мало внимания обращалось на то, что не только влияние взрослых, но и общение со сверстниками своего и противоположного пола играет важную роль в половой социализации. Оценка сверстниками физических особенностей и поведения, а также реакция на них оказывают чрезвычайно сильное, а подчас и решающее влияние на оценку ребёнком себя как представителя пола. Группа сверстников, в целом более осведомлённая, чем каждый отдельный ребёнок, помогает своим членам постичь множество необходимых, но замалчиваемых взрослыми сведений, связанных с полом. Поэтому изоляция ребёнка от сверстников может значительно затормозить психосексуальное развитие.

Дошкольники задают вопросы о происхождении детей, физических половых различиях, об органах и функциях ребёнка другого пола. В этом сказывается их собственная половая идентификация, их стремление разобраться и утвердиться в своей половой принадлежности.

Пятилетние дети имеют неполные и неточные представления о репрудакционном процессе. Почти все они знают, что ребёнок появляется из материнского живота, но роль отца для них смутна и неопределённа.

В младенчестве родители или постоянно заменяющие их лица составляют основную среду обитания ребёнка, от которой зависит развитие его психики и даже жизнь: существуют наблюдения, что дети, лишённые эмоционального контакта со взрослыми, могут при отсутствии соматических заболеваний в возрасте 4-5 лет погибнуть при явлениях маразма.

Наибольший интерес вызывает не столько раздельное понимание миссии отцовства и материнства, сколько роль семьи, в которой эти миссии обретают конкретное выражение.

Отношение к половому воспитанию и просвещению дошкольников очень неоднозначно. В большинстве отечественных публикаций основное внимание сосредоточено на необходимости привития гигиенических навыков.

Разумеется, говоря о половом воспитании, невозможно не обратить внимание на режимно-гигиеническую сторону вопроса. Значение его усиливается тем, что, воспитывая детей в гораздо более благоприятных условиях, чем росли они сами, родители не всегда могут соблюсти необходимую меру в уходе за ребёнком.

Навыки опрятности должны быть дифференцированы по полу. На 2-3-м году ребёнок изучает своё тело при любом обнажении, например, при купании. Дружелюбное, спокойное, без тревоги и гнева отвлечение, необходимые разъяснения при вопросах ребёнка предупреждают избыточную фиксацию на этом.

Несмотря на полезность режимно-гигиенических советов, они никоим образом не исчерпывают полового воспитания. Принципиальное значение имеет естественное и спокойное отношение взрослых к телу и телесным отправлениям, Оно вне зависимости от декларируемых и осознаваемых родителями намерений определяет нюансы их поведения, как воспитывающие ребёнка влияния.

Возраст появления «острых» вопросов, их форма и сопутствующие им обстоятельства могут варьироваться. Отношение же взрослых к ним, как правило, настороженное и негативное. Необходимые сведения о поле ребёнка должен получать по мере проявления к ним интереса. Родители не должны подавлять детскую любознательность, на какие стороны жизни она ни обращалась бы. В семье должна быть атмосфера не только готовности ответить на любые вопросы ребёнка, но и заметить их, помочь в формировании. Отрицательные реакции взрослых отталкивают ребёнка, лишают его возможности обратиться с этими вопросами к родителям в будущем и прямо толкают его в объятия «уличных просветителей», способствуя тем самым как раз тому, чего так опасаются противники бесед с детьми о поле, а именно – восприятию циничных и пошлых установок. Ответы должны быть информацией не только о фактах и процессах, но и об их значении в человеческой жизни.

Нередко приходится слышать от взрослых, что он (ребёнок) ещё маленький. Действительно, ребёнок часто не понимает, но всегда стремится и пытается понять. Воспринимая даже не очень для него ясное – те или иные образы ситуаций и поведения, ребёнок накапливает необходимый опыт. Держать ребёнка «под колпаком» нельзя, да и не нужно.

Половое воспитание дошкольников разворачивается в возрасте максимальной восприимчивости детей, формируя у них отношения к миру и полу вообще, в том числе и своему полу, в период становления половой идентичности и поло-ролевого поведения. Таким образом, оно прямо связано с формированием личности, подготавливает ребёнка к разрешению и преодолению предстоящих противоречий и трудностей развития, в конечно итоге гармонизируя взаимоотношения общечеловеческого и полового в структуре развивающейся личности.

Список использованной литературы

1. А. М. Щетинина, О. И. Иванова. Полоролевое развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. М, 2010.

2. Н. А. Баранникова. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методическое пособие. М., 2012.

3. Н. Е. Татаринцева. Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012.

4. Т. В. Иванова. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей. ИТД «Корифей», 2008.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования Статья 18 "Закона об образовании" гласит: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного.

Приложение №1 к проекту «Анкета для родителей» Приложение № 1 Анкета для родителей. Забота о здоровье ребёнка и взрослого стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в условиях семьи
Опубликовано: 25 февраля 2014 в 16:49
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....