Познавательно-исследовательский проект «Откуда хлеб пришел»

Виктория Кожевникова
Познавательно-исследовательский проект «Откуда хлеб пришел»

Название проекта «Откуда хлеб пришел»

Вид проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный (неделя)

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители

Возраст детей: 5-6 лет

Продукт деятельности

1. Индивидуальные проекты «Как хлеб появился на нашем столе?»;

2. Развлечение «Хлеб- всему голова»»;

3. Замешивание теста и выпечка хлеба

4. Коллекция видов зерновых культур (уголок экспериментирования)

5. Посадка озимых, наблюдение за последовательностью их прорастания и зарисовка алгоритма роста (схемы)

Сроки реализации 12.11.2012г. -16.11.2012г.

Проблема: недостаточные представления о производстве хлеба; о пути, который проходит хлеб, прежде чем попасть на стол;

Цель: формировать у детей представление о ценности хлеба, общественной значимости труда хлебороба;

Практическая значимость: дети будут бережно относиться к хлебу

Актуальность

Хлеб это символ благополучия, достатка.

Хлеб на столе - это богатство в доме.

В нашей стране относились к хлебу всегда по- особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, и проследить весь путь хлеба – от зернышка до магазина.

Задачи:

-формировать представление о процессе производства хлеба (от зернышка в поле до каравая на столе): как он происходил раньше и происходит сейчас посредством д/и «Что сначала, что потом»(ОО «Познание»)

- обогащать представления детей о значимости и ценности хлеба в нелегкие военные годы посредством просмотра видеофильма «Хлеб моего детства»(ОО «Познание»)

-формировать систему представлений детей о приготовлении хлеба посредством продуктивной деятельности «Мы- пекари», просмотра видеоэкскурсии «Подбельский хлебозавод»; дать детям представления о том, как выращивали хлеб в старину на Руси и в настоящее время, донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей посредством экскурсии в краеведческий музей («ОО «Познание»)

-расширять представления детей о хлебе как одном из величайших богатств земли посредством просматривания слайдовых презентаций, фрагмента фильма «Урожай хлеба» (ОО «Познание»)

- расширять представления детей о видах хлебобулочных изделий посредством экскурсии в продовольственный магазин (ОО «Познание»)

-развивать познавательную активность через рассматривание иллюстраций, мультфильмов «Колосок», «Легкий хлеб», при проведении игровой деятельности (п/г, п/и, д/и, СРИ, театр. деятел-ть, рассматривании и чтении книг, наблюдения за трудом взрослых в пекарне, за прорастанием пшеницы;

ситуативный разговор, НОД, чтение и разучивание стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, примет, чистоговорок, скороговорок и т. д. (ОО «Познание»)

-развивать творческое воображение детей через мыслительно-поисковую и

продуктивную деятельность (ОО «Познание»)

-развивать творческое мышление через НОД, познавательные игры, способствующие реализации цели проекта, эксперименты, развлечение;

-закрепить представления о последовательности роста растений (пшеницы, ржи. овса) и необходимых погодных условиях (солнце, дождь, тепло) посредством исследовательской деятельности (рассматривание злаковых культур и посадка их в землю (ОО «Познание»)

-развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей (ОО «Коммуникация»)

-развивать коммуникативные качества воспитанников через организацию коллективной деятельности: СРИ, п/и, игровые ситуации, театрализованную деятельность, развлечение (ОО «Коммуникация»)

-активизировать словарь детей- тракторист, борона, бороновать, элеватор, агроном и т. д. посредством игровой деятельности, рассматривания предметных картинок (ОО «Коммуникация»)

-воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые его выращивают посредством чтения художественной литературы, прослушивания аудиоматериалов (ОО «Социализация»)

-способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада (ОО «Социализация»)

-расширять представления о безопасном использовании орудий труда при их рассматривании, о безопасном поведении при встрече с транспортом посредством ситуативных разговоров, игровых ситуаций («ОО «Безопасность»)

