МААМ-картинки

Понятие и сущность двигательной активности

Юлия Бондаренко
Понятие и сущность двигательной активности

Двигательная активность - одно из обязательных компонентов здорового образа жизни. Заключается в систематическом, соответствующим возрасту, полу, состоянию здоровья и интересам, использовании разнообразных двигательных действий, в том числе занятий физической культурой и спортом для обеспечения оптимального двигательного режима.

Под двигательной активностью понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни.

Публикация «Понятие и сущность двигательной активности» размещена в разделах

В теории и методике физического воспитания выделяют: регламентированную, частично - регламентирующую и нерегламентированную двигательную активность.

Регламентированная двигательная активность представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий.

Частично-регламентированная двигательная активность - это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр).

Нерегламентированная двигательная активность включает объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).

Такая продуманность должна лежать в основе двигательной активности детей не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебного года. За время пребывания ребенка в ДОУ использование разных форм физического воспитания должно обеспечивать двигательную активность в пределах от 9000 до 15 000 движений, что соответствует физиологическим потребностям организма дошкольника. Продолжительность двигательной активности детей за период бодрствования должна составлять не менее 50-60% времени, при этом 90 - средней и малой интенсивности, 10-15% - большой. Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития. Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно - эпидемиологические правила и нормы для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5, 5- 6 часов.

В зависимости от степени подвижности детей целесообразно распределить их на три основные подгруппы (высокая, средняя и низкая подвижность). Каждая подгруппа детей характеризуется определенными сочетаниями уровней объема, продолжительности и интенсивности двигательной активности.

К первой подгруппе относятся дети с высокой интенсивностью двигательной активности независимо от объема и продолжительности двигательной активности. Для них характерны высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. В то же время эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений и часто бывают, невнимательны при объяснении и выполнении заданий.

Вторую подгруппу составляют дети со средним уровнем всех трех показателей двигательной активности. Как правило, дети этой группы имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития двигательных качеств. Они отличаются уравновешенным поведением, преимущественно хорошим настроением, положительными эмоциями. Им свойственна самостоятельность в выборе игр, они являются инициаторами коллективных игр.

Дети третьей подгруппы имеют низкий объем двигательной активности в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности. У них отмечено отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов. Чаще всего они бывают не уверены в своих возможностях и отказываются выполнять трудные задания и участвовать в играх-соревнованиях. При возникновении сложности в выполнении задания они пассивно ждут помощи со стороны взрослого, проявляя медлительность, нерешительность и обидчивость.

При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и спланировать содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возраста, уровнем двигательной активности, режима.

Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками. Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень физической активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный уровни двигательной активности и максимальный.

Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма.

При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальные границы определяются чрезмерными нагрузками, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности. Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.

Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни.

Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка.

В группах младшего дошкольного возраста решаются задачи формирования основных навыков движения, правильной осанки, простейших навыков работы с мячом. Основным направлением в работе с детьми старшего дошкольного возраста является развитие психофизических качеств (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость, формирование наиболее важных двигательных умений и навыков, в соответствии с биологическими ритмами года.

Пользу дает только та нагрузка, которую можно назвать оптимальной, то есть физиологически обоснованной.

Двигательная активность оптимальна в том случае, когда: основные параметры (объем, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей;

Обеспечивается в соответствием условий среды (природной, предметной, социальной, правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.

Первое место в двигательном режиме занимают занятия по физической культуре и плаванию, как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. В требованиях СанПин в ст. 12.1 сказано, что физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширения функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

Основные правила оптимизация двигательной активности на занятиях по физкультуре:

1. Создание условий в ДОУ по оптимизации двигательной активности на занятиях по физкультуре.

2. Эффективная организация занятий.

3. Сочетание движений разной интенсивности.

4. Дифференцированный подход с учетом индивидуального уровня двигательной активности детей.

5. Индивидуальный подход. Индивидуализация образовательного процесса

Оптимальная двигательная активность будет зависеть от форм, методов и типа занятий, которые выберет педагог.

1. Занятия классического типа, так называемый “классический вариант”.

2. Игровые занятия, построенные на основе подвижных игр (в том числе и народных, оздоровительных игр, игр-эстафет, игр - аттракционов.

3. Прогулки – походы. Это ходьба на определенные расстояния.

4. Сюжетно-игровые занятия. Они хорошо вписываются в прогулку.

5. Занятия на спортивных комплексах и тренажерах

6. Занятия, построенные на танцевальном материале. В их содержание

включаются музыкально-ритмическая разминка, танцы по степени увеличения нагрузки, хороводы.

7. Самостоятельные физкультурные занятия. Модификация этих занятий могут быть самыми разнообразными.

8. Занятия – тренировки. Это специальные занятия, направленные на развитие выносливости сердечно - сосудистой системы.

Для достижения оптимальной двигательной активности детей во время занятий необходимо:

1. Запрограммировать оптимальный объем, продолжительность и интенсивность двигательной активности.

2. Поддерживать положительный эмоциональный настрой и интерес у детей во время занятий за счет новизны упражнений и вариативности игр,

постепенного усложнения задач, самостоятельного выполнения упражнений.

3. При подготовке к занятию продумать задачи и программное содержание в соответствии с принципами обучения, а также индивидуальными особенностями детей.

4. Предусмотреть достаточную площадь, рациональное размещение пособий, санитарно-гигиенические требования, одежду и обувь.

5. Во вводной части занятия не допускать длительных бесцельных движений, давать четким лаконичные указания, продумать музыкальное сопровождение, которое должно создавать положительный эмоциональный настрой.

С целью активизации двигательной деятельности детей во время занятий важно использовать разные приемы:

1. рациональное использование физкультурного оборудования;

2. включение разных способов организации детей;

3. лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;

4. создание специальных ситуаций для проявления таких качеств, как

решительность, смелость, находчивость;

5. использование музыкального сопровождения во время разминки, упражнений на расслабление;

6. вариативность подвижных игр, приемов их усложнения. Навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель должен применять на утренней гимнастике и в повседневной жизни детей.

Ежедневные занятия с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю и инструктору по физическому воспитанию осуществлять физическое развитие всех детей.

Чтобы воспитатель был первым помощником инструктора по физической культуре, с ним надо регулярно взаимодействовать. На консультациях знакомить воспитателей с планом работы, обращать внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребёнок, вместе обсуждать проведенные занятия, учитывать, кому из детей нужна индивидуальная помощь.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Отчет по двигательной активности в младшей группеОтчет по двигательной активности в младшей группе Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность - важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления.

Занятие по двигательной активности детей «Снежные постройки»Занятие по двигательной активности детей «Снежные постройки» Зима!. Сколько радости приносит она детворе! Это катание на санках и лыжах, игры в снежки, изготовление различных построек из снега. Создание.

Фотоотчет «Центр двигательной активности в старшей группе»Фотоотчет «Центр двигательной активности в старшей группе» Центр двигательной активности служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Он размещен.

Физкультурное занятие по формированию качества двигательной активности Программное содержание: Образовательные задачи: -Учить у детей ловкость, внимание, быстроту реакции -Упражнять руки и ноги. -Формировать.

Фотоотчет зимних построек для двигательной активностиФотоотчет зимних построек для двигательной активности Авторы: Щербакова Инга Александровна, Говорова Наталья Вадимовна. Добрый день уважаемые коллеги! Хотим предложить вам фотоотчет своих зимних.

Игры для развития двигательной активности Игры на развитие двигательных способностей МУРАВЬИ Цель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке,.

Модель центра двигательной активности в ДОУ В практике детского сада существуют определенные требования к физкультурному уголку, его расположению. Физкультурный уголок должен быть.

Организация режима двигательной активности в ДО Организация режима двигательной активности дошкольников Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность.

Паспорт центра двигательной активностиПаспорт центра двигательной активности «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он.

Синдром двигательной активности и дефицита внимания у детей. .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понятие и сущность двигательной активности
Опубликовано: 6 июня 2018 в 06:53
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД