Папки-передвижки

Повышение качества дошкольного образования в структуре основной образовательной программы

татьяна марченко
Повышение качества дошкольного образования в структуре основной образовательной программы

Доклад

Повышение качества дошкольного образования в структуре основной образовательной программы

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Публикация «Повышение качества дошкольного образования в структуре основной образовательной программы» размещена в разделах

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" ставит перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

В нашем детском саду реализуется основная образовательная программа до-школьного образования, разработанная на основе содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др.

Как рекомендовано в федеральном государственном образовательном стандарте она соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, а также сочетает принципы научной обоснованности и практической преемственности.

Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию. В программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития математических представлений, рисования, лепки и т. д. Все это заложено в образовательные области.

Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени представлены в образовательной программе дошкольного образования в соответствии заявленными в федеральном государственном образовательном стандарте принципами:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принцип необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму")

- принцип интеграции

- комплексно-тематический принцип

Я хотела бы представить опыт нашего детского сада по организации воспита-тельно-образовательного процесса в подготовительной группе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса :

• совместной деятельности взрослого и детей

которая осуществляется в виде непосредственно образовательной деятельности, индивидуальной работы и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (утренний приём детей, гимнастика, игровая деятельность, культурно гигиенические навыки, прогулка, подготовка ко сну, организацией питания и др.)

• самостоятельной деятельности детей осуществляемой с помощью

-развивающих игр с вариантами и разной степенью сложности;

- использование пособий для организации двигательной деятельности и спортивных игр;

- пособий для художественно-речевой деятельности (иллюстрированный материал, книги, различные виды театров, музыкальные аудиозаписи, детские музыкальные инструменты);

-пособий для ручного труда, рисования, лепки, аппликации, с последующим использованием результатов труда в играх и т. д.

Формы и методы работы по организации воспитательно-образовательного процесса в течении дня

Большое значение в организации всего дня имеет утренний прием детей. Каждый воспитатель имеет возможность занять и заинтересовать всех детей, пообщаться с родителями, определить состояние и настроение воспитанников. Необходимо обращать внимание на внешний вид детей, пришедшие дети должны здороваться, разговаривать негромко и не кричать. Мы стараемся сделать так, чтобы все нашли себе интересную деятельность и не мешали другим детям.

В случае если ребенок не смог самостоятельно выбрать себе занятие мы стара-емся помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек или дать Необходимо создать условия для разнообразной и интересной деятельности детей в группе для этого создаётся, согласно теме недели образовательная развивающая среда (иллюстрации, дидактические игры, книги, дидактический материал и т. д.).ребенку какое-либо конкретное поручение (индивидуальная работа).

Важный воспитательно-образовательный момент - прием пищи. Во время приёма пищи мы проводим с детьми беседы о культуре питания, запоминаем названия блюд, отмечаем заботу няни и повара. В процессе еды мы контролируем осанку детей, стараемся, чтобы дети съели всю предложенную пищу, воспитываем культурно-гигиенические навыки приёма пищи.

С целью развития познавательной активности, любознательности, перед завтраком мы организуем развивающие игры типа "Что повар приготовил?", "Съедобное - несъедобное", "Чем полезен?", "Угадай, из чего?", дидактические игры и беседы о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд. Благоприятный период для индивидуальной работы - сервировка стола: мы предлагаем ребенку логическую задачку, проблемную ситуацию, создаём неправильную сервировку и просим подумать, все ли сделано верно. При организации приёма пищи детьми обеспечивается своеобразная интеграция культурно-гигиенических навыков, дежурства (трудовой деятельности, освоение правил поведения за столом.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми проводится в виде развивающих проблемно-игровых и практических образовательных ситуаций в соответствии с образовательными областями. Разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей обеспечивается по основным направлениям — социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Образовательные ситуации строятся как увлекательная проблемно-познавательная деятельность. Активно используем игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Образовательные ситуации носят преимущественно интегративный, проблемно-поисковый характер, предполагают познавательное общение, совместную деятельность с воспитателем и активную самостоятельность детей в решении задач (социальных, коммуникативных, познавательных, ху-дожественных, двигательных, экологических, творческих и пр.)

Например: тема недели «Зимующие птицы», образовательная область ПО-ЗНАНЕ (развитие математических представлений) для мотивации можно использовать письмо, которое в группу принесла сорока, с просьбой помочь посчитать птиц, которые прилетают в лес к кормушке. Так как корма насыпано определённое количество, то встаёт проблемная ситуация, хватит ли его на всех прилетающих зимующих птиц и ребята отправляются на помощь в зимний лес, по дороге в который им встречаются небольшие логические (загадки, шарады, ребусы) и физические (овраги, горы, ручейки и т. д.) препятствия. Таким образом дети не только упражняются в прямом и обратном счете в пределах десяти и соотношение цифры с количеством, но и изучают названия зимующих птиц и то чем они питаются. Такие занятия-путешествия в большей степени заинтересуют дошкольника в изучении математики и лучшим образом способствуют усвоению программного материала.

Можно также использовать сюрпризный момент когда в группу приходит гость, например: тема недели «День космонавтики», в группу приходит Незнайка и предлагает детям полететь на луну, встаёт проблемная ситуация на чём можно полететь. Дети превращаются в конструкторов и начинают строить корабли. Затем дети «Отправляются» в космос, где знакомятся не только с планетами нашей солнечной системы и космическими телами, но и освобождают их от космических пришельцев путём решения логических задач, кроссворда и словесных игр. По завершению путешествия детям предлагается изобразить в рисунке то, что больше всего им запомнилось. Таким образом, дети легко усваивают материал и у них надолго сохраняется в памяти интересная игровая деятельность

Прогулка представляет собой систему, зависимую от непосредственно образовательной деятельности.

В режиме дня детского сада предусмотрено достаточное время для пребывания воспитанников на свежем воздухе. Прогулку организуем дважды в день в первой половине - до обеда и во второй - после дневного сна или перед уходом детей домой.

В рамках новых требований тематика прогулки соответствует теме, которая проводится в образовательной деятельности.

Прогулка включает в себя игры, наблюдения, беседы, труд, экспериментирование, физкультурно-оздоровительную и индивидуальную работу а также самостоятельную игровую деятельность

Например: тема недели «Осенняя пора» детям предлагается на прогулке беседа–наблюдение «осенняя пора» цель, которой формировать у детей представление об изменениях в природе, умение различать и характеризировать приметы осени. Игра «Найдём листок, какой скажу», трудовое поручение: помочь взрослым убрать с клумбы высохшие растения, индивидуальная работа «Составь последовательность событий правильно» (характерные признаки времён года, подвижные игры «Догони свою пару, такой же листок», «Ловишки с листочками» и в заключении можно добавить игру «Правила поведения в природе». Во время самостоятельной игровой деятельности на свежем воздухе проводится индивидуальная работа с детьми по физической культуре.

Во второй половине дня есть значительный отрезок времени, когда дети могут играть и заниматься в групповой. Это время необходимо использовать рационально и насыщенно. Сразу после дневного сна в группах проводится «Минутка бодрости», которая включает в себя закаливающие процедуры и культурно гигиенические навыки.

Ежедневно, во вторую половину дна, проводится «Минутка чтения» которая включает в себя не только чтение художественной литературы, но и подготовку к мероприятиям и праздникам.

С детьми организуем коллективный труд, индивидуальную работу и самостоятельную игровую деятельность, проводим развлечения, организуем игры-драматизации и кружковую работ.

Например кружок художественного творчества «Юный скульптор» цель которого научить детей с удовольствием мастерить, работать с пластичным материалом, и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс, и результат приносил радость и удовлетворение. Занятия в кружке «Юный скульптор», даёт прекрасную возможность вовлечь детей в процесс эмоционально-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающей среды и на основе этого формировать потребность создавать самим продукты эстетической значимости, а также это прекрасный способ развить мелкую моторику рук и подготовить её к письму.

В результате работы этого кружка дети обретают умения воспринимать и различать произведения художественного творчества, выделять средства выразительности. У детей развиваются внимание, наблюдательность, зрительное и осязательное восприятие. Совершенствуется память, мышление, воображение, творческая фантазия. В конце учебного года организуется выставка, оформленная совместно с детьми на день открытых дверей.

Для развития самостоятельной деятельности детей мы создаем развивающую предметную среду, которая включает в себя наличие:

- игровых зон для сюжетно-ролевых игр;

- уголок природы и экспериментирования;

- уголок здоровья и безопасности;

- уголок для художественного творчества;

- Фонотека и видиотека;

- Развивающие и дидактические игры;

- Уголок уединения и т. д.

Итог прошедшего учебного года позволил сделать вывод об эффективности и результативности реализации основной образовательной программы. Уровень готовности детей к обучению в школе, по результатам мониторинга проводимого на начало учебного года, составлял 48 %. На конец учебного года уровень значительно вырос, 87 % детей, готовы к обучению в школе. Оставшиеся 13% составили дети, не посещающие детский сад по причине болезни, в течение летней оздоровительной программы с ними была проведена индивидуальная работа по усвоению детьми программного материала.

Сегодня ещё нельзя сказать, что работа по реализации федерального государ-ственного образовательного стандарта идёт на достаточно высоком уровне, много вопросов остаётся открытыми.

В нашем детском саду есть педагоги, которым необходимо повышать свой профессионализм, работать над тем, чтобы любая образовательная деятельность соответствовала статусу увлекательного дела, была мотивированной, чтобы дети были, активными участниками воспитательно-образовательного процесса и воспитатель умел стимулировать детей к успеху.

Из выше сказанного можно сделать вывод: Практический процесс по внедре-нию федерального государственного образовательного стандарта в работу нашего детского сада идет, но есть ещё много вопросов, которые требуют более глубокого изучения. В процессе работы, что то апробируем, что то отменяем, принимаем определенные решения, ищем новые формы работы, на возникающие вопросы ищем ответы.

Публикации по теме:

ФГОС. Требования к условиям и проблема реализации основной образовательной программы дошкольного образования Стандарт базируется на Федеральном законе об образовании в Российской Федерации, вступившим в силу 1 сентября 2013 года, где дошкольное.

Мониторинг образовательной программы дошкольного образования в ДОУ ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО: на педагогическом совете Заведующий ГБДОУ д/с №6 ГБДОУ детский сад №___ Протокол № ___от..

Особенности основной образовательной программы ДОУ компенсирующего вида В соответствии с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, которые учитывают.

Отчет о выполнении основной образовательной программы детского сада Работаю в младшей группе МБДОУ «Детский сад «Звездочка» п. Школьное», с применением примерной основной образовательной программы «От рождения.

Самоанализ деятельности «Повышение качества дошкольного образования посредством проектной деятельности» (часть первая) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Чановский детский сад №2 осуществляет свою деятельность в соответствии с годовым.

Самоанализ деятельности «Повышение качества дошкольного образования посредством проектной деятельности» (часть четвертая) рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы; игровые упражнения и игры с мячами;.

Самоанализ деятельности «Повышение качества дошкольного образования посредством проектной деятельности» (часть вторая) Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;.

Самоанализ деятельности «Повышение качества дошкольного образования посредством проектной деятельности» (часть третья) Актуальностью для разработки и реализации проекта ко Дню матери послужило то, что в современном мире интерактивности стало все сложнее родителям.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при разработке основной программы дошкольного образования Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) муниципального бюджетного образовательного учреждения.

Взаимодействие ДОУ и семьи по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Презентация «Взаимодействие ДОУ и семьи по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение качества дошкольного образования в структуре основной образовательной программы
Опубликовано: 20 марта 2016 в 11:44
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД