Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства воздуха»

Ольга Рытова
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства воздуха»

Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.

Образовательная:

- область «Познание»: уточнить и расширить знание детей о воздухе, познакомить детей со способами обнаружения воздуха;

- область «Коммуникация»: создать доброжелательный настрой. Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов. Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, газ);

- область «Художественное творчество»: вызывать интерес к рисованию, желание рисовать самостоятельно, учить воспринимать изображения как отражение реальных предметов;

- область «Здоровье»: формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни.

Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности. Вызвать желание детей помочь Галчонку.

Предварительная работа:

Беседы и загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, слушание А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремов, «Ветер» М. Исаковского.

Демонстрационный материал: полиэтиленовые мешочки по количеству детей; стаканчики с водой; трубочки по количеству детей; игрушки, баночки; два подноса; таз с водой; шарики ваты; воздушные шары по количеству детей; небольшие камни по количеству детей; дудочки, чистые листы бумаги, фломастеры.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Организационный момент.

А для начала я предлагаю вам стать в круг

«Дружно за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся!

Вы готовы начинать? (Да)

Можно дальше продолжать? (Да)

- Сегодня я шла в детский сад и думала: какую интересную игру приготовить для вас. Подхожу к калитке детского сада и вдруг вижу, она то откроется, то закроется. Подошла поближе, никого нет. А калитка все равно – то откроется, то закроется…

- Кто же ее открывал? (ветер)

-А какой бывает ветер? (сильный, слабый, холодный, теплый)

- А мы можем сами сделать ветер? (Да)

- А как? (подуть)

-Ребята, хотите поиграть с ватным шариком? (Да)

- Если мы сильно дуем, что происходит с шариком? (он улетает)

- А как надо подуть, чтобы шарик не улетел? (слабо подуть)

- Так какой бывает ветер? (ветер бывает слабым и сильным)

- Ребята что такое ветер? (это движение воздуха)

-А где есть воздух? (везде)

- А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения)

- А можно жить без воздуха? Почему?

- А давайте проверим. Вздохните побольше воздуха и задержите дыхание. Достаточно.

- Какое было желание? (ответы детей)

- Значит для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

Значит, воздух есть везде, и жизнь без него невозможна.

Сегодня к нам в группу пришло письмо. Хотите узнать от кого? (Да)

- Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Галчонок. Мне мама постоянно говорит, что я летаю по воздуху. А что такое воздух? Лично я, никогда не видел воздух. А вы ребята? Помогите мне узнать все про воздух».

- Поможем Галчонку?

- Тогда, я приглашаю вас в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие ученые.

- Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (твердый)

Камень это твердое тело. А можно ли взять в руки воздух и сжать его? (нет)

- Значит можно сделать вывод, что воздух не твердое тело.

- Посмотрите на стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей) А что умеет делать вода? (ответы детей) Так что же такое вода? (ответы детей) Да, вода это жидкость. А воздух может течь, переливаться? (нет)

Значит можно сделать вывод, что воздух не жидкость. Но как же тогда его обнаружить? Продолжим наши исследования.

- Когда вы выдыхаете, вы видите, сколько воздуха вы выдохнули? (ответы детей)

- А хотите увидеть воздух? (Да)

Опыт № 1

- Для этого подвиньте стакан с водой, опустите конец соломинки в воду. Вдохните через нос, а выдохните через рот в трубочку, вставленную в стакан с водой, только осторожно. Что появилось в стакане? (пузырьки воздуха)

Правильно, мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков.

Вывод: чем больше мы вдохнем воздуха, тем больше пузырьков появится в стакане. Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?

Опыт № 2

Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей) Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим. Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

- Ребята, а где еще спрятан воздух? В каких предметах? (ответы детей)

Летом на речке люди используют этот «запертый» воздух. Это надувные матрасы, жилетки, круги для плавания.

Игра «Где спрятался воздух

- Ребята, помогите мне разобрать игрушки на те, которые плавают, и те, которые нет. В каких игрушках спрятан воздух?

Дети поочередно достают из мешочка игрушки и раскладывают их на два подноса. - Ребята, а как можно проверить, правильно ли вы разобрали игрушки? Давайте проведем опыт, опустим игрушки в воду! (подводится итог игры)

Опыт № 3 (воздух можно услышать)

Давайте надуем шарики, где сейчас воздух? (внутри шариков)

Спустите наши шарики. Что происходит? (воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха)

Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы слышим? (Звук)

Правильно, мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.

Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

Физминутка.

Прежде чем мы с вами будем выполнять следующее задание, нам надо размяться: (выполняются движения по тексту)

«Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше».

- Ребята, а как воздух помогает людям? Как используют его свойства? (фен, вентилятор, воздушный шар, колеса машин, парусные корабли)

(Беседа по картинам)

Вот как много мы с вами сделали открытий, давайте еще раз вспомним, что мы узнали про воздух, для того что бы я смогла написать ответ Галчонку на его письмо:

- воздух бесцветный, мы его не видим;

- без воздуха ничто живое не может жить;

- чтоб увидеть воздух, его надо поймать;

- воздух легче воды;

- ветер – это движение воздуха.

Ребята, хотите сделать приятное Галчонку? (Да) Давайте нарисуем ему в подарок разноцветные воздушные шарики. Он будет очень рад получить от нас подарок. (Дети рисуют воздушные шары)

Какие у вас получились красивые шарики! Вместе с письмом ваши подарки сегодня я отправлю Галчонку, он будет очень рад. А нам пора одеваться и идти на улицу дышать свежим воздухом.

Публикации по теме:

Коллекционирование как одна из форм развития познавательной активности ребёнка. Проект «Путешествие в музей» Уважаемые коллеги! Наша группа (вторая младшая, возраст 3-4 года) участвовала в проекте «Путешествие в музей». Тема, которую мы представляли.

Многофункциональная игра по ФЭМП «Помоги лягушонку найти дорогу домой» Цель:Формирование элементарных математических представлений через игру, привлечь внимание деией к выполнению игровых заданий. Учить называть.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства воздуха»
Опубликовано: 12 сентября 2013 в 21:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...