-расширять представления детей о роли труда в жизни людей посредством ознакомления с различными профессиями: пахарь, сеятель, комбайнер, хлебороб, агроном, тракторист, мукомол, пекарь посредством д/и «Что сначала, что потом» (ОО «Труд»)

-познакомить с орудиями труда- плуг, борона, цепа, серп (старинными) в ходе обсуждения сказки «Колосок», рассматривания предметных картинок, иллюстраций художников, во время экскурсии в краеведческом музее («ОО «Труд»)

- познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями в ходе обсуждения произведений художественной литературы («ОО «Труд»)

- совершенствовать представления о пользе хлебобулочных изделий для человека посредством коммуникативной (ситуативный разговор, игровая ситуация, д/и, продуктивной (изготовление хлебных изделий из соленого теста) деятельности (ОО «Здоровье»)

- соблюдение санитарно-гигиенических норм при работе с продуктами при совместной продуктивной деятельности (замешивание тесто) (ОО «Здоровье»)

Предполагаемый результат:

-Понимание детьми ценности хлеба, важности труда хлебороба.

-Представления детей о технологии приготовлении хлеба.

Взаимодействие с родителями

- Консультация для родителей «Значение хлеба в жизни человека», «Вторая жизнь черствого хлеба»(изготовление книжки- малышки «Блюда из черствого хлеба»

-Папка-передвижка «История пшеницы»

План проекта

1. Вводная часть.

• Постановка проблемы, цели и задач, схема и формы реализации проекта.

• Обоснование реализации проекта, актуальность проблемы.

2. Практическая часть.

• НОД, посвященные теме «Откуда пришел хлеб».

• Пословицы, поговорки, приметы, стихи, загадки о хлебе, хлебных изделиях

• Чтение рассказов и сказок.

• Игровая деятельность: СРИ, п/г, п/и, д/и.

• Двигательная деятельность: физминутка, п/и

• Культурно – досуговая деятельность: развлечение.

3. Заключительная часть.

• Развлечение «Хлеб- всему голова»»

• Фотопрезентация «Как хлеб к нам на стол попадает»

Познавательно-исследовательский проект «Откуда хлеб пришел»

ультурно-досуговая деятельность на тему «Хлеб -всему голова»

Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Коммуникация»; «Социализация»; «Чтение художественной литературы»; «Музыка»

Задачи: - создать положительный эмоциональный настрой во время праздника («Социализация»);

- обобщить представления детей о процессе производства хлеба посредством рассказов о последовательности прорастания зерен посредством наблюдений, о способах выпечки хлеба в домашних условиях («Познание»);

- обогащать представления детей о значимости и ценности хлеба в нелегкие военные годы посредством просмотра видеофильма «Блокадный хлеб»(ОО «Познание»);

- совершенствовать лексико-грамматический строй речи посредством рассказов о пути, который проходит хлеб, прежде чем попасть на стол.

(«Коммуникация»);

- развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, мышление, память («Познание»);

- развивать умение выразительного чтения стихотворений («Чтение художественной литературы»);

- воспитывать нравственно-патриотические ценности, культуру обращения с народным достоянием- хлебом(«Социализация»);

- воспитывать уважение к приметам и обычаям русского народа («Социализация»).

Материал: каравай на рушнике или тарелка с нарезанным ломтями хлебом, связки баранок, фотопрезентация «Как хлеб к нам на стол пришел», колоски пшеницы, печка, костюмы поварят, костюм Хозяюшки, Пекаря; самовар, супница, ингредиенты для эстафеты, виды хлебобулочных изделий видеофрагмент «Блокадный хлеб», предметные картинки для игровой деятельности

Логика культурно- досуговой деятельности

Звучит песня "Русское поле" Яна Френкеля -под музыку входят дети, встают у стульчиков.

Ведущий: Рожь, рожь, дорога полевая-

Ведет неведомо куда.

Рожь, рожь до свода голубого,

Поля без края и конца.

Эти бескрайние золотые поля - наше богатство, наш хлеб.

Под торжественную музыку в центр зала выходят чтецы, девочка с караваем хлеба на вышитом полотенце и мальчики с колосками пшеницы.

1 реб.

Вот он- хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

2 реб.:

У народа есть слова:

«Хлеб- всей жизни голова».

Славится он первым на земле,

Славится он первым на столе.

3 реб.:

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб,

Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное - работой пахнет хлеб.

Дети оставляют атрибуты у центральной стены, садятся.

Песня «Колосок»

Хозяйка возле печи встречает гостей. Входят дети:

-Здравствуй, хозяюшка. Добрый день!

-Хлеб да соль!

Хозяюшка: Здравствуйте!

Дети: Хозяюшка, расскажи нам про каравай?

Рассказ «Как родился каравай»

Хозяюшка: Много труда и терпения требовалось, чтобы собрать урожай хлеба. Расскажите моим гостям, откуда пришел к нам хлеб (дети приглашают Хозяюшку к себе)

Игра «Откуда берется хлеб». Детям раздаются предметные картинки- их нужно расставить в правильном порядке (дети встают по порядку)

Входит пекарь в белом колпаке. В руках у него корзина с хлебом — батоны, буханки, булочки. На шее — связка сушек. Поет на мотив песни «Не кочегары мы, не плотники» (из к/ф «Высота»):

Не кочегары мы, не плотники,

Но сожалений горьких нет как нет.

Хлебозавода мы работники,

Вам из пекарни шлем привет!

Пекарь: Здравствуйте, ребятки! Я к вам прямо с работы - с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес.

-Ребята, вспомните, что делает пекарь на хлебозаводе? (Выпекает хлеб)

Пекарь: Верно! Но какой длинный путь проходит буханка, прежде чем оказаться на прилавке магазина! А ведь начинается все с м-а-а-аленького зернышка, посаженного в землю.

Ребенок читает стихотворение Е. Трутневой «Золотой дождик»

«По земле сырой, не жесткой,

Там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.

И до вечера и позже,

До полночи с темнотой,

Зерна сыпались, как дождик,

Точно дождик золотой».

Ведущий: А кто такие хлеборобы (Ответы детей)

Командная игра «Посади зерно» (на столе разложены предметные картинки в перемешанном виде. Задание: разложить в правильной последовательности.)

Ведущий: Предлагаю вам рассказать, что у нас получилось, поделиться своими наблюдениями.

Рассказ детей по схемам «Прорастание зернышка» с показом результата своей деятельности

Пекарь: Молодцы, ребята! Ох, много у нас на хлебозаводе работы. Тесто замеси…

Ведущий: А мы тоже умеем замешивать тесто и сейчас об это расскажем.

Рассказ «Как хлеб к нам на стол пришел» (с показом фотографий)

Командная эстафета «Что нужно для замешивания теста»

(Дети делятся на две команды и в стаканчиках носят ингредиенты (присутствуют лишние)

Пекарь: А вы хлеб любите (да)

Ведущий: и об этом мы сейчас споем

Поют песню на мотив «Песенки про лето» (из м/ф «Дед Мороз и лето»):

Вот она какая, хлеба корка,

С хрустом аппетитным, с вкусом тонким.

И поджариста и ароматна,

Нету ничего приятней.

В магазине вкусно пахнет хлебом,

Хлеба пекарь нам печет к обеду,

Каждый понедельник, вторник, среду

И во все другие дни.

Вот она какая, хлеба корка,

С хрустом аппетитным, с вкусом тонким.

И поджариста и ароматна,

Нету ничего приятней.

Пекарь: Да, прямо гимн хлебу получился! Я доволен! Какие вы молодцы!

Ведущий: Ребята, вы слышали такое понятие – фронтовой хлеб? (хлеб, который пекли в самые тяжелые годы, в годы Великой Отечественной войны)

- Ребята, вспомните, отличается ли фронтовой хлеб от хлеба, который мы едим сегодня? (Ответы детей).

(Просмотр видеофрагмента» Блокадный хлеб»)

Пекарь: Ребята, а что значило дарить хлеб? (желать благополучия и богатства)

Пекарь: К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. Про хлеб существует много пословиц и поговорок.

(Дети рассказывают пословицы и поговорки о хлебе)

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Без соли хлеб не еда.

Без соли, без хлеба — половина обеда.

Без хлеба куска везде тоска.

Без хлеба святого все приестся.

Калач приестся, а хлеб никогда.

Всяк на себя свой хлеб добывает.

Горьки работа, да хлеб сладок.

За краюшкой погонишься — каравай потеряешь.

Ведущий: Хлеб- это величайший труд, наше богатство.

Дети читают по очереди строчки из стихотворения:

Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб».

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб».

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб».

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб».

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Пекарь: Да, труд большой! Вы это уже поняли!

Пальчиковая игра в кругу «Из пшеничной из муки»

Из пшеничной из муки,

Испекли мы пироги (дети ритмично лепят “куличи”, загибают по одному пальцу, перечисляя то, что испекли из муки).

Плюшки, пряники, печенье,

Кексы, торты, калачи,

Булки, бублики, баранки

И достали из печи.

Вот румяный каравай

Приходите к нам на чай (медленно произносят текст- одновременно протягивают обе руки, соединяют руки в “каравай”,кланяются с движением руки от груди)

Игра «Что к чаю, что с супом» (Дети распределяют хлебные продукты на 2 вида)

Пекарь: Хлеб — это дар земли. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить (кого) птиц.

Ведущий: Ребята, предлагаю вам вспомнить правила бережного отношения к хлебу и каждый день их придерживаться.

Дети по очереди читают строчки стихотворения:

Хлеб наш берегите!

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте!

С хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя!

Берегите хлеб, друзья!

Пекарь: Ну, ребятки, мне пора на хлебозавод. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не остались без нужного всем людям продукта.

Пекарь прощается и раздает детям сушки.

Ведущий:

С огурцами ли, с картошкой,

Надо хлеб съедать до крошки.

Потому что много сил

Тратит тот, кто хлеб растил.

Хлеб растят с любовью-

Ешьте на здоровье. Приглашение на чаепитие.

Публикации по теме:

Проекты в детском саду 2 Проекты в блогах коллегВ блоге Людмилы Никифоровой Проект " Дары осени" Вид проекта: познавательно-изобразительный Старшая группа Цель проекта:.

Презентация. Разноцветный мир космоса Уважаемый коллеги! Представляю свой проект "Разноцветный мир космоса". Тип проекта практико-ориентированный,краткосрочный. Цель проекта.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Откуда хлеб пришел»
Опубликовано: 5 декабря 2012 в 20:31
+44
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 37.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер класс «Дед Мороз»
Приглашаю всех коллег и друзей на мастер класс "Дед Мороз" -техникой оригами, который вам покажет Сусанна. Для работы нам нужен лист цветной...
Как я мастерила Щелкунчика
Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Сейчас у всех хлопотная предпраздничная пора! Нынче в нашем детском саду утренники в подготовительных...
Фото отчет творческого конкурса: «Петушок — символ нового года»
На Руси спокон веков Уважали петухов. Кто еще сравнится С этой храброй птицей? В сказках он готов помочь, Разрешить все споры. Ведь недаром у него...
Зима в Нижнем Новгороде. Фотозарисовка
Зима – сказочное время года! ! Зимой наступает Новый год , Рождество! Снег, мороз, метель , сосульки, непогода – удивительный мир зимы! Этот удивительный...
Мастер класс «Снеговички»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Предновогодняя подготовка уже в полном разгаре. Мы тоже начали украшать группу, делать новогодние поделки и конечно же...