«Вулканы». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе

Светлана Березинская
«Вулканы». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной группе.

Автор: воспитатель 1 кв. категории Березинская С. В., МАДОУ д/с № 17 «Олимпик», г. Дивногорск.

Тема: "Вулканы".

Задачи:

Образовательная:

- познакомить детей с природным явлением - вулканом, внутренним его строением;

Развивающая:

- развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;

- поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

Воспитательная:

- воспитывать любознательность;

- закладывать основы экологической культуры личности.

Подготовка к исследованию, материалы:

– карточки с символическим изображением методов исследования:

«Подумать самостоятельно»

«Посмотреть по телевизору».

«Спросить у другого человека».

«Провести эксперимент»

«Посмотреть в книгах»

«Получить информацию у компьютера»

«Понаблюдать»

«Связаться со специалистами».

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением вулканов и города Дивногорска, телевизор, компьютер, книги энциклопедии, сода, уксус, красная краска, моющая жидкость, чайная ложка, макет гор – вулкана.

Предварительная работа:

1) Изготовление макета вулкана;

2) Изучение познавательной литературы, чтение энциклопедий.

3) Проведение опытов с песком, глиной, водой, камнями.

Словарная работа: вулкан, лава, извержение, пепел, потухшие, спящие, действующие вулканы, кратер, жерло.

Ход НОД:

1. Вводная беседа.

Дети рассаживаются полукругом на ковре возле телевизора.

В: Ребята скажите, пожалуйста, а в каком городе мы живем?

Д: в Дивногорске.

В: а вы знаете, почему его так назвали?

Д: если знают. Я вам скажу, почему наш город так называется.

Дивногорск – это маленький уголок Сибири, укрощённый Енисей и поразительной красоты горы. Наш город расположен в Красноярском крае на правом берегу реки Енисей, на склоне горы. Все дороги города ведут к Дивным горам – горы напротив набережной, на вершинах которых развеваются флаги, - самое красивое место в Дивногорске.

У нас спокойные горы, но в некоторых местах на земле есть необычные горы (огнедышащие) их называют вулканами.

А вы хотите узнать, что такое вулкан и из чего он состоит?

Д: ….

Введение в игровую ситуацию «Я исследователь»

Сегодня мы с вами будем играть в юных исследователей. А кто такие исследователи? Что они делают?

Ответы детей:…

Для проведения этой игры нам необходимо стать научными сотрудниками-исследователями. Мы надеваем шапочки «Я исследователь».

Дети садятся за столы.

2. Поиск и предложения возможных вариантов исследования (проектная деятельность).

Итак, мои маленькие исследователи, где и как можно найти информацию о вулканах?

Дети высказываются о знакомых методах исследования, возможных в стенах детского сада. Символические обозначения методов исследования вывешиваются (спросить у взрослого или сверстника, прочитать в книге, посмотреть познавательный фильм, и т. д.).

3. Ход исследования.

3.1 Беседа.

В: Дети вы что-нибудь знаете о вулканах?

Д: ….

В: А что бы вы хотели узнать о вулканах? Я как старший научный сотрудник подведу итоги. Итак, план нашего исследования:

Что нам надо узнать:

•Что такое вулканы? (подумать самостоятельно)

•Из чего состоят вулканы? (познавательный фильм, телевизор)

•Какие бывают вулканы? (интернет, компьютер)

•Что происходит при извержении вулкана? (спросить у другого человека, (опыт)

•Чем это опасно? (книга, (опыт)

Таким образом, у нас получился план нашего исследования. Собирая материал и все полученные новые сведения, схематично мы будем зарисовывать в свои альбомы, (каждый метод исследования в свой домик, чтобы потом, посмотрев на свои записи, вы могли рассказать друзьям, родителям.

3.2 Рисование «Что такое вулкан». Подумать самостоятельно и ответить на вопрос. «Что такое вулкан?» (зарисовывают, сидя за столами).

Дети рассаживаются полукругом на ковре возле телевизора.

3.3 Просмотр фильма. Мы можем включить познавательный фильм, и посмотреть «Из чего состоят вулканы?»

3.4 Рисование строение вулкана.

И переходим к следующему этапу… (посмотреть информацию в интернете). Дети подходят к компьютеру, и находим нужную информацию.

3.5 Просмотр презентации «Виды вулканов». В интернете мы находим информацию, какие бывают вулканы. Презентация.

3.6 Рисование виды вулканов (за столами, схематично зарисовали).

3.7 Деловая игра «Специальный корреспондент».

Сегодня мы попросим помощи у наших гостей. Попросите их ответить на вопрос «Что происходит при извержении вулкана?» и зарисовать. Кто будет готов, садитесь на свои места.

И переходим к следующему этапу…

3.8 Работа с книгой в книжном уголке. В энциклопедии находим ответ на вопрос «Чем опасен вулкан?».

3.9 Рисование «Опасность вулканов».

В: А вы хотели бы хоть одним глазком посмотреть на извержение вулкана?

Д: Да.

Дети садятся за столы.

3.10 Опыт «Извержение вулкана».

Для проведения этого опыта нам потребовалось: макет вулкана, пищевая сода, немного моющей жидкости, красная краска, столовый уксус.

Вначале помещаем в «жерло» вулкана соду, немного красной краски и моющего средства. К следующей жидкости прошу отнестись очень внимательно, она обозначена особым знаком. Объяснить, что он означает? (дети знакомятся с этим знаком). Это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю уксус в «жерло». И наблюдаем «извержение» вулкана. Посмотрите что происходит?

Д: Красная лава выливается из кратера вулкана….

В: Вот так в природе всё и происходит. Интересно?

Д: Да.

4. Итог.

В: мои исследователи, посмотрите на свои зарисовки, записи и на наш вулкан, расскажите, что мы узнали о вулкане, интересного, что сможем рассказать другим по результатам проведённого исследования.

Д: рассказывают подводят итог:

что такое вулкан,

его строение,

какие они бывают,

что происходит при извержении,

чем это опасно.

5. Завершение работы.

Молодцы! Мы с вами проделали огромную работу, а на занятии по рисованию мы составим стенгазету на тему «вулкан», возьмем наш макет и пойдем, расскажем группе «Буратино».

Прикреплённые файлы:

kakie-byvayut-vulkany_2bd8u.pptx | 1797,56 Кб | Скачан: 160
 
Публикации по теме:

Интересное о кошках В этом году впервые в нашем детском саду проводилась научно-исследовательская конференция "Мы познаём мир" среди детей подготовительных.

Коллекционирование — увлекательная деятельностьКоллекционирование — увлекательная деятельность Ребенок в любой деятельности познает, развивается, общается. А в познавательно-исследовательской деятельности ребенок-дошкольник в первую.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Вулканы». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе
Опубликовано: 31 января 2014 в 19:35
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...