Получи документы

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Зимующие птицы»

Оксана Горбатенко
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Зимующие птицы»

Программные задачи:

обобщить знания детей о зимующих птицах;

закрепить навыки словообразования (приставочным и суффиксальным способом);

закрепить умение составлять рассказ по опорной схеме;

продолжать учить громко, чётко, последовательно рассказывать о птицах;

воспитывать любовь и чувство сострадания к зимующим птицам;

Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи „Зимующие птицы“» размещена в разделах

Словарная работа: внедрение в активный словарь детей слов типа: красногрудый, желтогрудая, остроклювый, перелетел, облетел, бойкая, выносливый, оперение, крупный, продолговатый, всеядная, неприхотливые.

Словосочетания: выстукивает деревья, жестокие морозы, алая грудка, лесное радио, лесная газета, ярко-жёлтое оперение, желтовато-зелёного цвета, серо-голубые крылья, иссиня-чёрная.

Предварительная работа:

чтение фрагментов рассказов Г. Скребицкого и Н. Сладкова, Т. Шорыгиной о птицах, чтение стихов В. Звягиной, Е. Благининой, А. Яшина;

загадывание загадок о зимующих птицах, выделение характерных особенностей повадок и внешнего вила птиц;

имитация птичьих движений;

работа с карточками-схемами по глагольному словообразованию;

повторение предлогов (на, под, с, из, из-под, около);

словообразование прилагательных (красногрудый, длиннохвостая. и т. д.);

согласование существительных с числительными в ед. числе.

Оборудование:

картинки с изображением птиц;

опорная схема для составления рассказа о птицах;

магнитофон;

кормушка, рисунки кормушек и карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Дети сидят полукругом. Перед ними стол, на нем разложены конверты под номерами, в которых находятся картинки с изображениями птиц. Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой "Морозы”.

Морозы жестокие в этом году.

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку: в её конуре

Такой же морозище, как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц.

Ведь очень голодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким

Поможем! Их надо кормить.

И тогда, им будет легко пережить холода.

Воспитатель: Сегодня, ребята, разговор пойдёт о птицах. Как называются птицы, которые не улетают в тёплые края, а остаются рядом с нами?

Дети: - Зимующие птицы.

В. : Каких вы знаете зимующих птиц?

Д. : Ворона, сорока, воробей, синица, дятел, голубь.

В. : А есть ещё птицы, которые прилетают к нам зимовать. Какие это птицы?

Д. : Снегирь, клёст.

В. : Почему зимующие птицы не страшатся морозов?

Д. : Эти птицы выносливые, неприхотливые, питаются семенами, ягодами рябины и тем, что дадут люди.

В. : Ребята, вы хорошо отвечали, и я думаю, что в игре "Знатоки птиц" вы покажете все свои знания о птицах. Приглашаю вас в Клуб "Знатоков птиц".

2. Обобщение и закрепление

Воспитатель предлагает детям выбрать любой конверт. По очереди. При выборе, дети проговаривают номер конверта.

В. : В этом конверте лежит загадка о птице.

«Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика».

- Кто это?

Д. : Это синица, (на панно выставляется картинка с изображением синицы).

В. : Какая грудка у синички? Желтая грудка. Как сказать одним словом? (желтогрудая)

Далее другой ребёнок выбирает конверт, воспитатель читает загадку про птиц т. д.

В. : «Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червячков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю».

(Если дети затрудняются ответить, воспитатель загадывает другую загадку).

«По дворам шныряет, крохи собирает»

-Кто это?

Д. : Это воробей, (выставляется картинка воробья).

В. : Назовите воробья ласково. (воробышек, воробьишко)

В. : «Носят серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет.

Видишь - кружат двадцать пар кричат:

- Карр! Карр! Карр»!

Д. : Это ворона, (выставляется картинка вороны).

В. : Назовите детеныша, детенышей вороны. (вороненок, воронята)

В. : «Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна,

Брюхо белое, да плечи.

Тарахтенье вместо речи,

Хоть кого увидит - вмиг

Поднимает стрёкот-крик».

Д. : Это сорока, (выставляется картинка сороки).

В. : Как называют сороку в народе? (сорока-белобока) Почему?

В. : «Он в своей лесной палате

Носит пёстренький халатик,

Он деревья лечит,

Постучит - им легче».

Д. : Это дятел, (выставляется картинка дятла).

В. : Почему дятла называют лесным доктором?

В. : «Угадайте, что за стая

С крыши к нам во двор слетает?

Покормите поскорей

Сизокрылых (голубей)».

Д. : Это голуби, (выставляется картинка голубя).

В. : Назовите голубя ласково. Он – голубь, а она? (голубка). Детеныш? (голубенок, а много? (голубята)

В. : «Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это. (Cнегири)».

Д. : Это снегири, (выставляется картинка снегиря).

В. : Какого цвета грудка у снегиря? (красного) Красная грудка, а как сказать одним словом? (красногрудый) С чем сравнивается снегирь в загадке? (с яблоками) Почему?

В. : «Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым –

Кле, кле, кле –

Поет со свистом».

Д. : Это клест, (выставляется картинка клеста).

В. : Зачем природа одарила клеста таким клювом?

В. : А, теперь, ребята, посмотрите на наших птиц, и скажите: У кого самый длинный хвост? (у сороки) Как сказать одним словом длинный хвост? (длиннохвостая) Если хвост длинный, большой, значит, как можно его назвать по-другому? (хвостище)

-У кого самый маленький хвост? (у воробья) Как мы назовем? (хвостик)

-У кого самый большой, крупный, продолговатый клюв? (клювище)

А у кого самый маленький? (клювик)

В. : Молодцы ребята, вы очень много знаете о птицах. Сейчас мы с вами немного отдохнем. Дети вместе с воспитателем выходят на ковер.

3. Физминутка

Синички – синички, длинные реснички, Дети имитируют взмахи крыльями, летают

В гости прилетели, на окошко сели. Присели

Желтым брюшком красовались, Встали, покрасовались

Черным хвостиком любовались. Повороты назад, слева и справа

Платочки черные надели, Имитируют завязывание платка

Мотив веселенький пропели,

Поскакали, поклевали и Поскоки, присесть поклевать

Куда – то улетели! Встали, улетели

В. : Ребята, к нам тоже прилетели птички, посмотрите кто сидит в кормушке? (синички) Давайте все вместе составим короткий рассказ об этой птице вот по этой схеме. (Дети составляют рассказ, каждый по 1-му предложению)

4. Художественное творчество

В. : Молодцы, птицы много сил тратят зимой. Им обязательно надо подкрепиться. Но кормушки пусты! Чем кормят птиц люди? (Дети отвечают).

У нас тоже есть свои кормушки. Но на них кого-то не хватает. Давайте наполним кормушки кормом, и нарисуем птиц, которые прилетели его поклевать. Вот вам карандаши. (Дети проходят, садятся за столы)

5. Итог

Когда, дети справляются с заданием, работы выставляются на наборное полотно.

Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какую птицу он нарисовал и почему.

В. : А теперь, ребята, давайте послушаем стихотворение, почему нужно помогать птицам зимой. (Выходят Руслан и Катя)

Читается стихотворение А. Яшина "Покормите птиц зимой!"

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма:

Горсть зерна нужна.

Горсть зерна и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

В. : Чему, ребята нас учит это стихотворение? Правильно, мы должны заботиться о братьях наших меньших! Молодцы, вы очень хорошо сегодня поработали! Занятие окончено.

Публикации по теме:

Проект «Зимующие птицы» Паспорт проекта «Зимующие птицы» Актуальность: Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время. Задачи:.

Проект на тему «Зимующие птицы»Проект на тему «Зимующие птицы» Проект «Зимующие птицы» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный. Возраст: 3-4года.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Зимующие птицы»
Опубликовано: 11 ноября 2013 в 10:36
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД