Познавательно-игровая деятельность с использованием ИКТ «Исследование воды»

екатерина струнина
Познавательно-игровая деятельность с использованием ИКТ «Исследование воды»

Вид: познавательно-игровая деятельность

Тема: «Исследование воды».

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Программное содержание: Закрепить знания о свойствах воды, изученных ранее. Познакомить детей с различными состояниями воды. Формирование представления о круговороте воды в природе. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Предварительная работа: Проведение опытов по теме «Свойства воды».

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, карточки – модели «Вода и ее свойства», карточки с тремя разными состояниями воды: жидким, твердым и газообразным, схема «Круговорота воды в природе, фото разных состояний воды в природе: туман, роса, дождь, облако, иней, лед.

свеча, чайная ложка, вода в стакане, спички, банка с крышкой.

Ход занятия. Организационный момент (2 минуты) Воспитатель подзывает к себе детей, обращает внимание на гостей, просит поздороваться.

В.: Мы много говорили с вами о воде в прошлый раз? А что вы знаете о воде? Какая она? Кому нужна вода? Зачем вода нужна растениям? А как они её получают? Почему животные не могут жить без воды? Ребята, а людям нужна вода?

Д.:(Дети объясняют, делают выводы)Д.: вода необходима всем живым существам для того, чтобы не погибнуть, растения без воды не смогут расти, засохнут, животные чтоб не умереть от жажды её пьют, купаются в ней, люди используют очень много воды- для питья, для приготовления пищи, для стирки, уборки.

В.: верно, ребята. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже исследовали воду с её некоторыми свойствами. Давайте вспомним, какие свойства воды мы уже знаем. Назовём свойство и найдём схему, на которой это свойство изображено и располагаете её на мольберте.

Основная часть (24 минуты) В.: Молодцы, ребята! Правильно, мы изучили с вами 5 основных свойств воды. А теперь я хочу познакомить вас с другими интересными свойствами воды. Для этого нам необходимо превратится в учёных и отправится в нашу

лабораторию. Для каждого из вас у меня приготовлены халатики, на халатах висят бейджики с вашими именами, читайте, ищете свой халат и одевайтесь.

Прежде чем мы начнём исследовать, я предлагаю вас немного послушать и посмотреть на экран. Вода как настоящая волшебница, встречается в природе в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном (показ слайдов вода, роса; снег, лёд, град; туман, облака). Вы встречали это в природе, ребята? Д.: Да.

В.: А сейчас приглашаю вас к нашим экспериментальным столам. Что это такое?

Д.: Это ледяной кубик.

В.: Какое вещество?

Д.: Это вода.

В.: В каком состоянии вода?

Д.: Вода в твёрдом состоянии.

В.: Что надо сделать, чтобы вода стала в жидком состоянии?

Д.: Воду необходимо нагреть.

В.: Что происходит со льдом?

Д.: Лёд тает.

В.: Правильно, ребята! Из твердого состояния вода превращается в жидкое состояние. Продолжим нагревать воду. Наблюдайте, что происходит?

Д.: Вода начинает кипеть.

В.: Да, верно. Когда вода очень сильно нагреется, начинается процесс кипения и вода превращается водяной пар. Этот процесс называется испарение. Давайте повторим испарение-это превращение воды в пар. А видели ли вы процесс превращения воды в пар дома?

Д.: Да. Когда кипит вода в чайнике, или мама когда суп варит, то тоже пар из кастрюли и т. д.

В.: Всё правильно, какие вы наблюдательные! Молодцы!

А теперь, ребятки, посмотрите над паром я буду держать зеркало. Что вы видите?

Д.: на зеркале появились капли. В.: Откуда появились эти капли?

Д.: Вода, когда была горячая, стала подниматься вверх и оказалась на зеркале.

В.: Правильно, Вы очень внимательные ребята!

А теперь, смотрите, что происходит с капельками, если я немножко наклоню зеркало?

Д.: Капли падают обратно в ложку.

В.: Когда пар поднимается вверх, остывает и превращается в воду, в капельки, которые падает обратно. Такой процесс называется конденсация. Давайте повторим конденсация-это превращение пара в воду.

В.: Также происходит и в природе, только за более длительный промежуток времени. И называется это явление круговорот воды в природе.

Обратите внимание на экран. Здесь изображён круговорот воды.

Воспитатель обращает внимание на таблицу «Круговорот воды в природе». Солнце нагревает воду в водоёмах, как свеча нагревала воду, при нагревание вода превращается в пар, поднимается вверх, образует облако, остывает, затем образуется тучка, а из тучка вода падает в виде осадков обратно в водоём откуда пришла. Таким образом вода в природе путешествует по кругу. Поэтому и назвали это путешествие круговорот воды.

Круговорот воды в природе происходит ежедневно, в любое время суток, в любую погоду, в любое время года. Постоянно.

В.: так почему же море никогда не переполняется?

Д.: Потому что постоянно происходит круговорот воды. Вода испаряется.

В.: А что помогает тому, что вода испаряется?

Д.: Солнце.

В.: А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Я буду называть вам воду в любом её состоянии, а вы будете её изображать.

Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.

Давайте и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.

Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.

Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

В.: отдохнули, ребята. А теперь предлагаю вам ещё немного поработать. Я приготовила для вас ещё много интересного.

В.: ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, но они накрыты салфеткой. Вам интересно узнать, что в этих блюдцах? Д.: Да. В.: Тогда вам необходимо отгадать загадки. Согласны? Д.: да. Воспитатель загадывает загадки. давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Д.:сахар растворился.

В.: Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Что произошло с солью?

Д.: соль тоже растворилась.

В.: а все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду насыпать измельчённый мел, он также исчезнет как сахар и соль? Давайте проверим. Добавьте в ваши баночки с водой ложку мела.

Идет самостоятельная работа детей.

Д.: мел не растворился в воде: он плавает на дне стакана.

В.: молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились.

Д.: вода одни вещества может растворять, а другие нет.

В.: правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. Посмотрите на экране отображено это свойство.

В.: ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, где мы размешивали мел.

Он так и остался лежать на дне стакана. Можно пить такую воду и почему?

Д.: нет.

В.: да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Д.: её нужно очистить от мела.

В.: а вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.

Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (воспитатель показывает как сделать фильтр. Затем устанавливаем воронки в стакан и по форме ворнки распределяем фильтр. Посмотрите как я это сделаю и повторите.

Затем, как его установить в баночку).

В.: у всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу, будем лить воду в баночку с фильтром.

Идет самостоятельная работа детей. Вос - ль: аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

Д.: вода стала чистой.

В.: куда же делся мел?

Д.: он остался на фильтре.

В.: мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. И можем назвать ещё одно свойство воду можно очистить с помощью фильтра. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. (слайды)

Рефлексия(4 минуты) В.: Ребята, вы отлично справились с сегодняшним заданием. Давайте подведё итог, что нового мы сегодня узнали.

Д.: мы узнали, что такое круговорот воды в природе, что вода бывает в твёрдом, жидком и газообразном состоянии, что вода может растворять одни вещества и совсем не растворять другие. Мы научились очищать воду с помощью фильтра.

В.: Я предлагаю вам зарисовать в своих блокнотиках как происходит круговорот воды в природе, какие вещества вода растворяет, а какие - нет, и как с помощью фильтра мы можем очистить воду.

(воспитатель зарисовывает на мольберте)

Отлично, ребята. Я благодарю вас за работу. Попрощайтесь с гостями и можете пройти в группу.

Прикреплённые файлы:

isledovanie-vody_86rn7.ppt | 10922 Кб | Скачан: 111
 
Публикации по теме:

«Развитие познавательных способностей дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Цель проекта: Развитие познавательных способностей и творческого познавательного мышления детей. Расширение представлений детей об окружающем.

Проект по ознакомлению со свойствами воды и ее значением в жизни «Путешествие с капелькой Капитошкой» Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Познавательно-игровая деятельность с использованием ИКТ «Исследование воды»
Опубликовано: 7 декабря 2013 в 05:39
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Гусь»
Аппликация обрывная "Гусь" Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. Задачи: Образовательная: научить выполнять аппликацию в...
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...
Эссе «Моя профессия — воспитатель»
ЭССЕ «Моя профессия - воспитатель» Воспитатель – что это? Призвание? Работа? Или что-то другое? Каждый воспитатель на данный вопрос ответит по-своему....