Посиделки «Скучен день до вечера, коли делать нечего!»

Полина Андреенко
Посиделки «Скучен день до вечера, коли делать нечего!»

Русский народный праздник познавательного характера для старших и подготовительных групп детского сада

Цель:

приобщать детей к русской культуре и традициям русского народа.

Задачи:

познакомить детей с бытом крестьян, воспитывать интерес и уважение к русской культуре, продолжать знакомить детей со старинными русскими песнями, пословицами, поговорками, воспитывать трудолюбие, уважение к чужому труду.

Место проведения:

музыкальный зал.

Действующие лица:

ведущий, баба Марья, Пашка и Глашка.

Оборудование:

декорации – изба, лавки, лес, поле, огород, угощения для гостей (чай, пироги, блины, бублики, ноутбук, экран, проектор, колонки, русские народные костюмы для ведущих.

Звучит русская народная мелодия (Комаринская)

В зал входит хозяйка избы – баба Марья,Пашка и Глашка

Баба Марья:

Здравствуйте, красны девицы, добры молодцы! Доброму гостю хозяин рад. Ведущая: Сегодня мы с вами собрались по важному делу – слыхала я, что есть среди вас лодыри да тунеядцы. Правду люди говорят?

Баба Марья: Человек красен трудом! Не гоже молодым людям лениться. Сделал дело – гуляй смело! Верно, ребята?

Ведущая: На Руси лентяев не любили. Да и в наше время какое к ленивым людям уважение? Во всех странах и во все времена ценят людей трудолюбивых, которые работы не боятся.

Вот вы, ребята, помогаете дома своим родителям? В чем?

Баба Марья: В старину сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Справляться со всеми женскими работами девочек учили мама, старшая сестра и бабушка. Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица. Играя с куклами, девочки готовились в будущем стать матерями. Когда они подрастали, мать или старшие сестры обучали их уходу за грудными детьми. Мать на целый день уходила в поле или была занята во дворе, в огороде, и девочки почти полностью заменяли мать. Девочка – нянька целый день проводила с ребенком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала. Мать учила дочерей готовить еду, шить, вышивать, прясть, ткать, вязать, плести кружева. Старшие дочери помогали матери в огороде и в поле – вязали снопы, собирали колоски. (Слайд 15, 16)

Глашка: А из меня нянька хорошая – я умею играть, да детей забавлять!

Как у нашего соседа

Весела была беседа,

А у нас на весь двор

Еще лучше разговор:

- Утки

Дети: В дудки!

Глашка: Кошки

Дети: В ложки!

Глашка: Тараканы

Дети: В барабаны!

Глашка:Чайки

Дети: В балалайки!

Глашка: Кукушки

Дети: В колотушки!

Глашка: А веселые скворцы

Заиграли в бубенцы!

Играют, играют,

Всех потешают!

Пашка: Ай, Ванюша, попляши!

Твои ножки хороши,

Еще нос сучком,

Голова пучком.

Исполняется пляска под русскую народную песню “Метелица”.

Ведущий: Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки-самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель. В народе говорили: «Отец сына не на худо учит», «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». Сызмала мальчики умели запрягать лошадь, умели ездить верхом, пасли скотину. Вырастая, они помогали отцу в поле – пахали, боронили, подавали снопы и даже молотили. (Слайд 17)

Баба Марья: Дети всегда были хорошими помощниками. Взрослые с любовью говорили про них: «Мал, да удал», «Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка». А, лентяев, в народе не любили, смеялись над ними и говорили: «Труд кормит, а лень портит», «Люди – жать, а мы – на солнышке лежать», «Спишь, спишь – и отдохнуть некогда!»

Ведущий: Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера который любой работы не боится, говорили: «Мастер золотые руки», «Мастер на все руки». А любуясь выполненной работой, говорили: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера», «Красна птица опереньем, а человек – рукодельем».

Баба Марья: Славилась Русь мастеровая. Изделия мастеров продавались на ярмарках, увозились купцами в заморские страны, привозились в царские палаты. А какие народные промыслы вы знаете? (кузнечное дело, столярное дело, гончарное дело, гжель, жостовская роспись, изделия из бересты, роспись по дереву – городец, хохлома, матрешки, дымковские и филимоновские игрушки, вышивка, плетение кружев, ковроделие) – можно подобрать загадки.

Пашка и Глашка: А мы тоже про труд пословицы и поговорки знаем!(инсценировка)

- Тит, иди молотить!

- Живот болит.

- Тит, иди кашу есть!

- А где моя большая ложка?

Не колода лодырь, не пень, а лежит целый день.

Не жнет и не косит, а обедать просит.

Ведущий: Много пословиц и поговорок сложил народ о труде и уменье.

Сейчас мы узнаем, кто же больше знает поговорок и пословиц на эту тему.

Ребята, а вы любите трудиться? А какие пословицы и поговорки вы знаете?

Проводится конкурс «Кто больше назовет пословиц и поговорок о труде».

Дети:

Судят не по словам, а по делам.

Сделал дело – гуляй смело!

Делу – время, а потехе час.

Без труда не вытащить рыбку из пруда.

Терпение и труд все перетрут.

Почет и труд рядом идут.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Поскорее подрастай да к работе поспевай.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

Хочется есть, да не хочется лезть.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи!

Чтобы рыбку съесть – надо в воду влезть.

Ты меня работушка не бойся, я тебя не трону.

Скучен день до вечера, когда делать нечего.

На работу он сзади последних, а на еду – впереди первых.

Отчего кот гладок? - поел, да и на бок.

Поспешишь – людей насмешишь.

Детям предлагается объяснить, как они понимают ту или иную пословицу.

Глашка: Делу время, потехе час. А давай, друзья -подружки, для взрослых мы споем частушки! Где песня поется – легче живется!

Дети исполняют под баян частушки.

Петушок, петушок,

Запевай частушки.

Ты горланишь хорошо,

Подпоют несушки.

Несушки, несушки,

Курицы-подружки.

Наш баран богатый барин.

Он себе обновку справил.

То ли шуба, то ль кафтан,

Не поймет теперь и сам!

Как по саду-огороду

Любит козочка гулять.

После этого похода

Урожая не собрать!

Я гусыня бедная,

Как копейка медная.

По селу хожу босая,

Пух на зиму запасаю.

- Га-га-га, - распелся гусь.

Я лисичек не боюсь.

Всех лисичек на весу

Я в корзинке унесу!

Я корова хоть куда!

Как венец мои рога.

Кто меня проведает,

Молочка отведает!

У дверей на сундуке

Сидит Попка в колпаке.

Как напялили колпак –

Сам себя назвал «дурак»!

Ай да серенький коток

Пошел к речке под мосток,

В воду хвостик опустил,

Кошкам рыбы наловил!

Я сидела на печи,

Сторожила калачи.

А за печкой мышки

Сторожили пышки.

Баба Марья: Ваши частушки хороши

– посмеялась от души!

Скучен день до вечера,

коли делать нечего!

Ведущая: А теперь, проверим какие вы мастера и мастерицы.

Проводится художественная роспись народных игрушек (бумажные силуэты.

Пашка и Глашка: (Оценивают поделки, спрашивают детей о технике исполнения) Молодцы, прекрасные игрушки! Хоть на ярмарку вези!

Баба Марья: Мы плясали и шутили –

О труде поговорили!

А теперь, народ честной,

Вас прошу за праздный стол!

Прикреплённые файлы:

skuchen-den-do-vechera_j6v7p.ppt | 6457,5 Кб | Скачан: 85
 
Публикации по теме:

Кружок «Сударушка».Кружок «Сударушка». В нашей группе мы создали мини музей "Русская изба". Там с детьми мы устраиваем посиделки. Один раз в неделю я провожу кружковую работу.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Потешки и стишки
  • Птицы
Автор публикации:
Посиделки «Скучен день до вечера, коли делать нечего!»
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 17:50
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс в технике оригами «Тюльпан»
Задачи: учить детей из квадрата бумаги делать тюльпан; закреплять навыки работы с клеем ( намазывание, приклеивание) ; развивать точность движений рук,...
Методическая разработка занятия с презентацией «Имя твое неизвестно, память твоя...
b]Цель:[/b] формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством рассказа о воинской доблести и бессмертном подвиге воинов, погибших в...
Мастер Класс «Объемная игрушка для украшения»
ождались… наконец-то наступил самый плодотворно-чудотворный период подготовки к Новому году. Каждый год администрация города объявляет о проведении...
Конспект открытого музыкального занятия в средне группе. Открытое занятие в средней...
Открытое занятие в средней группе «Сами саночки бегут» Музыкальный руководитель Асякина Ирина Александровна. Цель: Развитие музыкальных способностей...
«Где-то есть город…» (фотоотчет о прогулке в Зеленогорске)
Предложила я подругам отдохнуть несколько дней за городом в пансионате. Куда ехать? Споров не было! Все решили единогласно — Зеленогорск. У каждого...