Построение развивающей среды в средней группе детского сада. Статья с презентацией

Валентина Панфилова
Построение развивающей среды в средней группе детского сада. Статья с презентацией

СЛАЙД 1): Развивающая предметная среда детства — это система условий, обес-печивающая всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка. Она включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты (парк, сад, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда НОД, компьютерно-игровой комплекс и др.

Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.

Организуя предметную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы.

(СЛАЙД 2): Нормативно-правовой базой для отбора оборудования, учебно-методических и игровых материалов являются:

• концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;

• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;

• письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»;

• письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/1912 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

• Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект).

(СЛАЙД 3):

Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Кон-цепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В. А. Петровского (1993г.).

Авторы Концепции определяют предметно-развивающую среду как организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

В средней группе предметно-игровая среда должна быть существенным образом (если не сказать — радикально) изменена, по сравнению с младшими группами. Постоянные сюжетообразующие наборы (тематические зоны) уступают место более гибким сочетаниям сюжетообразующих игрушек. Дети уже частично сами организуют среду под замысел.

В соответствии с Концепцией в каждой возрастной группе выделяются зоны (центры):

- зона сюжетно-ролевых игр

- зона для игр со строительным материалом конструкторами, дидактическими играми

- учебная зона

- физкультурно-оздоровительная зона

- литературная зона

- экологическая зон

- зона художественно-творческой деятельности детей.

СЛАЙД 4): ИГРОВОЙ ЦЕНТР

Характерным для сюжетной игры детей 4-5 лет является овладение гибким ролевым поведением и переход к самостоятельной организации игровой обстановки "под замысел".

1. Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр (предметы-заместители).

Врач: шапочка с красным крестиком, халат, атрибуты (трубка, шприц, градусник, бутылочка из-под лекарств, баночки из-под мазей с палочкой, пипетка, вата, бинт, горчичники — прямоугольные кусочки медицинской клеенки, таблетки, нарисованные на кусочках картона).

Шофер, мотоциклист: ремень безопасности, шлем, перчатки; копии разных инструментов — гаечный ключ, молоток, отвертка, пассатижи, насос; бензоколонка — кубы, модуль; шланг — веревка; руль.

Повар: колпак и фартук, посуда, продукты.

Летчик: фуражка, пилотка, атрибуты (штурвал, пульт управления с функциональ-ными кнопками — дверные звонки; выключатели — реальные предметы, дети сами мастерят из них пульт.

Машинист: железнодорожная фуражка, инструменты, пульт.

Парикмахер: халат, расчески, бигуди, ножницы, тазик, шампуни, духи, мыло, полотенце.

Моряк, капитан: бескозырка, матросский воротник, капитанская фуражка, бинокль; якорь на шнуре; мачта с флагом; инструменты; бутафория — штурвал, капитанский мостик, спасательный круг, подзорная труба.

Ящик замечательных вещей: бобины от магнитофонной ленты, разнообразные колпачки (большие, маленькие, деревянные, резиновые, пластмассовые, катушки, трубки, кубики, бруски, цилиндры, кегли, палочки, звонки, выключатели, всевозможные пробки, пластины из фанеры (разной длины, ширины и формы, веревки, кусочки поролона, цветные лоскутки.

2. Оборудование для режиссерской игры: многофункциональные кубики; макеты (объемные — домики, гаражи; плоскостные — карты-схемы игрового пространства, ширмы); наборы образных (объемных и плоскостных) игрушек небольшого размера: человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда); животные (сказочные, реалистичные); неоформленный игровой материал: кубики, шарики, колечки от пирамидок, бутылочки; символы пространства (реки, солнце, скамейки, цветы, грибы).

(СЛАЙД 5): ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЦЕНТР

1). Книги, рекомендованные для чтения детям определенного возраста:

Младший и средний дошкольный возраст

1. Произведения малых форм русского народного и фольклора народов мира.

2. Произведения поэтов и писателей России.

3. Литературные сказки.

4. Русские народные и сказки народов мира.

5. Небылицы.

6. Басни (со средней группой).

7. Серии сюжетных картинок (истории в картинках) со средней группой.

(СЛАЙД 6): ЦЕНТР ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Театрализованная деятельность

1. Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок.

2. Кукольный театр.

3. Театр из игрушек-самоделок.

4. Театр резиновых игрушек.

5. Пальчиковый, перчаточный, варежковый театры.

6. Клубковый театр.

7. Театр марионеток.

8. Плоскостной театр.

9. Теневой театр.

10. «Уголок ряженья»: костюмы, украшения — кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках.

11. Атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов).

