Папки-передвижки

Портфолио дошкольника как инновационная технология преемственности между ДОУ и школой

Лилия Маклакова
Портфолио дошкольника как инновационная технология преемственности между ДОУ и школой

Разработчики стандарта ДО красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку». Они указывают на то, что все родители должны знать, что успешная адаптация к школьной жизни гораздо важнее, чем читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.

Публикация «Портфолио дошкольника как инновационная технология преемственности между ДОУ и школой» размещена в разделах

Проблема социальной адаптации чрезвычайно актуальна. Феномен адаптации связан с овладением человеком новым видом деятельности, новой ролью, изменением его социального окружения. Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. Важным итогом психологического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению. В первые дни первоклассника в школе меняется привычный уклад жизни ребенка, он привыкает к новым социальным условиям, знакомится со сверстниками. Ему трудно осмыслить свое новое положение. В настоящее время довольно часто нарушаются взаимосвязи между ДУ и школой. И это не потому, что нет работы между начальной школой и ДОУ. нарушается преемственность учебных программ. учебников. Не научив детей в ДОУ важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Вот почему появляется необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых. Анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий потребовал перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности в практическую плотность. Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие цели для каждого возрастного периода. Если взрослые способны создать условия. когда ребенок погружен в атмосферу творческой активности, диалога и увлекательных занятий,в таком случае заметные успехи в развитии не заставят себя долго ждать. Помочь ребенку раскрыть себя, найти то, что отличает его от других, способна технология «П ортфолио». Ребенок растет. развивается, умножает свои знания и умения уже с первых недель жизни. С момента поступления в детский сад вплоть до его окончания, дошкольник проходит важнейший этап своего развития, результаты которого могут оказать влияние на всю его последующую жизнь. Таким образом, деятельность по оформлению и ведению портфолио способствует формированию у ребенка «образа Я». Именно портфолио предоставит педагогам возможность получить всестороннюю информацию о каждом ребенке. Цель портфолио дошкоьника – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов,склонностей, знаний и умений. Портфолио дошкольника помогает решать важные педагогические задачи:

Создать ситуацию переживания успеха.

Поддержать интерес ребенка к определенному виду деятельности.

Поощрять его активность и самостоятельность.

Формировать навыки учебной деятельности.

Укреплять взаимодействие с семьей, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельностью с ДОУ.

Демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей,знаний и умений.

Можно сделать вывод о том, что проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства. Детский сад является фундаментом образования, а школа – само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности. Понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной работы по преемственности поможет маленькому человеку вступить в «эру восхождения к социальной зрелости.

Отличительные особенности «портфолио школьника» и «портфолио дошкольника»

Портфолио дошкольника во многом отличается от портфолио учащегося. Самое главное отличие в том, что ввиду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется постоянная помощь взрослых. Портфолио дошкольника-это всегда портфолио-собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями и воспитателями. В ней он выразил свои интересы и желания. Портфолио дошкольника может нести оценочную функцию-«портфолио как инструмент комплексной диагностики», но в этом случае основная роль в определении его структуры и содержания принадлежит педагогу. По мнению специалистов-психологов оценочно-диагностический портфолио является непременной частью индивидуальной программы развития ребенка. Портфолио должно привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы.

Сходство между «портфолио дошкольника» и «портфолио ученика».

Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании. Преимуществом технологии «Портфолио» в школе и ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей. представляя собой одновременно форму,процесс организации и технологию работы. Эта форма непрерывной оценки,способ совершенствования образовательного процесса. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новым материалом.

Каким будет портфолио?

Портфолио дошкольника непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае оно станет любимой «книжкой с картинками» для ребенка и предметом его гордости. Иногда бывает страниц в портфолио недостаточно. Родителям непременно стоит пополнить количество разделов.

Портфолио может иметь несколько видов:

Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно оно больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте-это всегда красочное, яркое зрелище с множеством интересных эффектов.

Портфолио-раскраска.

Портфолио в виде папки.

Условия достижения цели при создании портфолио :

1. Это добровольность.

