Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе. Конспект открытого занятия «Волшебница-водица»

лариса селянина
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе. Конспект открытого занятия «Волшебница-водица»

Форма обучения: познавательно – исследовательская деятельность детей.

Цель: развитие наблюдательности детей, их умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. совершенствовать представления детей о трёх состояниях воды.

Прививать интерес к исследовательской деятельности.

Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, безопасность.

Задачи по образовательным областям:

«Познание»

-развивать познавательные способности у детей через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

«Социализация».

-умение общаться во время проведения опытов, развивать экологическую культуру.

«Безопасность»

-уточнение правил безопасности при проведении опытов.

«Коммуникация».

-развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение высказывать гипотезы, формировать умение правильно строить предложения, развёрнуто и точно отвечать на поставленные вопросы.

«Художественное творчество» формировать умение отображать в рисунке полученные знания.

Предполагаемый результат - умение детей проводить опыты, делать выводы.

Предварительная работа-чтение стихотворений о воде, наблюдение на прогулке за лужами (отражение предметов, экскурсия на реку Иркут, опыты с водой (течёт, разливается, не имеет формы).

Ход.

Звенит телефон. -да алло. Кто это? Почемучкин! Ребята это Почемучкин он просит подойти всем к телефону. Включаю громкую связь. Здравствуй Почемучкин ты где?

Почемучкин: Ребята здравствуйте. Я на необитаемом острове попал в нелепую ситуацию. Здесь ребятишки засыпали меня вопросами, я им стараюсь всё объяснить, но на один вопрос я не могу ответить. а на самом ли деле вода волшебница?

. И только вы мне сможете помочь найти ответ на этот вопрос.

В-ль: хорошо мы с ребятками поможем тебе, не правда ли ребята?

П: спасибо вам дети.

(Отключаю телефон).

В-ль:- но что ребятки вот задал нам Почемучкин задачку. Давайте для начала вспомним, что мы знаем о воде (ответы)если затрудняются –наводящие вопросы. (имеет ли вода вкус, форму, цвет) Где вы её видели?

Да действительно говорят: вода везде, в луже, море, океане, и в водопроводном кране. А для чего нам нужна вода? (ответы).

Да, без воды нам не умыться, не наесться, не напиться. Смею вам я доложить, без воды нам не прожить. Но если нам без неё не прожить, значит как-то воду надо беречь? (ответ)

В-ль: хорошо ребята, всё мы про воду сказали, но почему всё таки её называют волшебницей? А может она вовсе не волшебная, это нам стоит выяснить. Но для начала нам надо отправиться в лабораторию. А знаете что это такое? А кто там работает?

А вы хотите стать учёными и побывать в лаборатории. Закройте глаза и представьте, что мы летим с вами на научном корабле на исследовательскую станцию (музыка полёта, пролетаем мимо облаков, уже видны планеты, а вот и она наша станция. Открывайте глаза и мы очутились в лаборатории. А что же учёные делают в лаборатории? (ответ).вокруг себя все повернитесь и в учёных превратитесь. Но как, товарищи учёные, вы готовы к исследованию. (ответ)

Опыт 1 .- тогда подходите к научному столу. А что нам надо выяснить? (ответ) если про воду говорят, что она волшебница значит должно произойти какое-то волшебство, неправда- ли? Вы мне все говорили, что вода прозрачная, что через неё мы прекрасно всё видим. И сейчас мы в этом убедимся. Вот стоит баночка с водой и на дне мы видим игрушку. А сейчас смотрите внимательно произойдёт чудо. А теперь вы видите игрушку, а почему нет? (ответ). А почему вы её не видите? (ответ). Значит через окрашенную воду мы ничего не увидим. А кто-нибудь знает из вас такое волшебство.? А вы мне поверите, что и через прозрачную воду мы не сможем увидеть? Посмотрите у меня ещё одна баночка с прозрачной водой, а это обыкновенная монетка посмотрите, что с ней произойдёт: (фокус с монеткой)

Я думаю, что волшебные свойства воды на этом не закончились. А ещё говорят,что вода может быть разной, давайте посмотрим.

Посмотрите ребята, я наклоняю стакан, что делает вода (ответы выливается, переливается)2 стакана

-Почему?

Дети: вода течёт, потому что она жидкая.

(за этим же столом; лёд, крышка, закрыто салфеткой) посмотрите, что это? Правильно это лёд, а при чём здесь лёд если мы говорим о воде? (ответ). А чтобы проверить так ли это я предлагаю, взять в руки по одной льдинке. Какой лёд-тёплый или холодный, твёрдый или мягкий. А как образовался лёд? Что с ним происходит в руке. Почему?

Дети: вывод: лёд –это тоже вода.

А в каком состоянии мы ещё можем увидеть воду? Сейчас мы с вами отгадаем загадки и узнаем:

Скатерть бела, всю землю одела;

Меня ждут- не дождутся, а как увидят разбегутся.

Что растёт вершиной вниз,

Уцепившись за карниз?

(Сосулька)

Молодцы вы правильно отгадали загадки теперь мы знаем, что снег, сосулька и дождик это всё состояние воды.

Молодцы.

В-ль: чтобы узнать в какое состояние ещё может превратиться вода нам надо пройти по волшебным капелькам, и сесть на стулья. (3 стол: стекло вокруг стола стулья (горелка или спиртовка).

Опыт 3. В-ль: кто знает, что это такое?.(это спиртовка для нагревания веществ ей часто пользуются учёные для проведения опытов) Смотрите внимательно, я Подношу к отверстию стекло. Посмотрите, что появилось на стекле? (капельки воды)

-Откуда они взялись? (ответ: пар остыл и осел на стекло каплями воды).

-ребята, какой мы вывод можем сделать? (что пар это то же вода но не простая, а газообразная).

-Давайте вместе проговорим это слово газообразная. Где в домашних условиях можно увидеть пар? (ответы.)а вообще, откуда берётся пар? (вода нагревается, закипает и получается пар). А холодная вода может закипеть? (ответ) а я вам докажу, что может. (делаю опыт стакан с водой даю потрогать детям надеваю носовой платок, переворачиваю и постукиваю по дну) дети убеждаются что пошли пузырьки,значит вода кипит. даю снова потрогать вода холодная.

В-ль: А теперь ответьте на вопрос: В какие три состояния может превращаться вода? (ответы: лёд-это твёрдая, замороженная вода; пар-это нагретая до состояния кипения парообразная вода; жидкая –это обычная вода).но теперь мы можем сказать, что вода действительно волшебная? В-ль: да,ребятки делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Не плохо и нам немножко отдохнуть. Как считают наши учёные?

Про воду кое –что узнали и сейчас мы поиграем: вокруг себя все повернитесь и в капельки вы превратитесь.

Если я буду говорить про дождь- вы все будете прыгать, когда про пар –качать руками, а про лёд –присесть.

Мимо тучка пролетала, на землю дождиком упала

Тут солнце вышло из-за туч, в пар превратило много луж

Вновь ветер тучи нам принёс, и на землю пролился дождь.

Вдруг появляется мороз, он льдинок целый воз привёз.

Солнца луч задел все льдинки- превратились все в дождинки.

Вокруг себя все повернитесь, в учёных снова превратитесь!

В-ль: а мне вот интересно, умеет ли вода растворять предметы (ответ) а теперь вы мне докажите. 4 стол: рюмочки с водой пластмассовые палочки порошок, сахар,песок, масло растительное.

Опыт 4 .- Обратите внимание товарищи учёные, перед вами стоят стаканы с водой и некоторые вещества, называем: сахарный песок, речной песок,, масло растительное, порошок. Предлагаю вам каждому поэкспериментировать, какие вещества растворяются в воде, а какие не растворяются. Хорошо, а почему песок не растворился и лежит на дне, масло тоже не растворилось,но оно плавает на поверхности воды. Каждый ребёнок делает заключение.

В-ль: Значит какой вывод мы можем сделать? (ответ: не все вещества растворяются в воде).

В-ль: молодцы вы мне доказали.

А теперь я приглашаю всех сесть на коврик, давайте вспомним сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой (ответ). Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно глотнуть хотя бы глоточек воды. Ребята, а вам слово фильтр знакомо, вы знаете, что это такое (ответ, пояснение) Для очистки воды специальные заводы построили, и фильтруют воду разным способом, но о них мы поговорим в следующий раз. А самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Пойдёмте и посмотрим какие предметы вам здесь не знакомы? (объясняю).(вода в тазике мутная, большие стаканы, воронки на каждого ребёнка, таблетки угольные, платочек, ватные диски). Посмотрите какая в тазике вода? (ответы) ,кто знает как можно профильтровать воду? (ответы) Самостоятельно выберите предметы через которые вы будете очищать воду. Дети очищают воду любым способом. И так, если бы Алёнушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив её через платок, то беды можно было избежать. А как вы думаете, сейчас можно эту воду пить? (ответ) конечно нет, воду можно пить только кипячёную.

В-ль: а помните ли вы на какой вопрос профессор Почемучка не может найти ответ? А в этом нам поможет волшебный ручеёк по которому мы сейчас с вами пройдём.

Что ручеёк помог нам вспомнить? (ответ). А теперь мы с вами можем ответить почему вода –волшебница. А как же мы об этом расскажем Почемучке? (ответ). Я вам предлагаю зарисовать понравившийся опыт или эксперимент, и мы отправим ваши рисунки Почемучке.

Но сначала поиграем с пальчиками.

ГРОЗА

Капли первые упали,

(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков перепугали.

(внутренняя сторона ладони опущена вниз;

пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,

показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней,

(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей.

(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;

махать пальцами, сжатыми вместе).

Дождь полил как из ведра,

(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора.

(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,

изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).

В небе молния сверкает,

(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)

Гром все небо разрывает.

(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)

А потом из тучи солнце

(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Вновь посмотрит нам в оконце!

(дети под музыку рисуют карандашами). (магнитофон с кассетой воды, карандаши,бумага, конверт).Молодцы! сейчас мы запечатаем всё в конверт, а завтра пойдём и спустим его в почтовый ящик.

-А ещё у меня есть такие капельки (вырезанные из бумаги, если вам понравилось быть учёными и делать опыты в лаборатории вы нарисуйте весёлую капельку, если нет то грустную. Я вижу, что вам всем понравилось и вы мне тоже очень нравитесь. А вы случайно не забыли, где мы находимся? Нам надо вернуться обратно на землю.

Давайте сядем на ковёр закроем глаза и мысленно отправимся в путь. (звучит музыка спокойная) сейчас мы пролетаем мимо планеты кажется марс, а впереди млечный путь. Нас немного покачивает потому что мы попали в воздушную подушку, а вот и земля, открывайте глаза, а вот и наш д/с. А теперь идите и расскажите малышам где вы побывали и что делали.

Публикации по теме:

Перспективное планирование с учетом ФГТ по программе «Детство», старшая группа № недели 1 неделя Тема: Я среди людей Вид непосредственнообразовательной деятельности Понедельник Коммуникативная Развитие речи «Что.

Презентация «Нюхаем, трогаем, пробуем». Экспериментирование в старшей группе Дети дошкольного возраста по природе своей- пытливые исследователи окружающего мира. После проведения экспериментов у детей возникает множество.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе. Конспект открытого занятия «Волшебница-водица»
Опубликовано: 11 ноября 2013 в 15:41
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Отчет о выставке «Золотая Осень»
Осень М. Геллер Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет...
Инсценировка сказки «Репка» с детьми старшего дошкольного возраста
Работу провели воспитатели Коготкова Алла Ивановна и Терешенкова Ирина Юрьевна Ведущий. Дед и баба жили-были. Славно жили, не тужили. С ними вместе...
Оформление музыкального зала «День рождения Детского Сада»
Оформление музыкального зала" День рождения Детского Сада" своими руками. В октябре этого года в моём родном садике, произошло замечательное событие....