Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста

Юлия Новикова
Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста

Повышение уровня адаптационных возможностей детей

младшего дошкольного возраста посредством

разработки и внедрения в воспитательно-образовательный

процесс группы комплекса адаптационных игр

С поступлением ребенка 3-4-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, постоянный контакт с большим количеством сверстников, новые требования к поведению, а значит и другой стиль общения, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации адаптационных мероприятий может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая агрессия и т. д.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

• от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;

• от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;

• от состояния здоровья;

• от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;

• от разницы в методах воспитания.

Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в детском саду, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Воспитанники нашей группы только начали ходить в детский сад. Для них, и для их родителей это достаточно тяжелый и болезненный период, и наша задача состоит в том, чтобы помочь и детям, и родителям прожить период адаптации как можно легче.

С целью создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе, а также формирования у малышей чувства уверенности в окружающем был разработан комплекс адаптационных игр, направленный, в первую очередь, на формирование положительных впечатлений о детском саде, создание атмосферы тепла, доброты, понимания между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса группы.

Комплекс адаптационных игр состоит из трёх блоков.

I блок «Знакомство с окружающим» («Путешествие по группе», «Что там в шкафчике моём?», «Найди игрушку» (знакомство с помещениями детского сада и группы); «День открытых дверей» (знакомство с персоналом детского сада и группы).

Такие игры дают возможность ребёнку не только обследовать незнакомые помещения, побывав в музыкальном и физкультурном залах, кабинетах учителя-логопеда и педагога-психолога, рассмотрев холлы детского сада, украшенные выставками и фотографиями, но и почувствовать, что они уютные, удобные, ярко и эстетично оформленные, а люди, которые встречают малышей в различных помещениях детского сада доброжелательны, любят их, ждут и всегда рады придти на помощь.

II блок «Взаимодействие друг с другом» («Большие и маленькие», «Давайте познакомимся», «Угадай, чей голосок» и т. д.).

Подвижные игры-забавы, хороводы, пальчиковые гимнастики, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила, сделают малышей друзьями. Это самый верный путь показать детям, что играть вместе весело и интересно. Здесь малыши удовлетворяют потребности в движении, в общении и в образном поэтическом слове.

Кроме того, организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям партнёра, заражают его положительными эмоциями и хорошим настроением.

III блок «Что умеем сами, мы покажем маме» («Вот я какой!», «Это я!», «Что умеют наши ножки», «Что умеют наши ручки» и т. д.).

Данный блок игр направлен на развитие самопонимания, самоосознания ребёнком своей индивидуальности, снятие эмоционального напряжения. Проведение таких игр в условиях семьи вселяет в ребёнка уверенность в своих силах, в том, что даже без мамы малыш много чего уже умеет делать сам, а ещё большему сможет научиться, придя в детский сад.

Используя в своей воспитательно-образовательной деятельности комплекс адаптационных игр с малышами нужно помнить несколько важных правил:

Добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызвать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.

Взрослый - непосредственный участник игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает детей в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них

Многократное повторение игр является необходимым условием развивающего эффекта. Дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.

Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «неверно, не так» или «молодец, правильно» в данном случае не используются. Нужно дать ребенку возможность проявить, выразить себя, не загонять его в свои, даже самые лучшие, рамки. Ребенок по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, необходимо помочь ему выразить все это!

Использование в деятельности с младшими дошкольниками комплекса адаптационных игр позволило нам достичь первых результатов.

У детей, по результатам диагностики педагога-психолога, повысился общий эмоциональный фон, снизился уровень тревожности, повысилась познавательная и игровая активность.

Период адаптации одинаково непрост как для родителей, так и для малышей. Комплекс адаптационных игр поможет выстроить сотрудничество с малышами и их родителями, привить воспитанникам интерес к играм, стремление к самостоятельности и потребность в доброжелательных отношениях со сверстниками.

А мы педагоги в этот сложный период будем терпеливыми, проявим заботу и внимание к нашим малышам, и тогда у нас обязательно всё получится!

Публикации по теме:

Кружок «Играем вместе» Министерство Образования Пермского края Управление образования Администрации Верещагинского муниципального района Педагогический проект.

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Легкое перышко»Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Корыстина М. И. Зам по УВР Пазина Е. Г воспитатель Ощепкова.

Автор публикации:
Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 марта 2013 в 10:28
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Бабочка красавица» творческая работа в технике квиллинг
Работа с бумагой в технике квиллинг довольно свежее творчество. Я как педагог интересующийся разными видами рукоделия, в 2013 году разработала рабочую...
Оформление к празднику «Павловопосадский платок»
Дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию оформление к тематической неделе "Художественные промыслы Подмосковья" "Павловопосадский платок". Музыкальный зал...
Мастер-класс «Встречаем весну». Оформление окна
Турутина Елена Мастер - класс "Встречаем весну" Оформление окна. Детский сад является вторым домом для малышей, поэтому необходимо создать в нем уют и...
Использование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении...
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ( ПРИЩЕПКИ. Подготовительный этап. Показываю детям прищепки и...
Мастер-класс «Кукла «Масленица» из лыка»
Какие проводы зимы без сожжения Масленицы? Такую куклу можно сделать из чего угодно! Главное правило: чтобы у куклы не было лица. Предлагаю Вам...