(СЛАЙД 7): ЦЕНТР НАУКИ

Среди объектов для исследования в действии все большее место должны занимать объекты с сочетанием свойств-параметров или элементов целого, стимулирующие развитие аналитического восприятия (например, объекты для группировки и сериации по двум признакам одновременно, объекты для группировки с последовательным перебором двух-трех признаков, доски-вкладыши с составными формами, геометрические мозаики с графическими образцами и т. п.). Усиливается значение объектов-"головоломок" в широком понимании этого слова, несущих в себе познавательно-исследовательскую задачу (как это устроено, что надо сделать, чтобы достичь какого-то эффекта, как разобрать и снова собрать эту вещь, стимулирующих предварительное рассуждение, анализ целого и его элементов, действия по преобразованию объекта с поиском причинно-следственных отношений и комбинаторных связей.

В средней группе должен появиться нормативно-знаковый материал в виде кубиков с буквами и цифрами, наборов картинок с изображениями букв и предметов, цифр и предметов и т. п. Этот материал, свободно исследуемый детьми, вводит их, пока еще внешне, на уровне графических образцов, в нормативно-знаковый мир.

Образно-символический и знаковый материалы компактно располагаются в коробках с условными метками-ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей.

Образно-символический материал расширяется по тематике и усложняется по содержанию репрезентированных в нем предметов и явлений окружающего, а также усложняется в направлении более сложных "комплексных" оснований классификации предметов и явлений. Это разнообразные наборы картинок для классификации, парного сравнения, включения недостающего элемента в класс, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок для выстраивания событийных последовательностей (до 4-6) и т. п. При этом карточки могут быть обычными (допускающими многовариантные решения) или с замковым соединением типа паззлов, обеспечивающим проверку правильности решения. Для развития аналитического восприятия полезны разрезные картинки и кубики (из 6-8 элементов).

- ЦЕНТР РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА

- ЦЕНТР ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ (ИГРОТЕКА)

Игры и оборудование для развития речи:

1. Тактильные дощечки, разные на ощупь (5x10 см). Наклеить: кусочек искусственного меха; наждачную бумагу (она должна быть жесткой и шершавой); кусочек мягкой ткани (байки, фланель); воск от свечи, чтобы на поверхности образовались застывшие капли; кусок веревки или толстый шнурок (зигзагообразно); спички или маленькие тонкие палочки; скорлупки от орехов; фольгу или целлофан; бархат или бархатистую ткань; рубчатую ткань (вельвет); крупу (гречневую или перло-вую); чешуйки от шишки.

2. Коллаж - лист картона, на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры

3. Настольно-печатные игры.

4. «Волшебная книга» (составляется из рассказов детей и оформляется их иллюстрациями).

- Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема.

Для детей 4—5 лет

1. Игры: «Логические кубики», «Уголки», «Составь куб».

2. Серия: «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Волшебный куб», «Сложи картинку».

3. Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»).

4. Модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание вре-менных отношений.

5. Игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»).

6. Игры с алгоритмами, включающие 3—5 элементов («Выращивание дерева»).

7. Альбомы с образцами логических упражнений.

(СЛАЙД 8): ЦЕНТР ПРИРОДЫ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Комнатные (цветы с крупными листьями: фикус, бегония; цветы с мелкими листьями: аспарагус, «Огонек») и искусственные растения (сравнение объектов по признаку «живое — неживое»).

2. Место для труда (инвентарь для трудовой деятельности: 2 клеенчатых фартука, щетки, тряпки, лейки, тазик, палочки для рыхления и т. д.)

3. Календарь природы

4. Картины - пейзажи по времени года;

5. Мини-лаборатория для исследовательских опытов;

6. Материалы по разделам: песок, соль, вода, магнит, бумага и т. д.

7. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема.

8. Сита и воронки.

9. Соломки для коктейля.

10. Разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости (для рассматривания песчинок)

11. Разные виды бумаги.

12. Карточки-схемы проведения экспериментов.

13. Персонажи, наделенные определенными чертами (любознательный, удивляющийся и задающий вопросы Почемучка, от имени которых моделируются проблемные ситуации.

(СЛАЙД 9): ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР

Строительный материал для свободной самостоятельной деятельности хранится в коробках, в которых он приобретен.

Мелкие игрушки для игр со строительным материалом уже можно не расставлять на полках, а тоже убрать в коробки.

Крупный строительный материал хранят в шкафах, на подвесных полках (в открытом виде).

1. Строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей.

2. Образцы построек и поделок.

3. Пластмассовые банки, коробки разных размеров.

4. Палочки.

5. Наборы для моделирования

(СЛАЙД 10): ЦЕНТР ИСКУССТВА

Оборудование для ИЗО:

Развертывание и реализация новых целей требуют от детей более развитых и разнообразных навыков и умений. В связи с этим потребуются новые материалы и инструменты. Дети активно работают с ножницами по созданию коллажей, используют в своей работе по конструированию природные и бросовые материалы и т. п.

Дети, в этом возрасте, воспроизводят в рисунке не то, что они видели, а то, что они себе представляли, воображали и для этого они могут использовать разнообразные изобразительные материалы.

Вместе с тем, детей надо учить технике закрашивания. Это можно сделать не только при закрашивании рисунка, выполненного самостоятельно, но и при использовании специальных трафаретов, альбомов. Поэтому, начиная со средней группы, мы вводим в перечень эти пособия. Для этого в работе с детьми по изобразительной деятельности на занятиях и в свободной деятельности должны быть широко представлены изобразительные и пластические материалы (угольный карандаш, цветной пат, соленое тесто и т. п.)

Очевидно, что способность воспринимать цвет имеет для ребенка этого возраста большое практическое значение. Благодаря цвету даже самые несовершенные работы преображаются, и дети испытывают радость и чувство удовлетворения от своего труда. Но для этого требуется специальное оборудование и материалы (палитры, большое количество белил и т. п.).

1. Полочка с произведениями искусства

2. Трафареты, лекала, геометрические формы

3. Краски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры

4. Белая и цветная бумага

5. Ножницы

6. Пластилин, салфетки

(СЛАЙД 11): ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В этой возрастной группе необходимо иметь "Физкультурный уголок", который может быть представлен как тележка на колесах. В нем находятся короткие гимнастические палки, геометрические формы, массажные мячи, плоские обручи, кольца. "Физкультурный уголок" располагается в углу комнаты.

Такие пособия, как мячи разных размеров, мячи-утяжелители, наборы (серсо, кегли, кольцеброс, шнуры, следует хранить в открытом виде в ящиках, которые располагаются вдоль стены.

Гимнастические модули и мячи важно расположить у стен, где нет батарей.

В средней группе хорошо иметь деревянную стенку (высота 150 см) для формирования правильной осанки, расположенную возле входной двери группы.

1. Материалы для игр (мячик, скакалка, обручи и пр.)

2. Картотека подвижных игр.

(СЛАЙД 12): ЦЕНТР МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

1. Музыкальные игрушки (озвученные – музыкально-плоскостные балалайка, пианино и т. д.); народные игрушки;

2. Музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабанчик, колокольчики.

(СЛАЙД 13): ЦЕНТР НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ.

(СЛАЙД 14): ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ

(СЛАЙД 15): НАСТЕННЫЙ ГРУППОВОЙ МАТЕРИАЛ

1. Плакаты типа «Семь - Я», стенды для демонстрации детского творчества и пр.

УГОЛОК ИМЕНИННИКА

Оформляется в свободной форме.

УГОЛОК КОЛЛЕКЦИЙ

- Камни, гербарии, морские и речные раковины, фантики, открытки, марки, календари.

(СЛАЙД 16): СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Прикреплённые файлы:

razvivayuschaja-sreda-v-srednei-gupe_eoi58.pptx | 8145,56 Кб | Скачан: 1391
 
Публикации по теме:

«Организация условий работы по художественно-эстетическому развитию детей» с ФГТ Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют.

Презентация проекта «Предметно-развивающая среда разно-возрастной группы» Развивающая предметная среда для любого дошкольного возраста является основным средством формирования личности ребенка и является источником.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Здоровье, гигиена
  • Искусство
Автор публикации:
Построение развивающей среды в средней группе детского сада. Статья с презентацией
Опубликовано: 14 июля 2013 в 23:28
+38
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год.
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год. Воспитатель в группе одевает костюм Зимы! Зима: Здравствуйте дети! Я пришла в гости к вам из:...
Облако. Мастер класс.
Очень часто, мы воспитатели, используем различные природные явления в интерьере и оформлении различных помещений. Самыми, наиболее часто используемыми,...
Консультация и стихи ко Дню рождения Оле-Лукойе
Ещё один День радостного календаря Завтра по календарю радостных дат «Кален-Дар» чудесный праздник – День рождения Оле-Лукойе. Каждый из нас знаком с...
Мастер-класс «Разноцветная зима». Учимся рисовать пейзаж.
Зима нас радует свежестью, многообразием оттенков белого, чистотой. Откуда же взяться разноцветью ? Если волшебница-осень раскрашивает окружающие нас...
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...