Постановка и автоматизация звуков в игровой форме

Людмила Тополева
Постановка и автоматизация звуков в игровой форме

В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно растет. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяет исправить первичный дефект.

В последние годы наблюдается значительное снижение уровня развития речи дошкольников. Родители воспитанников часто задают вопрос - «В чем причина этого? С чем это связано?» Я считаю, что в первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным ведущего невропатолога России доктора медицинских наук И. С. Скворцова в настоящее время у 70% новорожденных выявлены перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии речи и обучении ребенка, а так как развитие речи находится в прямой зависимости от созревания и развития головного мозга, то при заболеваниях последнего речь страдает одна из первых. Научные исследования и практический опыт доказывают, что устранять дефекты звукопроизношения у детей необходимо в дошкольном возрасте, так как именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью. Если своевременно не решить эту проблему, то нарушатся условия для дальнейшего полноценного развития ребенка.

Одна из причин нарушения звукопроизношения - слабые мышцы артикуляционного аппарата. Для того, что бы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготовить базу для чистого звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы. Она помогает выработать движения органов артикуляционного аппарата. Но тут мы сталкиваемся с трудностями - это многократное повторение одного и того-же речевого материала, что в свою очередь утомляет ребенка. А от повторений никуда не деться, когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад. Для того, что бы ребенку было интересно на моих занятиях и что бы занятия в свою очередь были более продуктивными стараюсь использовать различные дидактические, подвижные игры.

Считается, что показывать язык-не прилично. А вот, с точки зрения логопедии, очень даже полезно! Чем более гибкий у нас язычок, тем лучше наша дикция, тем правильнее произношение!

На первом занятии проводится знакомство с органами артикуляционного аппарата, так как дети не всегда знают название частей лица и артикуляционных органов. Знакомство происходит через игру «Сказочка-указочка».

Не устала ты пока, Подбородок тянем вниз,

Покажи, моя рука: Чтобы с челюстью отвис.

Это-правая щека, Там-к прогулкам не привык-

Это-левая щека. Робко прячется язык.

Ты сильна, а не слаба, А вокруг-то – целый ряд -

Здравствуй, верхняя губа, Зубки нижние стоят:

Здравствуй, нижняя губа, Боковые – слева, справа,

Ты не меньше мне люба! Впереди – зубов оправа.

Есть у губ одна черта- Небо вместо потолка

В них улыбка заперта: Есть во рту у языка.

Вправо-правый угол рта, А когда открылся рот,

Влево-левый угол рта. Язычок пошел вперед.

Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края –

Все про ротик знаю я!

Занятия начинаются с гимнастики для Язычка! Каждое упражнение имеет свое название и картинку-символ. Все упражнения подбираются с учетом дефектов речи. Упражнения выполняются в определенной последовательности и с нарастающим темпом, постепенно увеличивая количество повторений упражнения. Все упражнения проводятся в игровой форме, от простого к более сложному. Постепенно язычок становится сильным и «послушным». Помогает нам в этом утенок Кряки-Кряки.

-Я, веселый Кряки-Кряки, с логопедом я дружу,

И чему мы научились вам конечно расскажу.

Перед зеркалом сидим и на язычок глядим.

«Заборчик», «Дудочка», «Грибок»,

Мы тренируем язычок.

Дома с мамой повторим,

Логопеда удивим!

А вам ребята мой совет,

Старайтесь, все получится,

И упражнения выполнять

Ваш язычок научится!

«Бегемот»-предлагаю ребенку показать как широко открывают рот бегемотики.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот:

Отдыхает бегемот.

«Часики»-предлагаю ребенку показать как работают часики. Улыбнуться, открыть рот, тянуться попеременно то к левому углу рта, то к правому.

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

«Маляр»-показать, как маляр красит крышу. Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и кончиком языка проводить по небу от верхних зубов к горлышку и обратно.

Я сегодня утром встал

И поселок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке,

Позови на помощь краски!

«Грибок»-улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к небу, удерживать язык в таком положении на счет до пяти-десяти (рот все время широко открыт).

На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик

Присосался язычок!

Несколько секунд – молчок!

«Чашка»-предлагаю ребенку превратить язычок в чашку. Улыбнуться, отрыть рот, высунуть язычок и тянуть его к носу.

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

«Качели»-предлагаю ребенку покатать язычок на качелях: улыбнуться, открыть рот, на счет «раз» опустить кончик языка за нижние зубы, на чет «два»-поднять язычок за верхние зубы.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели,

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

«Заборчик» - рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Подъезжает шофер,

Ну, а впереди – забор.

Тормозит и назад

И так восемь раз подряд.

Так же для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят сказки – игры о «Веселом язычке». Детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения.

Далее наступает этап автоматизации звуков. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Тут возникает необходимость разнообразия приемов своей работы и удержания внимания детей в процессе занятия. Ля малышей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчивое и они быстро устают. Чтобы повысить интерес к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые походы к упражнениям по закреплению правильного произношения

Приведу некоторые варианты игровых фор и приемов при автоматизации поставленных звуков.

«Волшебная палочка», которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счете и просит повторить слог несколько раз;

«Игра на пианино»-ребенок, имитируя игру на пианино, проговаривает заданный слог несколько раз:

РА-РА-РА-РА-РА

РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ

РУ-РУ-РУ-РУ-РУ

РО-РО-РО-РО-РО

РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ

А затем все песенки-слоги «играет» вместе

РА-РЫ-РУ-РО-РЭ

«Проведи слог по звуковой дорожке»-одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведет в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем все громче и громче, а на вершине горы-очень громко.

«Цветочек»-слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков «лепестки открываются и закрываются».

При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:

«У нас гости»- вся деятельность построена на приходе гостя, который не умеет произносить правильно звук и просит его научить; либо гость принес с собой разные задания и просит помочь их выполнить. Например помочь гостям найти правильный звук, который у них похитил Звукоед: к…от-кРот, гла…а-глаЗа, ко…ка-коШка.

Это очень трудно, но доставляет детям удовольствие побыть в роли спасателей и справиться со злодеем Звукоедом. Дети с нетерпением ждут новых встреч с ним.

«Посылка»-приношу на занятия посылку или письмо, отправитель которых известен сразу или имя его выясняется в ходе деятельности. Разбирая посылку, в которой находятся игрушки, картинки, карточки т. д., ребенок выполняет приготовленные для него задания.

«Жучки»-на полянке находятся жучки на которых прикреплены буквы и с помощью магнитиков ловим одного жучка на заданный звук. Поймав «жучка», дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы «Кто это? Что это?», образовывать множественное число и еще много чего можно сделать с этими жучками.

«Украсим елку»-наряжаем ее игрушками (со звуком –С-). СНЕЖИНКА, СНЕГОВИК, СНЕГУРОЧКА, ЛИСА,БУСЫ, ЧАСЫ, МАСКА, СОСНА и т. д.

«Выступаем в цирке» - цирковые артисты (клоуны) выполняют задания, при этом ребенок м активно помогает: ловит мяч с заданным звуком, топает столько раз сколько слогов в слове и т. д.

«Проявляющаяся картинка» - на столе изображением вниз перед ребенком находится картинка. После каждого выполненного задания отдельные части переворачиваются, постепенно «проявляя» изображение. В результате, под конец занятия ребенок видит эту картинку.

Итак, игровые формы ребенка заинтересовывают, вызывают желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Инновационные подходы к коррекции речевых нарушений на основе сказкотерапии.Инновационные подходы к коррекции речевых нарушений на основе сказкотерапии. В ходе модернизации системы дошкольного образования сложились принципиально новые условия для развития и обучения детей с нарушениями речи.

Проектирование предметно-развивающей среды логопункта для речевого развития детей старшего дошкольного возрастаПроектирование предметно-развивающей среды логопункта для речевого развития детей старшего дошкольного возраста На современном этапе все большую актуальность приобретают вопросы коррекции различных отклонений у детей дошкольного возраста. Исследования.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Постановка и автоматизация звуков в игровой форме
Опубликовано: 15 февраля 2014 в 18:20
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Выставка детских рисунков ко Дню Матери «Самая лучшая мама на свете!» (фото отчет).
Мама, милая моя Всей душой люблю тебя. Ты меня прости родная, Что порою огорчаю. В руки карандаш возьму По бумаге проведу Вправо, влево, вниз и вверх...
Фотоотчет театрализованного игрового представления «Сказка ложь, да в ней намек…»
И снова работники районного дома культуры посетили наш детский сад с театрализованной игровым представлением «Сказка ложь, да в ней намек… ». Дети двух...
Детский мастер-класс в технике оригами «Тюльпан»
Задачи: учить детей из квадрата бумаги делать тюльпан; закреплять навыки работы с клеем ( намазывание, приклеивание) ; развивать точность движений рук,...
Методическая разработка занятия с презентацией «Имя твое неизвестно, память твоя...
b]Цель:[/b] формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством рассказа о воинской доблести и бессмертном подвиге воинов, погибших в...
Мастер Класс «Объемная игрушка для украшения»
ождались… наконец-то наступил самый плодотворно-чудотворный период подготовки к Новому году. Каждый год администрация города объявляет о проведении...