2. Необходимо четко понимать цель создания портфолио.

3. Количество разделов и рубрик.

4. Удобство хранения.

5. Систематичность в сборе информации.

Проблема: Не все родители готовы стать союзником в этом непростом деле, что вызвано недостаточным информированием, в некоторых случаях даже отсутствием каких –либо представлений о работе с портфолио.

Гипотеза: Если организовать работу с родителями о целесообразности ведения портфолио своего ребенка, сформировать мотивационную основу для сотрудничества родителей и педагогов о том, что к поступлению в школу у ребенка уже будет накоплен свой «багаж» достижений, то все это позволит создать механизм эффективного сотрудничества ДОУ и родителей, способствующий повышению родительской культуры, заинтересованности в результатах развития ребенка.

Участники проекта: дошкольники, педагоги, родители.

Проект долгосрочный.

Цель: создание портфолио дошкольника.

Задачи:

1. Определить форму и содержание портфолио.

2. Привлечь родителей к активному взаимодействию по оформлению портфолио.

3. Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребенок-родитель»

4. Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей в период адаптации к школе.

Методы реализации проекта:

1 этап-подготовительный

Определение графика работы, степени вовлеченности в проект.

Информирование о проекте.

2 этап-основной

Разработка комплексных мероприятий.

Диагностика развития детей в ДОУ.

Анкетирование родителей.

Проведение тематических и персональных выставок работ детского и семейного творчества.

Проведение родительских собраний по решению актуальных проблем.

Проведение совместных праздников и развлечений.

3 этап- заключительный.

Обобщение опыта.

Оформление документации.

Презентация портфолио дошкольника.

Результат:

Повышение уровня самооценки, самостоятельности и активности детей.

Создание портфолио дошкольника.

Выставка-презентация.

Перспективы реализации проекта:

Привлечение к работе в проекте педагогов школы.

Система работы по внедрению проекта:

Работа с педагогами:

1. Ознакомление с теоретическим и практическим материалом.

2. Разработка структуры портфолио.

3. Оформление образца портфолио.

4. Презентация портфолио.

5. Индивидуальная работа по внедрению портфолио дошкольника.

Работа с детьми:

1. Рассматривание образца портфолио.

2. Индивидуальные беседы с детьми.

Взаимодействие с родителями:

1. Индивидуальная работа по ознакомлению с портфолио.

2. Консультации в помощь родителям.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Инновационная дидактическая игра дошкольника» .

Отчет организации работы по преемственности между детским садом и школой .

Перспективный план по реализации преемственности между детским садом и школой Перспективный план по реализации преемственности в работе между МБДОУ ЦРР детский сад № 16 с. Новостройка и МОБУ СОШ №17 с. Новостройка на.

План преемственности между младшей и старшей группамиПлан преемственности между младшей и старшей группами старшая группа №2 воспитатель Чуркина Л. В. и младшая группа №2 воспитатель Дубинина В. П. сентябрь 1. Помощь в организация предметно-развивающей.

План работы ДОУ по осуществлению преемственности со школой План работы ДОУ по осуществлению преемственности со школой Блок работа с воспитанниками № п/п Содержание, тематика Сроки Ответственные.

План работы по преемственности со школой Цель: подготовить детей к обучению в школе. Уметь преодолеть чувство страха и застенчивости. Входить в контакт с учителем, учениками..

План развития преемственности со школой ПЛАН РАБОТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МБДОУ центр развития ребёнка – детский сад №458 и МБОУ СОШ №91 с углублённым изучением отдельных.

Проект социального партнерства «В гости к Лучикам» между детским садом и школой Во второй младшей группе детского образовательного учреждения, где возраст воспитанников 3-4 года, в этом году мы начали реализовывать проект.

Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти старших дошкольников в контексте преемственности со школой ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО.

Эффективные педагогические технологии в ДОУ: «Технология портфолио дошкольника» (СЛАЙД 1) Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Портфолио дошкольника как инновационная технология преемственности между ДОУ и школой
Опубликовано: 22 ноября 2015 в 12:06
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД