Лучший педагог года

Познавательная активность малыша

Наталья Киселева
Познавательная активность малыша

«Познавательная активность малыша»

Мир, в котором мы живём, сложен, многообразен и изменчив. Люди, человечество – часть этого мира – открывает для себя всё новые и новые объекты, явления и закономерности деятельности. При этом каждый человек вращается в рамках сформированного у него образа мира. Ребёнок пришёл в мир и при помощи взрослых он познаёт этот мир, учится взаимодействовать с миром, старается полюбить его. На свет он появляется уже с врождённой познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Развитие познавательной активности должно соответствовать следующим требованиям: становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Публикация «Познавательная активность малыша» размещена в разделах

При организации работы по познанию окружающего мира необходимо помнить: в истоках любого познания лежит определённое отношение человека к объекту познания. Необходимо постоянно демонстрировать детям свой интерес к окружающим предметам и желание познать их свойства. Надо всем своим поведением доказывать и показывать детям, что вы не утратили способность удивляться и радоваться обыденным вещам, знакомым и неизвестным событиям и явлениям. Не стоит рассказывать и объяснять малышу всего, что касается многочисленных и разнообразных объектов и явлений окружающей действительности. Но необходимо помочь ребёнку сформировать первичный, элементарный образ мира, а также первичное глобальное отношение к миру. И это отношение должно быть:

познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок – я хочу их узнать и разгадать;

бережным – мир хрупок и нежен, он требует разумного подхода и даже охраны – я хочу защитить мир, ему нельзя вредить;

созидательным – мир прекрасен – я хочу сохранить и приумножить эту красоту.

В своей работе всегда необходимо учитывать возрастные особенности познавательного развития детей. Интенсивность познания детей 2-3 летнего возраста направлена на окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу : «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции, личному участию ребёнка в различных ситуациях, событиях, наблюдениях ребёнка за реальными явлениями. Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени - им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова - это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними - только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя.

Взрослые должны помнить, что развитие познавательной активности детей, стремление познакомиться с окружающим миром для ребенка не является только забавой, это — труд, который дает основу первых знаний, а сам малыш — не пассивный созерцатель, он творец, потому что прикладывает активные, хотя и элементарные усилия к освоению действительности.

Знания, полученные в результате собственного эксперимента, значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Поэтому, нам, взрослым, не следует торопиться учить ребёнка тому, что считаем главным, не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаться направить его познавательную деятельность в русло, которое мы сами считаем наиболее важным. Нередко на стремление ребёнка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай руками песок, он грязный!» и т. д. Хотя исследования, проведённые академиком, доктором психологических наук Н. Н. Поддъяковым, показали, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности приводят к серьезным психологическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

Публикации по теме:

Консультация «Двигательная активность детей» Великая ценность каждого человека - здоровье, оно немыслимо без физической культуры. Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно.

Двигательная активность детей во время прогулки.Двигательная активность детей во время прогулки. Подвижная игра «Боулинг» Цель игры:  Развивать глазомер,  меткость, координацию движений, укреплять мышцы рук и туловища у детей, умение.

Фотоотчёт «Двигательная активность детей на прогулке»Фотоотчёт «Двигательная активность детей на прогулке» Фотоотчёт «Двигательная активность детей на прогулке» В нашем ДОУ продолжается летний оздоровительный период. Дошколята больше времени.

Консультация для родителей «Активность ребёнка — залог его здоровья» От двигательной активности ребёнка во многом зависят развитие его физических качеств, состояние здоровья. Дошкольный возраст является наиболее.

Консультация для родителей «Как научить малыша делиться?»Консультация для родителей «Как научить малыша делиться?» В процессе взросления каждый ребёнок проходит через череду кризисов. Первый кризис наступает в возрасте 2-3лет. Родители могут наблюдать.

Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться»Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться» Сложности с одеванием ребенка возникают, в каждой семье. Причины могут быть разными: от естественного неумения одеваться у малыша или.

Консультация для родителей «Режим дня для вашего малыша» Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей, укрепления их здоровья. Вместе с тем он способствует выработке.

Консультация для родителей «Залог здоровья малыша» Очень часто мы слышим много такого рода вопросы: «От чего зависит здоровье ребенка?», «Когда начинать заботиться о здоровье ребенка?» и.

Проект по здоровьесбережению «Здоровье малыша» Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников,.

Рекомендации родителям по развитию речи малыша Рекомендации родителям по развитию речи малыша Рекомендации родителям по развитию речи малыша Развитие понимания речи Учить ребёнка находить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Познавательная активность малыша
Опубликовано: 31 октября 2020 в 21:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД