Папки-передвижки

Польза психогимнастики для детей младшего дошкольного возраста

Люба Клекнер
Польза психогимнастики для детей младшего дошкольного возраста

Польза психогимнастики для детей младшего дошкольного возраста.

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко - психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для психологов и родителей, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности детей.

Публикация «Польза психогимнастики для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Термин «Психогимнастика» появился в начале 1960-ых годов.

Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Родителям тоже небесполезно знать ее основы, чтобы использовать в режиме дня в качестве психофизической разрядки и одновременно - развивающего средства.

Психогимнастика направлена на устранение утомляемости, истощаемости, непоседливости у детей, обладающими вспыльчивым или замкнутым характером. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений с детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики

Структура в психогимнастике должна включать в себя несколько этапов, способствующих созданию условий для эмоционально-чувственного развития ребенка раннего возраста.

Начальный этап — беседа с детьми, художественное слово, загадка, яркая, красочная игрушка, сюрпризный момент и другое. Цель: мотивация детей на тематику занятия или другую форму работы.

Этап проживания действий — отработка основных движений, гимнастических упражнений и другое. Цель: достижение результата обучающих, воспитательных и развивающих задач.

Этап организации эмоционального общения. Цель: тренировка общих способностей словесного и несловесного воздействия детей друг на друга. В содержание общения ребенка со взрослым или сверстником включаются такие упражнения, как обмен ролями партнеров по общению, оценка своих эмоций и эмоций партнера. Ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей, учится сопереживать.

Этап организации контролируемого поведения. Цель: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции. Методические задачи: показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов; развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в разных ситуациях.

Варьирование упражнений, связанных с поведением детей : проигрывание ситуаций с типовыми инцидентами; реагирование на внутренние негативные переживания детей, происходившие ранее в детском саду или дома; загадки на решение конфликтных ситуаций; самостоятельные игры-фантазии с проекцией новых эмоциональных проблем актуальных предложений; домашние задания на активизацию положительных эмоциональных проявлений, закрепление новых форм эмоционального реагирования.

Заключительный этап. Цель: закрепление содержания предлагаемого материала, а также положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

В конце занятия по психогимнастике можно использовать пение и подпевание совместно с родителями песен, чтение потешек, стихов, хлопки в ладоши, одобрения в виде обнимания друг друга.

Подрастающему человеку психогимнастика не менее полезна, чем обычная и привычная физкультура. Она помогает активизировать взаимодействие правого и левого полушарий мозга, развивать между ним связи, формировать синхронность в работе.

Что это дает?

Развитие познавательных способностей и формирование устойчивой эмоционально-личностной сферы, а через это - сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей, в том числе, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, освоение приемов эмоциональной саморегуляции, создание возможностей для самовыражения.

Каким образом?

В психогимнастике используются выразительные движения - т. е. передающие эмоциональную реакцию на что-то происходящее.

Жесты тоже важны, поскольку, кроме обогащения эмоциальной сферы, моторика рук способствует развитию мышления. Нейропсихологи даже заметили : начинают говорить те дети, которым удаются изолированные движения пальцев, в игровой форме этому научить легко.

Что делать? Играть, конечно.

Дети охотно проигрывают ситуации, в которых эмоции (страх, удивление, радость, гнев и т. п.) представляются от имени сказочных персонажей, животных.

Детская игра: тренируем эмоции.

Цель игры: тренировка детских эмоций, обучение саморегуляции, снятие напряжения.

Ход игры:

1. Просим ребенка нахмуриться, как:

Осенняя тучка; Злой мужчина; Сердитый дядя.

2. Просим улыбнуться, как:

Буратино; Кот на солнышке; Хитрая лиса; Солнышко.

3. Просим показать, как злится (злятся) :

Два барана на мостике; Ребенок, у которого забрали конфету; Человек, которого ударили.

4. Просим показать, как испугался:

Заяц волка; Малыш, который забрел в лес; Котенок, на которого гавкает собака.

5. Просим показать, как устал:

Папа после работы; Муравей, который тянул большую палочку; Человек, который поднял что-то тяжелое.

6. Просим показать, как выглядит:

Турист, который поднял тяжелый рюкзак; Ребенок, который много помогал маме; Уставший воин после победы.

Завершить игру можно мимическим набором улыбок.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Эмоции информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей, учиться сопереживать. Психогимнастика помогает ребенку развивать и корректировать эмоции и чувства. Психогимнастика служит так же в качестве психофизической разрядки, улучшения самочувствия и настроения.

