Повышение грамотности у детей с помощью ребусов

Елена Козицына
Повышение грамотности у детей с помощью ребусов

Консультация для воспитателей детского сада

Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Козицына Е. А. г. Северодвинск 2011 г.

Все чаще и чаще можно услышать теперь, как люди говорят неправильно. Подбирают неправильные слова и выражения, неправильно ставят ударения. От этого речь становится засоренной, немелодичной и некрасивой. Многие возразят: «А какая разница, КАК говорить, главное смысл передать». Но это не так!

Можно ходить в кедах и драных брюках, но мы же одеваем другую одежду. Красивые вещи радуют не только нас, но и окружающих. То же самое происходит и с речью. Если мы говорим красиво и правильно, то нас приятнее слушать в обществе, приятно и самому себе. Всегда приятнее общаться с грамотным человеком. На многих людей действует раздражающе неправильная речь. Вот человек говорит неграмотно, его слушаешь, беседуешь с ним, общаешься, даже споришь, а вот серьезно относится к мнению такого собеседника, считать его интересным вряд ли возможно. И у многих людей будет именно такая позиция по отношению неграмотности речи. Каждый имеет право говорить, так как он хочет, ему нравится и удобно, но очень хочется, чтобы разговорный язык был чистым, красивым и приятным на слух. Люди с хорошо поставленной, грамотной речью и богатым словарным запасом добиваются успехов в жизни больше. Человек, который умеет ясно выразить свою мысль - воспринимается обществом как более развитым интеллектуально, а значит и получает больше уважения.

Знать родной язык необходимо. Грамотное письмо зависит не только от того, насколько ребёнок знает правила орфографии, но и от умения различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить. В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, если вы будете говорить неправильно, ваш малыш будет усваивать неправильную речь. Чтобы этого не произошло, важно помнить про два «золотых нельзя»:

Нельзя искажать слова, подражать детскому произношению и «сюсюкать».

Нужно:

Разговаривая с малышом, следите, чтобы ваша речь была четкой и выразительной, грамотной, простой, ясной.

Нельзя допускать, чтобы ребенок обозначал окружающие предметы звукопроизношениями.

Например: ребенка спрашивают: «Кто это?» - показывая на собаку, а он отвечает «гав-гав».

Нужно:

Если ребенок плохо говорит, или не говорит пока, то можно воспользоваться следующей схемой:

не спрашивайте и не настаивайте, чтобы ребенок произнес слово попросите ребенка показать на тот предмет, который вы называете и только потом объясните «как звучит» или «как говорит»;

Формирование грамотной речи у детей – это одна из основных задач воспитателя. Орфографическая грамотность на 80 – 90 % определяется развитием и орфографической памяти. Что такое орфографическая зоркость? Это умение видеть «ошибкоопасные места в слове», то есть те места, где можно допустить ошибку!. Как же развить орфографическую зоркость и орфографическую память, тем самым повысить грамотность детей? Как же повысить грамотность речи детей?

Грамотность речи детей можно повысить с помощью частого чтения книг детям, объяснения им новых слов, игра в различные развивающие игры. Можно повысить грамотность речи с помощью различных интеллектуальных игр. Кроссворды, загадки и ребусы идеально подходят для этого. Сегодня мы остановимся на ребусах.

Ребусы - это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками. Название образовано от латинского rebus - (вещь, предмет). Это загадка, в основе которой лежит изображение в сочетании с буквами, цифрами, разнообразными символами. Решить его означает перевести все то, что изображено в ребусе, в осмысленное слово или предложение.

Разгадывание ребусов – очень увлекательное занятие. Оно помогает в развитии умения логично рассуждать, быть находчивым и сообразительным, в целом данное занятие помогает совершенствовать мыслительные способности ребенка.

Это прекрасная гимнастика для интеллекта, способ интересно, с пользой провести время. Важно, однако, правильно подобрать ребусы возможностям ребенка, постепенно переходя от простого к сложному.

Каждый четырехлетний ребенок мечтает научиться читать. Книги, журналы, реклама, надписи на улицах и в телевизоре, на обертках конфет и на упаковках с игрушками – письменная речь окружает ребенка везде, она такая желанная и, увы, такая непонятная!

Именно эту мечту ребенка воплощает Ребус-метод.

Если малыш еще не читает или читает с трудом, предложите ему игру в «Секретное письмо» (или в «Разведчиков», или в «Шпионов», или в «Первобытного человека, который еще не изобрел букв и переписывается картинками», или во что-либо еще — в зависимости от вашей фантазии). Условия игры просты: вы составляете слово или письмо из первых букв нарисованных предметов, а ребенок должен «угадать» (то есть прочесть) эту запись.

Возьмём самое простое для примера:

МА если поставить

МА

То получится МА МА

Следующий пример: первый склад от слова «пальма» - это будет ПА, а если две пальмы, то это уже ПА ПА

Вот попробуйте сами прочитать теперь:

Получится МА ША

КА РЕ ТА

А вот дальше вводятся ребусы с безударными гласными:

СО БА КА

Получается слово СОБАКА. Первый слог безударный. Это слово можно напечатать на карточке, выделив при этом первый слог СО, затем в течение двух-трёх недель обращать внимание, а вот потом, убрав карточку, можно предложить детям игру «Угадай слово»: Детям предлагается угадать домашнее животное, которое охраняет наш дом и вписать это слово в квадратики:

Но для этого надо знать, как пишется слово СОБАКА, если напишет САБАКА, то он проиграл! Вот вам один из примеров развития орфографической зоркости и орфографической памяти, когда дети сначала по первым слогам определяют слово, которое загадал воспитатель, далее на запоминание оно напечатано на карточке и висит две-три недели, а вот потом уже вводится другая игра на закрепление.

Присоединяем ребусы с отдельными согласными:

К

МО ЛО ТО К

Аналогичную работу проводим с этим словом. Слово на карточке висит недели две, а затем убирается, и предлагается в игре Угадай слово: инструмент. Которым заколачивают гвозди.

В принципе, любой взрослый может придумать свои ребусы. Лишь одно нужно не забывать: Каждое слово-картинка должно начинаться с ударения: кОшка, но не котЁнок. Потому что в слове \\"котёнок\\" первое О звучит как А, и любой малыш скажет КА вместо КО. Ну и, конечно, игры для закрепления.

Можно предложить детям ещё такую игру: «чтобы это значило?» Воспитатель намерено даёт карточку с неправильным написанием слова. Например КОТОК? Что такое коток? Получается, что это место для выгула котов. Или если слово ХВОСТЛИВЫЙ. Это мальчик, у которого вырос хвост? Слова берутся самые простые.

Когда дети знают слоги, то можно вводить уже следующие игры, которые тоже являются ребусами:

Подобрать окончания слов

А дальше детям можно предложить ребусы, где в слове уже находится слово, преобразование слов, то есть с помощью суффиксов образуются однокоренные слова, а ещё просто игра путём замены букв, но получается при этом новое слово.

Поначалу не оставляйте ребенка один на один с новой задачей. Старайтесь понять, в чем его трудности, и помогайте ему. Но не навязывайтесь, не подавляйте его инициативу. Там, где он может справиться сам, позвольте ему получить удовольствие от самостоятельно найденного решения. Не забудьте порадоваться за него и не скрывайте своей радости и гордости.

Одно напоминание. Не забывайте о маленьких словах: по, на, под, над, за, из, из-за, с, в. Не обратишь внимание на такое словечко — не разгадаешь ребус. Никогда никто не должен забывать о маленьких. Особенно когда разгадываешь ребусы. Помните, как в загадке про буквы на трубе? — А и Б сидели на трубе…

В о семь НА ча ло ЗА я ц

Легко нарисовать задания-ребусы с использованием предлога В: ВОДА (в букве О написать слог ДА, СОВА (слог СО написать в букве А, ДЕРЕВО (сочетание ДЕРЕ написать в букве О, ВЕТЕР (в букве Е написать ТЕР). Предложите ребенку отгадать эти ребусы, а затем самому составить ребусы к словам ВАТА (В - А - ТА, ВАЗА (В - А - ЗА, ВОЛК (В - О - ЛК, ВЕРА (В - Е - РА, ВОЛНА (В - О - ЛНА, ВЕСНА (В - Е - СНА, ВАГОН (В - А - ГОН, ВЕТКА (В - Е - ТКА, ТЫКВА (ТЫК - В - А).

Используйте для составления ребусов слова, в состав которых входит слог НА. Например, слово ПАНАМА изобразите таким образом: слог ПА напишите на слоге МА. Или написав слог КА на букве У, получим слово НАУКА. Пусть ребенок отгадает слово и подобным образом зашифрует слова ЗНАНИЕ (3 - НА - НИЕ, ФОНАРИ (ФО - НА - РИ, НАДЯ (НА - Д - Я, НАЧАЛО (НА - ЧА - ЛО, ПЕНАЛ (ПЕ - НА - Л, КАНАТ (КА - НА - Т, НАСОС (НА - С - ОС).

Важно помочь ребенку подобрать правильные предлоги к ребусам, осмысливать сочетания букв и предлогов. Например: при отгадывании ребуса со словом ВОДА спросите ребенка, где написано ДА, затем ребенок будет обдумывать несколько вариантов сочетаний букв - ДА-В-0 и В-О-ДА. Отгадывание и составление ребусов дает ребенку возможность насладиться забавными сюрпризами родного языка. Вот так весело и интересно поиграв с ребёнком 2- 3 раза в неделю по 15 – 20 минут, можно достичь замечательного результата. И начинать это надо уже с дошкольного возраста, это надёжнее, проще и результаты будут прочнее!

Игры, приведенные мною в пример, предназначены для выполнения разнообразных образовательных задач: учиться составлять слова из букв и/или слогов, учиться читать слова, формировать навык осмысленного чтения, учиться определять, какие буквы входят в состав слова, учиться определять порядок букв в слове, развивать орфографическую зоркость и орфографическую память. При подборе игр для занятий с ребенком надо выбирать упражнения с разными видами задач. Такой подход к занятиям на этом этапе обучения чтению поможет сохранить увлеченность ребенка, вызовет дополнительный познавательный интерес к слову.

Список литературы:

1. Повышаем грамотность у детей с помощью ребусов. Ракитина В, Рыжанкова Е. Издательство: Детство-Пресс, 2007 г.

2. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. Линго Т. И. Ярославль»Академия развития» 1998 г.

3. Ювентик. Педагогическая технология по обучению дошкольника элементам грамоты. Колесникова Е. Издательство «Ювента».

4. Игры, ребусы, головоломки. Папка дошкольника. 2008 г.

5. В стране волшебных сказок. Александровская М., Семеренко В. Ярославль. «Академия развития» 200 г.

6. Забавные ребусы. Школа раннего развития.

7. Газета для родителей, для тех, кто растит и воспитывает детей № 1 январь 20011 г.

Прикреплённые файлы:

rebusy-dlja-gramotnosti-kozicynoi-ea_3ujlk.ppt | 7742 Кб | Скачан: 204
 
Публикации по теме:

Оформление детского садаОформление детского сада Зимний сад создавался общими усилиями педагогов нашего детского сада. В зимнем саду создан уголок для экспериментирования. В планах создание.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Транспорт
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Повышение грамотности у детей с помощью ребусов
Опубликовано: 5 октября 2012 в 23:55
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста...
( Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними,...
Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе на тему: «Зима в лесу»
Программное содержание: - закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; - расширить и закрепить знания детей о диких животных, об...
Наши развивающие планшеты
Здравствуйте уважаемые коллеги. В нашем детском саду объявлен конкурс ноябрь - январь "Развивающие пособия для детей раннего возраста". Вот,...