Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности детей

Ольга Раздьяконова
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности детей

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, организуемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

- опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей отношений;

- коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений;

- путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира);

- путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).

Педагог Н. М. Короткова предлагает алгоритм деятельности педагога по организации познавательно-исследовательской деятельности детей:

- привлечение внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта;

- предоставление возможности детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект;

- формулирование причинно-следственных связей;

- самостоятельное использование оборудования в свободной деятельности.

Чтобы проверить знания педагогов в данном направлении рекомендую провести деловую игру «Что? Где? Почему?».

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

- Закрепить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста;

- Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником;

-Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации детского экспериментирования.

Оборудование: ноутбук, стол с секторами, вращающаяся стрелка, конверты с заданиями для педагогов, набор оборудования для проведения опытов.

Планируемый результат:

Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Организация игры

Ведущий: Закрепим наши знания через деловую игру (воспитатели делятся на две команды). В каждой команде одинаковое количество участников. На выполнение задания командам дается ограниченное время, по истечении которого участники игры дают ответы на поставленные вопросы, выполняют практические задания. Ответы выносятся на суд членов жюри. После обсуждения жюри формулирует правильный ответ на задание.

Ведущий: Деловую игру мы начнем с вопроса: «Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?» (ответы воспитателей).

Педагогу от каждой команды предлагается подойти к столу и совершить поворот стрелки. В каждом секторе расположены конверты с различными типами заданий (Приложение 1):

«Музыкальное задание» - педагогам команды предлагается мелодия песни об объекте экспериментирования.

«Чёрный ящик» - предлагается выполнить определённый опыт с предложенным оборудованием.

«Объяснялки» - предлагается прослушать запись рассказа ребёнка и угадать о чём идёт речь.

«Внимание, вопрос» - предлагается ответить на вопрос.

После выполнения всех заданий секторов Жюри подводит итоги, команды поощряются призами.

Приложение 1

Содержание заданий для педагогов

«Объяснялки» от детей (звукозапись)

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по - разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах (ЛАБОРАТОРИЯ).

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают (ЭКСПЕРИМЕНТ).

3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах (ОКЕАНОЛОГ).

4. Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, он может погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям, когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ).

«Внимание, вопрос

1. По каким принципам можно квалифицировать эксперименты?

Правильный ответ: Эксперименты можно классифицировать по разным принципам - по характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями, животными, объектами неживой природы, объектом которых является человек; по месту проведения опытов: в групповой комнате, на участке, в лесу, в поле; по количеству детей: индивидуальные (1 – 4 ребенка, групповые (5 – 10 детей, коллективные (вся группа); по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка; по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические; по продолжительности: кратковременные (от 5 до 15 минут, длительные (свыше 15 минут); по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические; по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные, итоговые; по характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

2. Что первично: причина или следствие?

Ответ: следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.

3. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.

Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.

4. Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.

Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипуляторная игра, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.

5. Постройте верную структуру занятия-экспериментирования.

Ответ: 1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

3. Уточнение плана исследования.

4. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

5. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

«Музыкальное задание» -8 мелодий песен об объектах экспериментирования.

«Чёрный ящик»

1 опыт «Раскрасим салфетку без рук».

Оборудование: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры.

Ход действий: стакан заполняется водой на 1/3 часть. Салфетка складывается несколько раз так, чтобы получился узкий, длинный прямоугольник. От него отрезается кусочек примерно 5 см шириной. Развернуть, чтобы получился длинный отрезок. Отступая от нижнего края примерно 5-6 см, начинаем ставить большие точки каждым цветом фломастера. Образуется линия из цветных точек. Затем салфетку помещают в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 1,5 см в воде. Наблюдаем.

Выводы: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками. Почему вода не бесцветна? Как она поднимается вверх? Волокна целлюлозы, из которой состоит бумажная салфетка, пористые, и вода использует их как путь наверх. А проходя сквозь краску фломастера, она растворяет её.

2 опыт «Танцующие хлопья».

Оборудование: Бумажное полотенце, 1 чайная ложка рисовых хрустящих хлопьев, воздушный шарик, шерстяная ткань.

Ход действий: расстелите на столе бумажное полотенце, высыпьте на него хлопья. Надуйте шарик и завяжите его. Потрите шарик о шерстяную ткань. Поднесите шарик к хлопьям и наблюдайте.

Выводы: Хлопья стали «танцевать». Это происходит по причине разделения статических электрических разрядов между двумя различными предметами. Если подождать, хлопья опять упадут на полотенце.

Список литературы

1. Дыбина О. В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста/О. В. Дыбина. - Тольятти: Изд-во фонда «Развитие через образование», 2002. – 130 с.

2. Иванов А. И. Детское экспериментирование как метод обучения/ А. И. Иванов// Педагогический вестник. - 2004. - № 3. – 90 с.

3. Прохорова Л. Н. Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира/ Л. Н. Прохорова. – Владимир, 2001. – 47 с.

4. Савенков А. И. Развитие познавательных способностей/ А. И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 32 с.

5. Селевко Г. К. Социально-воспитательные технологии/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2002. – 176 с.

6. Тугушева Г. П. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста/ Г. П. Тугушева// Дошкольная педагогика. – 2001. - № 1. – с. 23 – 26.

Публикации по теме:

Формирование профессиональной компетентности начинающих педагогов ДОУ в условиях ФГОС до Целью моей педагогической деятельности является: Создание условий для повышения профессиональных компетенций педагогов с введением ФГОС.

Из опыта работы «Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов на современном этапе» В системе дошкольного образования произошли серьёзные изменения. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый «Закона об образовании в Российской.

Конспект организации познавательно-исследовательской деятельности «Чудо-дождик» Тип работы - Явления природы весной. Возрастная группа – II младшая Тема произвольная – Чудо дождик. Количество детей - 20 Конспект организации.

Методическая разработка «Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОУ» Методическая разработка по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОУ». Подготовила старший воспитатель МБДОУ «Детский.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности детей
Опубликовано: 23 мая 2018 в 10:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра «На приёме у врача»
Задачи: познакомить детей с профессией врача; развивать умения составлять рассказ по опорным картинкам( рассказ пациента о его заболевании) ; продолжать...
Консультация «Влияние сказки на исполнительское творчество детей» +презентация
Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, с миром взаимоотношений и с окружающим...
Консультация для родителей «Три года — очень важный этап в жизни ребенка»
Три года – очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического,...
Фотоотчет «Занятие по ИЗО в первой младшей группе «Покажу я Манечке свой цветочек...
Дошкольник в возрасте 2, 5 - 3-х лет очень восприимчив и эмоционален к цвету и краскам. Он, как губка, впитывая тона красок и палитру разнообразия цветов,...
Фотоотчет о театрализованной деятельности группы «Сказка «Колобок»
Театрализованная деятельность дошкольников имеет много направлений: с ее помощью мы развиваем речь, эмоциональную сферу, эстетические восприятия....