«Король боровик не в духе»

Ведущий читает стихотворение, а ребенок действует

согласно тексту.

Шел король боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король не в духе –

Короля покусали мухи.

«Хоровод сказочных героев»

Дети, двигаясь по кругу, подражают ребенку, который

в центре изображает сказочного героя.

Расслабление мышц

Игра "Холодно - жарко" (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки - греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер.

Повторить игру 2-3 раза.

Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

Ой, ой, живот болит!

Ой, ой, меня тошнит!

Он, мы яблок не хотим!

Мы хвораем. Том и Тим!

Жалоба медвежат сопровождается музыкой.

Выразительные движения. Брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены; туловище согнуто, живот втянут; руки прижаты к животу.

присесть. Шалтай-Болтай

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне. (С. Маршак)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова "свалился во сне" резко наклонить корпус тела вниз.

Игры на развитие внимания

Будь внимателен!

Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Дети шагают под "Марш" С. Прокофьева. Затем на слово "Зайчики", произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово "лошадки" - как бы ударять "копытом" об пол, "раки" - пятиться, "птицы" - бегать, раскинув руки в стороны, "аист" - стоять на одной ноге.

Слушай хлопки!

Цель игры. Та же.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Игры на развитие памяти

Запомни движения

Цель игры. Та же.

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

В магазине зеркал

Цель игры. Та же.

В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

Подвижные игры

Скучно, скучно так сидеть

Играющие сидят на маленьких стульях. У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше. Ведущий говорит:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга, все глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

Как только ведущий кончит говорить, дети должны быстро бежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула.

Сова

Дети выбирают водящего - сову, которая садится в гнездо и спит. В это время дети начинают бегать и прыгать. Затем ведущий говорит: "Ночь!" Сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие сразу должны замереть. Кто пошевелится или засмеется, становится совой. И игра продолжается.

Таким образом, правильно продуманная и организованная психогимнастика поможет ребёнку преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. А самое главное – будет способствовать укреплению психического здоровья, коррекции и предупреждению эмоциональных расстройств.

Литература

Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников : занятия, игры / В. М. Минаева. – М. :АРКТИ, 1999.

Семенкова, С. И. Уроки добра. Коррекционно-развивающая программа для детей 5–7 лет / С. И. Семенкова. – М. : АРКТИ, 2002.

Хухлаева, О. В. Лесенка радости / О. В. Хухлаева. – М., 1998.

Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. – М. : Просвещение, 1995.

Публикации по теме:

Нетрадиционные техники рисования для детей младшего дошкольного возрастаНетрадиционные техники рисования для детей младшего дошкольного возраста "Нетрадиционные техники рисования для детей младшего дошкольного возраста" Рисование увлекательное времяпровождение для ребенка. В рисунке.

«Репка». НОД для детей младшего дошкольного возраста Программное содержание. Обучающая: Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой, уточнить представления ребёнка о пище,.

«День армии». Сценарий утренника ко Дню защитника Отечества для детей младшего и среднего дошкольного возраста День армии Сценарий утренника ко Дню защитника Отечества для детей младшего и среднего возраста дошкольного возраста Цель: формирование.

Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста Представленные игры способствуют развитию сенсорных способностей у детей, обогащению и активизации словарного запаса, развитию памяти и.

Дидактические для детей младшего дошкольного возраста «Формирование речевых навыков детей посредством применения дидактических игр в соответствии с ФГОС ДО» ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА Ноябрь 1.

Математические игры для детей младшего дошкольного возрастаМатематические игры для детей младшего дошкольного возраста Игровая деятельность - это ведущая деятельность у малышей младшего дошкольного возраста. Учитывая эти особенности, мы используем игры, имеющие.

Многофункциональная ширма для детей младшего дошкольного возрастаМногофункциональная ширма для детей младшего дошкольного возраста Хочу предоставить вашему вниманию многофункциональную ширму, которую широко использую в своей деятельности. Ширму (театральная + панно для.

Народные игры для детей младшего дошкольного возраста Тема: «Народные игры для детей младшего дошкольного возраста». Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены.

Подвижная игра «Зайка» для детей младшего дошкольного возраста Подвижная игра «Зайка» для детей младшего дошкольного возраста Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с.

Загадки для детей младшего дошкольного возраста Практически все люди заводят домашних животных, начиная от хомяка и заканчивая огромной собакой. Домашние любимцы являются лучшим лекарством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Польза психогимнастики для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 июля 2017 в 17:05
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД