Получи документы

Познавательная деятельность «Золотые руки мастеров»

Ольга Воробьева
Познавательная деятельность «Золотые руки мастеров»

Конспект занятия по знакомству с народными промыслами «Золотые руки мастеров» в средней группе.

Цель: Познакомить детей с историей народных промыслов.

Задачи:

Обучающая: Формировать знания детей о народных промыслах: дымковской, игрушке; о предметах быта (гжель, хохлома). Об их характерных признаках, особенностях узоров и элементов.

Публикация «Познавательная деятельность „Золотые руки мастеров“» размещена в разделах

Воспитательная: Воспитывать любовь и уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору. Воспитывать любовь и уважение к народным промыслам России. Содействовать нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.

Развивающая: Развивать цветовое восприятие. Развивать интерес и уважение к народным промыслам, традициям России. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Материалы: Изделия народных промыслов: дымковская игрушка, посуда из Гжели, Хохломы; домики с изображением элементов декоративно-прикладного искусства, набор иллюстративного материала с видами изделий декоративно-прикладного искусства, мнемотаблицы.

Ход занятия

Воспитатель:

Слава нашей стороне, слава нашей старине

И про эту старину, я рассказывать начну

Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.

Воспитатель:

Дети, а вы знаете про великий наш народ? Про то, как люди жили, песни пели, игрушки мастерили? Ведь преданья старины забывать мы не должны. А знаете ли вы самую старинную русскую игрушку? Тогда отгадайте загадку:

В этой молодице

Прячутся сестрицы,

Каждая сестрица -

Для меньшой темница.

Красные щёчки,

Пёстрые платочки

Хлопают в ладошки

Весёлые (матрёшки)

- Давайте и мы поиграем.

«Мы матрешки»

Цель игры: Учить выполнять движения по тексту.

Воспитатель: Ай да молодцы! Присаживайтесь, ребятушки, как в народной мудрости говорится: «В ногах правды нет».

Дети садятся перед телевизором.

Воспитатель: - Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер – золотые руки», «Мастер на все руки».

- Послушайте интересную старую сказку.

- Жила – была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица : и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали её за это Марья – искусница.

Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил её заполучить в своё Кощеево царство. Налетел, схватил её и понес. А Марья – искусница превратилась в красивую жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

Одно перышко упало в село Дымково.

Описательный рассказ по мнемотаблице.

1. Разнообразие дымковских игрушек: звери, птицы, человек, сказочные персонажи, бытовые сценки.

2. Когда-то очень давно на берегу реки Вятка появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки топили печи и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Так и назвали слободу Дымковской.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население Дымково лепило глиняные свистульки.

3. Для производства используется местная красная глина.

4. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал.

5. Обжигают в печи.

6. Покрывают белилами.

7. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность.

8. Геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.

А еще одно перышко упало в подмосковной деревушке под названием Гжель. И появились там мастера на все руки.

Описательный рассказ по мнемотаблице.

1. Гжель - это посуда, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры, часы и другие фарфоровые изделия.

2. Изначально гжелью называлась местность, располагавшаяся на юго-востоке Московской области. Жители сёл и деревень, находившихся в этой местности, были прекрасными мастерами гончарного искусства.

3. Свои произведения мастера изготавливают из глины.

4. Все изделия обжигают в печи.

5. После обжига изделия макают в специальный розовый раствор. Так легко найти дефекты и трещинки.

6. Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок "мазок с тенью”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.

7. Особенностью гжельской росписи является использование трё х основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок.

8. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, сюжетные росписи.

Полетела Жар-птица дальше.

2. Давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар - птица. Он и её угостил. В благодарность Жар - птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.

3. Хохломские предметы сделаны из дерева.

4. Технология промысла: - «бельё» – выточенное неокрашенное изделие - грунтовка жидкой очищенной глиной и покрытие олифой чтобы на поверхности появилась липкая лаковая плёнка - лужение – втирание в поверхность изделия измельченного алюминиевого порошка - роспись изделия

5. Обжиг в печи до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается «золотая хохлома»

6. Традиционные цвета хохломской росписи – красный, желто-золотистый, зеленый, черный.

7. Фоновая роспись.

8. Основные элементы росписи: ягоды, листья, декоративные цветы, «травка», веточки, завитки.

1. Разнообразие видов изделий: посуда, домашняя утварь и мебель.

Вот какие мастера живут на земле русской!

Но вот беда! Узнал про это Кощей и послал на землю русскую ураган. Налетел ураган страшной силы, разметал, перевернул, перепутал все изделия народных мастеров. Давайте поможем расставить все по своим местам.

Проводится игра «Каждое изделие – в свой дом».

Материалы: 9 домиков с элементами декоративно – прикладного искусства, набор иллюстративного материала с видами изделий декоративно-прикладного искусства.

Ход: дети должны разложить картинки по своим домам.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот сколько вы сегодня узнали о народных промыслах. Какие вам запомнились?

Воспитатель: Ну, а теперь, ребятки, как говорится в русской пословице «По работе и награда». Есть у меня для вас гостинец, расписные пряники, которыми славилась Россия-матушка во все времена. Угощайтесь!

Прикреплённые файлы:

mastera_te607.pptx | 4396,54 Кб
 
Публикации по теме:

Проект «Декоративно-прикладное искусство в детском саду» (средняя группа)Проект «Декоративно-прикладное искусство в детском саду» (средняя группа) Проект на тему «Декоративно - прикладное искусство детям» Составила: воспитатель Петрова Елена Владимировна Тема: «Декоративно.

Кружок по интересам для детей средней группы «Народный умелец» КРУЖОК ПО ИНТЕРЕСАМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа работы кружка предусматривает ознакомление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательная деятельность «Золотые руки мастеров»
Опубликовано: 16 марта 2015 в 21:02
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД