«Вулканы». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе

Светлана Березинская
«Вулканы». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной группе.

Автор: воспитатель 1 кв. категории Березинская С. В., МАДОУ д/с № 17 «Олимпик», г. Дивногорск.

Тема: "Вулканы".

Задачи:

Образовательная:

- познакомить детей с природным явлением - вулканом, внутренним его строением;

Развивающая:

- развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;

- поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

Воспитательная:

- воспитывать любознательность;

- закладывать основы экологической культуры личности.

Подготовка к исследованию, материалы:

– карточки с символическим изображением методов исследования:

«Подумать самостоятельно»

«Посмотреть по телевизору».

«Спросить у другого человека».

«Провести эксперимент»

«Посмотреть в книгах»

«Получить информацию у компьютера»

«Понаблюдать»

«Связаться со специалистами».

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением вулканов и города Дивногорска, телевизор, компьютер, книги энциклопедии, сода, уксус, красная краска, моющая жидкость, чайная ложка, макет гор – вулкана.

Предварительная работа:

1) Изготовление макета вулкана;

2) Изучение познавательной литературы, чтение энциклопедий.

3) Проведение опытов с песком, глиной, водой, камнями.

Словарная работа: вулкан, лава, извержение, пепел, потухшие, спящие, действующие вулканы, кратер, жерло.

Ход НОД:

1. Вводная беседа.

Дети рассаживаются полукругом на ковре возле телевизора.

В: Ребята скажите, пожалуйста, а в каком городе мы живем?

Д: в Дивногорске.

В: а вы знаете, почему его так назвали?

Д: если знают. Я вам скажу, почему наш город так называется.

Дивногорск – это маленький уголок Сибири, укрощённый Енисей и поразительной красоты горы. Наш город расположен в Красноярском крае на правом берегу реки Енисей, на склоне горы. Все дороги города ведут к Дивным горам – горы напротив набережной, на вершинах которых развеваются флаги, - самое красивое место в Дивногорске.

У нас спокойные горы, но в некоторых местах на земле есть необычные горы (огнедышащие) их называют вулканами.

А вы хотите узнать, что такое вулкан и из чего он состоит?

Д: ….

Введение в игровую ситуацию «Я исследователь»

Сегодня мы с вами будем играть в юных исследователей. А кто такие исследователи? Что они делают?

Ответы детей:…

Для проведения этой игры нам необходимо стать научными сотрудниками-исследователями. Мы надеваем шапочки «Я исследователь».

Дети садятся за столы.

2. Поиск и предложения возможных вариантов исследования (проектная деятельность).

Итак, мои маленькие исследователи, где и как можно найти информацию о вулканах?

Дети высказываются о знакомых методах исследования, возможных в стенах детского сада. Символические обозначения методов исследования вывешиваются (спросить у взрослого или сверстника, прочитать в книге, посмотреть познавательный фильм, и т. д.).

3. Ход исследования.

3.1 Беседа.

В: Дети вы что-нибудь знаете о вулканах?

Д: ….

В: А что бы вы хотели узнать о вулканах? Я как старший научный сотрудник подведу итоги. Итак, план нашего исследования:

Что нам надо узнать:

•Что такое вулканы? (подумать самостоятельно)

•Из чего состоят вулканы? (познавательный фильм, телевизор)

•Какие бывают вулканы? (интернет, компьютер)

•Что происходит при извержении вулкана? (спросить у другого человека, (опыт)

•Чем это опасно? (книга, (опыт)

Таким образом, у нас получился план нашего исследования. Собирая материал и все полученные новые сведения, схематично мы будем зарисовывать в свои альбомы, (каждый метод исследования в свой домик, чтобы потом, посмотрев на свои записи, вы могли рассказать друзьям, родителям.

3.2 Рисование «Что такое вулкан». Подумать самостоятельно и ответить на вопрос. «Что такое вулкан?» (зарисовывают, сидя за столами).

Дети рассаживаются полукругом на ковре возле телевизора.

3.3 Просмотр фильма. Мы можем включить познавательный фильм, и посмотреть «Из чего состоят вулканы?»

3.4 Рисование строение вулкана.

И переходим к следующему этапу… (посмотреть информацию в интернете). Дети подходят к компьютеру, и находим нужную информацию.

3.5 Просмотр презентации «Виды вулканов». В интернете мы находим информацию, какие бывают вулканы. Презентация.

3.6 Рисование виды вулканов (за столами, схематично зарисовали).

3.7 Деловая игра «Специальный корреспондент».

Сегодня мы попросим помощи у наших гостей. Попросите их ответить на вопрос «Что происходит при извержении вулкана?» и зарисовать. Кто будет готов, садитесь на свои места.

И переходим к следующему этапу…

3.8 Работа с книгой в книжном уголке. В энциклопедии находим ответ на вопрос «Чем опасен вулкан?».

3.9 Рисование «Опасность вулканов».

В: А вы хотели бы хоть одним глазком посмотреть на извержение вулкана?

Д: Да.

Дети садятся за столы.

3.10 Опыт «Извержение вулкана».

Для проведения этого опыта нам потребовалось: макет вулкана, пищевая сода, немного моющей жидкости, красная краска, столовый уксус.

Вначале помещаем в «жерло» вулкана соду, немного красной краски и моющего средства. К следующей жидкости прошу отнестись очень внимательно, она обозначена особым знаком. Объяснить, что он означает? (дети знакомятся с этим знаком). Это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю уксус в «жерло». И наблюдаем «извержение» вулкана. Посмотрите что происходит?

Д: Красная лава выливается из кратера вулкана….

В: Вот так в природе всё и происходит. Интересно?

Д: Да.

4. Итог.

В: мои исследователи, посмотрите на свои зарисовки, записи и на наш вулкан, расскажите, что мы узнали о вулкане, интересного, что сможем рассказать другим по результатам проведённого исследования.

Д: рассказывают подводят итог:

что такое вулкан,

его строение,

какие они бывают,

что происходит при извержении,

чем это опасно.

5. Завершение работы.

Молодцы! Мы с вами проделали огромную работу, а на занятии по рисованию мы составим стенгазету на тему «вулкан», возьмем наш макет и пойдем, расскажем группе «Буратино».

Прикреплённые файлы:

kakie-byvayut-vulkany_2bd8u.pptx | 1797,56 Кб | Скачан: 168
 
Публикации по теме:

Интересное о кошках В этом году впервые в нашем детском саду проводилась научно-исследовательская конференция "Мы познаём мир" среди детей подготовительных.

Коллекционирование — увлекательная деятельностьКоллекционирование — увлекательная деятельность Ребенок в любой деятельности познает, развивается, общается. А в познавательно-исследовательской деятельности ребенок-дошкольник в первую.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Вулканы». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе
Опубликовано: 31 января 2014 в 19:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД «Наблюдение за примулами». (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....