Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Ветер, ветерок»

Альфия Васильева
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Ветер, ветерок»

Цель: Познакомить детей с понятием «ветер», его ролью в жизни человека, растений, животных.

Оборудование и материалы: вентилятор, кораблики е парусами, мисочки с водой для каждого ребенка, бумага, краски, бумажные вертушки, флюгер — палка с полоской тонкой бумаги или ткани, картины.

Предварительная работа: стихи, загадки о ветре, об урагане, буре, отрывок из сказки А. Волкова «Волшебник изумрудного города» (в котором рассказывается об урагане). Фрагмент поэмы А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане.», книга Почемучка» — глава «Умеет ли ветер работать?», сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»; небольшие кораблики с парусами, веера (красиво их раскрасить). На прогулке обратить внимание детей на то, что при ветреной погоде колышутся листья на деревьях, поднимается в воздухе пыль, снег, кружатся снежинки (в зависимости от времени года).

Ход деятельности:

Воспитатель. Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь ее отгадать.

Я березку качну, я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу, даже шапку утащу.

А меня не видать. Кто я? Можешь отгадать?

Ребята, а что ветер умеет делать? (подбираем разные глаголы). Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, унести шапку, налететь, освежить, закружить и т. д. (выслушиваем детей, обобщаем). Да, ребята, ветер многое умеет делать. Иногда он мешает человеку, может разрушить его дом, сломать дерево в саду, бросить пыль в глаза. Но очень часто ветер нам помогает: надувает паруса, вертит крылья у мельницы. Ветер разносит семена растений. Вот он какой разный, этот ветер.

Давайте теперь вместе подумаем, каким бывает ветер (обсуждаем вместе с детьми: сильный, ласковый, слабый, приятный, колючий, прохладный, освежающий и т. д.).

Ребята, а кто знает, откуда берется ветер? Как мы можем его обнаружить? (выслушиваем ответы детей). А хотите мы прямо сейчас пригласим ветер к себе в гости? (Если погода позволяет, открывает ненадолго форточку чтобы дети увидели, как колышутся занавески на окнах).

Воспитатель. Ребята, сегодня я предлагаю пригласить в гости того, кто умеет летать и живет на крыше. Кто дружит с Малышом и очень любит есть варенье? Отгадали? Давайте позовем Карлсона (дети зовут).

Появляется Карлсон.

Карлсон: Здравствуйте, ребята! Вы зачем меня звали? Может, у вас тут лишнее варенье или печенье осталось? Может, вы конфет не любите?

Воспитатель. Дорогой Карлсон! Байку варенья мы тебе обязательно подарим. И печеньем угостим. Но сначала расскажи нам о том, что такое ветер. Ты ведь высоко летаешь, наверное, с ветром встречался.

Карлсон. Да я только что с ним расстался, он на меня как подул, я думал, к вам не долечу. Я, между прочим, и сам ветер делать умею. На спине у меня есть такая штука — пропеллер называется. И моторчик имеется. Я моторчик включаю, пропеллер вертится, ветер дует. Так что когда я летаю, вокруг меня бывает маленький ветер, но он мне не мешает, даже наоборот, освежает. А что это у вас на столе стоит? (показывает на вентилятор). Это что — пропеллер вашей воспитательницы? Наверное, она от вас улетает отдохнуть на крышу, когда вы себя очень плохо ведете.

Воспитатель. Увы, Карлсон, это не мой пропеллер, и улететь на крышу, я не могу, а иногда так хочется. А это — вентилятор. От него тоже бывает ветер. Хочешь нажать на кнопочку?

(Карлсон включает вентилятор. Воспитатель подносит к вентилятору кусочек ткани или тонкой бумаги)

Воспитатель. Смотрите, ребята, как вы думаете, есть сейчас ветер? (обращается к детям, выслушивает). Теперь, Карлсон, еще раз жми на кнопочку, а теперь что происходит с нашей бумагой? Она не двигается. Почему? (выслушивает ответы детей). Ребята, а откуда вдруг появился ветер? (обсуждает с детьми).

Карлсон. Ну это же всем и так ясно, чего зря спрашивать, лучше банку с вареньем принести. Вентилятор крутится, воздух движется, получается ветер. Все Карлсоны с детства знают, что ветер бывает тогда, когда воздух движется.

Воспитатель. Какой ты, Карлсон, образованный.

Карлсон. Дорогая воспитательница, дорогие малыши! Если вы не летаете на крышу, то зачем вам нужен этот вентилятор? Подарите его мне, я буду при его мощи низводить мою домомучительницу Фрекен-Бок.

Воспитатель. Извини, Карлсон. но вентилятор нам очень нужен. Ребята, кто может объяснить Карлсону, для чего нам нужен вентилятор?Так что, Карлсон, летом, когда очень жарко, мы включаем вентилятор, по- является ветер и освежает нас.

Карлсон. Ну ладно, вентилятор вы мне не подарили, так дайте хоть банку варенья, вы же обещали. Я больше не могу ждать, мне нужно срочно заправиться.

Воспитатель отдает Карлсону банку варенья).

Карлсон. (ест варенье). Замечательное варенье! Главное не похудеть! Знаете, за то, что вы меня угостили таким вкусным вареньем, я расскажу вам об одном необычном предмете, который есть у меня нa крыше. Он похож на флажок, но только он железный. А называется такой флажок — флюгер.

Воспитатель. И для чего тебе такой флажок?

Карлсон. Когда ветер дует, флажок-флюгер разворачивается и показывает, откуда дует ветер. А когда ветра нет, флюгер не движется. Так что я, не выходя из своей комнаты, могу узнать, есть ли ветер на улице.

Воспитатель. Ребята, а давайте мы тоже сделаем у себя на площадке такой флюгер-флажок, чтобы знать, откуда и куда дует ветер. А сейчас я вам дам разноцветные вертушки (раздает всем, в том числе и Карлсону, вертушки). Мы с вами сами станем ветром. Давайте подуем на вертушку, что с ней происходит? Почему она вертится? .

Карлсон. Ну, ребята, мне пора. Меня ведь Малыш ждет. Я ему тоже такую вертушку сделаю. До свидания! («улетает»).

Опыты.

Приготовьте на столиках мисочки с водой для каждого ребенка. Раздайте детям кораблики. Объясните, что дети могут стать ветром. Надо только представить,

что перед нами — большое море, по которому плавает кораблик. Можно воду подкрасить: сделать Черное, Красное, Желтое море. Предложите детям «стать» ветром.

Воспитатель. Ребята, представьте, что перед каждым из вас — большое море, а вы — настоящие ветры. Давайте тихонько подуем на паруса. Что с ними происходит? Кораблики плывут. Вспомните стихотворение С. Маршака:

Плывет, плывет кораблик

На запад, на восток,

Канаты — паутинки,

А парус — лепесток.

А еще о кораблике написал стихи известный поэт А. С. Пушкин:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

А вот если дует сильный ветер, кораблики могут перевернуться.

Теперь уберем кораблики и осторожно подуем на воду. Что получилось? Вода движется, получаются волны. Так и в настоящем море, в реке, озере волны получается тогда, когда дует ветер, (в процессе опытов дети должны сами делать выводы, обсуждать свои действия и их результаты).

Еще один опыт можно провести с Веерами. Дети машут веером над водой, и наблюдают за тем, что происходит в их «морях» (тоже появляются волны). Веер движется, как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А когда движется воздух, рождается ветер.

После проведения опытов подведите итог, еще раз повторите, откуда берется ветер, как можно узнать, что появился ветер, как ветер помогает человеку плавать, откуда берутся волны.

Публикации по теме:

Конспект открытой НОД по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «Играем с воздухом» Конспект непосредственно образовательной деятельности Область "Познание" для детей младшей группы. Иркутская область г. Братск МБДОУ "Д/С.

«Невидимка-воздух». Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе Цель: познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Задачи: дать понятие детям о необходимости воздуха для дыхания,.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • День Победы, 9 мая
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Ветер, ветерок»
Опубликовано: 10 декабря 2013 в 02:14
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Конспект открытой НОД в старшей группе «Расскажем Лунтику как беречь свое здоровье».
Конспект открытой НОД в старшей группе «Расскажем Лунтику как беречь свое здоровье». Цели: формировать у детей представления о зависимости здоровья от...