Понятие о досуговой деятельности в методической литературе

Елена Вершинина
Понятие о досуговой деятельности в методической литературе

Досуг представляет собой часть свободного времени человека, которая тратится на отдых или на развитие личности, это важная часть жизни и показатель индивидуальной образованности, как отдельного человека, так и общества в целом.

Выделяют разные формы досуга. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.

Согласно А. Стрельцову, можно выделить следующие части досуга:

активный отдых;

потребление культурных ценностей;

самообразование;

культурно-творческие занятия;

игровая деятельность;

досуговое общение;

пассивный отдых;

Отдых является самым простым видом досуга. Он представляет собой действия, направленные на восстановление сил. Выделяют активный и пассивный отдых.

Пассивный отдых, хотя является неотъемлемым элементом жизни человека, служит для снятия утомления и восстановления сил, нельзя в полной мере назвать позитивным досугом.

В то же время, такой отдых является подготовительной ступенью к более сложным и творческим видам досуговой деятельности.

Для активного отдыха характерно воспроизведение сил человека с превышением исходного уровня. Кроме того, во время активного отдыха задействуются те мышцы, психические функции и процессы, которые не нашли применения в труде. Активные движения, общение, быстрая смена эмоциональных воздействий в процессе активного отдыха приносят человеку не только физическое, но и моральное удовлетворение. Однако, в отличие от пассивного отдыха, для активного отдыха необходимо некоторое количество свежих сил. К активным видам отдыха можно относить физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры.

Следующим видом досуговой деятельности являются развлечения. Это такие виды деятельности, благодаря которым человек может улучшить настроение, отдохнуть от повседневных забот.

Развлечения отличаются от отдыха тем, что в процессе развлечений происходит восстановление психического, а не физического состояния, снятие психологического переутомления, расслабление. Для развлечения требуется создание некоторой эмоциональной нагрузки. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.

К третьему виду можно отнести познавательную деятельность. Это чтение серьёзной литературы, посещение концертов, спектаклей, выставок, музеев, научных лекций и т. д.

Отличие данного уровня досуга от предыдущего заключается в направленности усилий человека на расширение кругозора, развитие умственных способностей, культурное просвещение. Этот вид досуга отличает систематичность.

Еще одним видом досуговой деятельности является творчество. Этот способ досуга рассчитан на создание, а не потребление культурных ценностей, и в этом его основное отличие от предыдущего уровня. Он приносит наивысший уровень удовлетворения и наиболее эффективен с точки зрения духовного самосовершенствования.

Проблема организации досуга ребенка-дошкольника является крайне важной как для становления личности, индивидуализации интересов, развития общих и специальных способностей, так и для успешной социализации. При этом, организуя структуру свободного времени ребенка, родители реализуют свои педагогические установки и ценности. Досуг дошкольников может включать в себя игровую деятельность, сюжетно ролевые игры, игры с правилами и др. Большое влияние могут оказывать спортивные походы. В настоящее время так же есть возможность посещения различных спортивных и развлекательно-спортивных сооружений, учреждений: катки и ролледромы, бассейны, фитнес-центры, центры скалолазания, батутные центры, верёвочные парки и многое другое.

Семейный досуг имеет самостоятельную педагогическую ценность, т. к. оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все динамично развивающие стороны жизнедеятельности ребенка - поддерживание физических и духовных сил ребенка, укрепление здоровья, пропаганда здорового образа жизни и др.

В процессе досуговой деятельности под влиянием взрослого у ребенка формируются представления (знания) о здоровом образе жизни, о мерах профилактики, о ценности здоровья собственного и окружающих.

Среди основных досуговых мероприятий, направленных на формирование у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни можно выделить следующие:

- просмотр мультфильмов («Мойдодыр», «Про бегемота, который боялся прививок» и др.)

- Беседы о здоровом образе жизни (в непринужденной обстановке и форме. Например: «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Путешествие за витаминами», «Чистота здоровье нашей кожи»).

- Прослушивание сказок и рассказов о здоровом образе жизни («Федорино горе», «Сказка про здоровье» и др.)

- Различного рода гимнастики: дыхательная, для глаз, пальчиковая и др.

- Игры (д/игры «Мы закаляемся», «Витаминное лото», «Азбука настроения»).

- Праздники («Мама, папа, я - спортивная семья», «Движение – это жизнь», «Что такое здоровье и как его преумножить»).

Таким образом, можно определить и организовать различные виды досуговой деятельности детей. Главное, чтобы мероприятия не навредили, а принесли определенную пользу не только ребенку, но и его родителям, педагогам.

Методические рекомендации по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в досуговой деятельности

В качестве рекомендаций предлагаем комплекс мероприятий, разработанный нами с целью формирования у детей подготовительной группы представлений о здоровом образе жизни в досуговой деятельности.

Комплексно-тематическое планирование

№месяц Тема и форма досуговой деятельности Цель

Сентябрь Физкультурное развлечение

«Движение - это жизнь» прививать любовь к спорту, как к одному из критериев ЗОЖ.

Рассматривание картины о строение тела человека. дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении.

Октябрь

Беседа

«Спортсмены» обогащать знания детей о видах спорта; дать представление о пользе занятий спортом.

Дыхательная гимнастика Научить детей правильно дышать через нос, рот, и при дыхании выполнять различные упражнения.

Физкультурный праздник

«Что такое здоровье и как его преумножить». Закрепить понятие «здоровье», расширить знания детей о профилактических мерах по предупреждению заболеваний и травм; развивать диалогическую речь, учить пользоваться накопленным опытом.

Пальчиковые игры

Активизировать мелкую моторику детей, снять статическое напряжение.

Развивать речь, память, мышление, воображение, творческую фантазию и эмоциональную сферу детей, снимать умственное и психологическое напряжение во время занятий, развивать координацию и моторику.

Ноябрь Дидактическая игра

«Покажи, что нарисовано»

(изображают движениями, что нарисовано на картинке) Развитие двигательной активности, зрительного восприятия.

• Игры-эстафеты: «Кто больше соберет»

«Передай другому»

«Перевези урожай»

«Перетяни канат» Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни; способствовать сплочению ребят, научит их играть в команде, соревноваться.

Гимнастика для глаз (ежедневно) Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения

Декабрь Физкультурный досуг

«Я и мои друзья» Прививать любовь к спорту; развивать физические качества, умение гордиться своими достижениями и достижениями своих товарищей.

Упражнения для профилактики плоскостопия «Кто больше соберет» (используя шишки сосны) Улучшение кровообращения стоп, координации движений.

Январь Самостоятельные игры в спортивном уголке с обручами, детскими эспандерами, резиновыми кольцами.

Развитие движений и совершенствование двигательных функций; приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Самомассаж Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Научить детей ответственно и осознанно относиться к своему здоровью.

Разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней.

Сформировать привычку к здоровому образу жизни.

Привитие навыков элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица.

Физкультурный досуг

«Мы сильные и ловкие» Обеспечить укрепление здоровья детей с помощью комплекса физических упражнений, подвижных игр; развивать физические и морально-волевые качества (быстрота, ловкость, выдержка, организованность, дисциплинированность, настойчивость, дружеские взаимоотношения, сопереживание успехам товарища и его неудачам).

Чтение художественной литературы: «Сказка о здоровом питании» В. И. Ковальчук; «Айболит» К. Чуковский; Барто А. «Девочка чумазая»; Чуковский К. «Мойдодыр» Формирование целостного понимания здорового образа жизни.

Воспитание потребности в здоровье у детей.

Создание правильных представлений у детей о здоровом образе жизни.

Февраль Игра – викторина

«Если хочешь быть здоров!»

Учить детей знать полезные и вредные продукты питания. Побуждать детей отвечать на вопросы, делать выводы и находить решение в предложенных ситуациях

Физкультурный досуг

«Бравые солдаты» (23 февраля)

Расширять представления детей о международных и государственных праздниках. Развивать чувство сопричастности к народным торжествам. Развивать творческие способности, любознательность, память, воображение, умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Просмотр мультфильмов:

«Здоровье начинается дома», «Мойдодыр», «Королева Зубная щетка», «Митя и микробус», «Сестрички-привычки»

Пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровье дошкольников

Март Беседы: «Уроки гигиены»

«Чистая вода – для хвори беда».

«Уроки гигиены»

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»

Помочь детям в занимательной форме, играх усвоить понятие “здоровый образ жизни”, “охрана здоровья”, убедить в необходимости соблюдения личной гигиены.

Привитие навыков здорового образа жизни, учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем.

Физкультурный досуг

«Цирк» Формировать у дошкольников умение активно проводить досуг. Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения. Воспитывать желание принимать участие в соревнованиях. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость, а также инициативу, смелость.

Апрель Беседа

«Почему мы болеем?». Сформировать представление о здоровье, болезнях и микробах.

Продолжать формировать навыки здорового образа жизни. Активизировать словарь детей по теме

Физкультурный досуг

«Посоревнуемся» Приобщать детей к интересной и полезной деятельности. Поддерживать желание дошкольников в активной физической деятельности. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Доставить детям радость, эмоциональный настрой.

Май

Точечный массаж

«Я здоровье берегу!» Научить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать простейшие приёмы самооздоровления (точечный массаж, ароматерапия, закаливание).

«Знакомьтесь витамины». Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека.

Воспитывать желание вести ЗОЖ.

Приведем примеры некоторых видов досуговой деятельности детей в ДОО.

Дыхательная гимнастика. Среди методов физического воспитания, имеющих хорошее оздоровительное значение, в ДОУ в настоящее время все большее распространение получает дыхательная гимнастика. Патологические изменения, возникающие при простудных заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, что ведет к ухудшению легочной вентиляции. Воздействуя физическими методами, восстанавливаем расстроенные функции дыхания, предупреждаем развитие и устраняем имеющиеся изменения в бронхолегочной системе, следствием которых бывают явления кислородной недостаточности. Поэтому большое внимание уделяю использованию на занятиях элементов дыхательных гимнастик, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.

Гимнастика для глаз. Уже при посещении детского дошкольного учреждения ребенок может испытывать длительные зрительные нагрузки. Речь идет о занятиях рисованием, лепкой, конструированием, которые требуют напряжения глаз, сосредоточения внимания на одной точке. Такие нагрузки увеличиваются в школе, на уроках. Специальные упражнения помогут снять зрительное напряжение, дать возможность глазам отдохнуть. Итак, для детей дошкольного возраста рекомендуется делать дважды в день следующее:

• движение глазами вправо-влево. Воспитатель показывает их детям сначала в медленном темпе, предлагая представить себя хитрой лисицей, которая высматривает зайца. Затем такие движения выполняются в ускоренном темпе. В конце глаза закрываются.

• Зажмуривание с широким открытием глаз. Воспитатель показывает, как сильно нужно зажмурить глазки на 4-5 секунд, а затем открыть их широко-широко, как бы сильно удивляясь.

• Чешем носик. Рука вытягивается полностью, указательный пальчик помещается напротив носа. Глаза смотрят на приближающийся издали палец, который легонько почесывает нос и медленно удаляется.

Еще одно упражнение с геометрическими фигурами — «Покажи глазами». Воспитатель на доске прикрепляет в ряд 6-7 геометрических фигур. Задача ребенка — по заданию педагога, глазами, без поворота головы показать фигуру, которую он называет. Упражнение представляет собой перемещение глаз и закрепление знаний о форме.

Пальчиковая гимнастика. Учёные давно установили тесную связь между общей двигательной системой человека и речевой функцией. В частности, существует связь между речевым центром и руками. Благодаря гармонизации работы органов речи с мелкой моторикой рук и движениями тела малыш может нормализовать темп своей речи, избавиться от её монотонности, соблюдать речевые паузы, кроме того, у него снижается психическое напряжение.

Самомассаж и массаж. Как лечебное средство они были известны ещё в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.

Закаливание. Так же как и массаж, закаливание – важное средство физической культуры, с помощью которого последовательно повышается сопротивляемость организма вредным влияниям окружающей среды. Закаливание детей в ДОУ предусматривает строгое соблюдение рациональных гигиенических условий и требований: чистый воздух, оптимальные соотношения температуры воздуха в помещениях и адекватная одежда, активный двигательный режим и другое.

В работе можно использовать игровые методы и приемы. Продуманная методика проведения дидактических игр по формированию представлений о культуре здоровья и здоровом образе жизни у дошкольников способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка и помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи. Можно разделить все игры на группы. Приведем пример.

Тема: «Ребенок и здоровье»

Игра «Кому что нужно»

Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.

1. Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).

Игра «Разложи картинки по порядку»

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня

Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку. Воспитатель подводит итог высказываниям детей. Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки. Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.

Игра «Мой день»

Цель: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учить находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.

Ход игры: Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером, объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».

Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.

Вариант3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.

Тема: «Полезные продукты»

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.

Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов

Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.

- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?

Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.

Игра «Угадай на вкус»

Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.

Материал: тарелка с нарезанными овощами, фруктами

Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?», «Кислый, как что?», «Сладкий, как что?»

Игра «Узнай и назови овощи»

Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя

Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт, а дети должны назвать этот овощ (фрукт).

Тема: «Тело человека»

Игра «Угадай по запаху»

Цель: формировать представления о помощнике человека (нос, развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств.

Материал: баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло).

Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает:

- Что помогло вам почувствовать этот запах?

– Где можно почувствовать такой запах?

«Игра с микрофоном»

Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга

Материал: микрофон

Ход игры: воспитатель начинает предложение, а ребёнок продолжает его, говоря в микрофон.

Я – голова, я умею … думать, но не умею говорить.

Я – нога, я умею … ходить, но не умею рисовать.

Я – рука, я умею … рисовать, но не умею слушать … и т. д.

Игра «Ты – моя частичка»

Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.

Материал: мяч

Ход игры: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.

Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т. д.)

Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши)

Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот.).

Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребёнок познаёт мир, получает новую информацию и знания, осваивает речь. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребёнка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.

Еще одним видом досуговой деятельности является «Театр физического воспитания дошкольников». Это новый подход к физическому воспитанию, предполагающий использование новой методики физического развития детей. Театр – это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей. Каждое учебное занятие, согласно программе «Театр физического воспитания дошкольников», представляет собой ситуационную мини – игру (СМИ, в которой дети вступают в этап ролевой или «подражательной», имитационной игры, выступая то в ролях животных, то в роли птиц, насекомых или сказочных героев. Во время занятий регулярно используются картинки – схемы, музыка.

А также в своей работе можно использовать просмотр мультфильмов («Мойдодыр», «Планета вредных привычек», «Азбука здоровья» и т. д., чтение художественной литературы (И. Демьянов «Замарашка», А. Кондратьев «Зеркало», Р. Сеф «Мыло», праздники: «Мама, папа, я спортивная семья», «Движение - это жизнь», «Я и мои друзья», «Что такое здоровье, и как его предупредить» и т. д.

Одним из видов коллективного проведения досуга в дошкольных учреждениях являются праздники. Подготовка и проведение праздника для детей – долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых, воспитателей, родителей и, конечно же, детей. При правильно организованном празднике, дети получают удовольствие, отдыхают, реализуют творческие устремления и способности, узнают много нового.

Таким образом досуговая деятельность старших дошкольников имеет большие возможности для формирования представлений о здоровом образе жизни. Дети в свободной деятельности, в ненавязчивой форме получают знания о здоровье, его ценности, о факторах, влияющих на здоровье, возможных профилактических мерах, узнают о способах, улучшающих собственное здоровье окружающих.

Публикации по теме:

Сценарий досуговой деятельности «Мама — первое слово» «Мама – первое слово» Задачи: 1. Обучающая Способствовать созданию положительных эмоциональных впечатлений детей и родителей от совместного.

«Приобщение детей к национальным истокам посредством культурно-досуговой деятельности» Важная роль в обновлении образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО отведена национально-региональному компоненту. Я предлагаю.

Доклад «Сценарий как средство организации досуговой деятельности» Доклад На тему «Сценарий как средство организации досуговой деятельности». Многие авторы, рассматривая сценарий как продукт творчества,.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
Автор публикации:
Понятие о досуговой деятельности в методической литературе
Опубликовано: 23 ноября 2017 в 14:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Снеговики и снеговички» 1 часть
Как известно из песка, Не слепить снеговика, Он из снега чистого, Белого пушистого. Шапка колотый горшок, Там, где нос, воткнем сучок. Или же...
Экспериментальная деятельность «Как перелить воду из бокала в бутылку?»
Цели: - продолжать знакомить детей с простейшими свойствами воды: прозрачная, не имеет запаха, бесцветная, обладает текучестью; - формировать у детей...
Фотоотчет о спектакле «Мороз Иванович и его новая шуба»
В нашем детском саду вновь выступал театр на колесиках с новой зимней сказкой. Наступила зима, и Мороз Иванович обратился к ежику ( он главный портной в...
Фотоотчет «Маленькие исследователи или немного о первой научно-практической...
15 декабря в нашем детском саду произошло знаменательное событие. Состоялась первая научно-практическую конференцию «Я-исследователь». Цель конференции:...
Конспект занятия в подготовительной группе «Снеговик»
Ход мероприятия: Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: Появился во дворе Он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной У катка стоит с метлой. К ветру...